ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2823/2021 от 17.11.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2а-2823/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2021 года г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – Кунице Е.В.,

с участием истца – ФИО1,

представителя ответчика – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» о признании незаконным отказа в приобретении стандартного жилья, понуждении устранить нарушения прав, заинтересованные лица – Администрация г. Симферополя, Муниципальное унитарное предприятие «Железнодорожный Жилсервис»,

УСТАНОВИЛ:

18.10.2021 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» о признании незаконным отказа в приобретении стандартного жилья, понуждении устранить нарушения прав, мотивируя свои требования тем, что он, его супруга ФИО5 и их несовершеннолетняя дочь ФИО1, являются молодой семьей в возрасте до 33 лет, нуждается в улучшении жилищных условий. 30.12.2020 года истцом было подано заявление в Администрацию г. Симферополя, и все необходимые документы согласно перечня документов для включения в список граждан-заявителей (Реестр граждан), имеющих право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования», опубликованного на официальном сайте Администрации города Симферополя Республики Крым, в соответствии с Постановлением Совета министров республики Крым от 15.02.2017 года № 75. Постановлением Администрации г. Симферополя от 09.02.2021 года № 512 семья истца была включена в список граждан-заявителей (Реестр граждан), имеющих право на приобретение стандартного жилья, по соответствующей категории, имеющих одного ребенка или более, при этом возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. 07.06.2021 года на официальном сайте Некоммерческой организацией «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» была опубликована новость, в которой было указано, что открыта предварительная запись на прием документов от граждан, включенных в реестр граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, с целью приобретения стандартного жилья. Истец по записи подал все необходимые документы согласно перечня, опубликованном на официальном сайте. 17.07.2021 года истец получил письмо с отказом в приобретении стандартного жилья по причине предоставления документов, содержащих неполные сведения. Истец считает, что ответчиком были грубо нарушено его право, гарантированное законодательством его семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просил признать данный отказ незаконным, и обязать ответчика предоставить истцу и его семье право на приобретение стандартного жилья в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, согласно поданного заявления от 18.06.2021 года.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в судебном заседании возражал против исковых требований, пояснив, что одним из требований на приобретение стандартного жилья является обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 18 кв.м в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи (не более 32 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина). Так как реализация гражданином права на приобретение стандартного жилья осуществляется непосредственно в момент заключения договора купли-продажи такого помещения, исходя из положений п.1.4 Порядка приобретения гражданами стандартного жилья, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 15.02.2017 года № 75, требованиям, установленным Порядком гражданин должен соответствовать не только в момент принятия органом местного самоуправления решения о соответствии гражданина категории граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья и о включении такого гражданина в список граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, но и в момент заключения договора приобретения стандартного жилья, тем более, что между данными событиями (включение гражданина в список граждан и заключение договора купли-продажи) может пройти значительный промежуток времени, в течение которого основания, по которым гражданин был включен в список граждан могут неоднократно измениться. Истец ФИО1 18.06.2021 года обратился к ответчику с заявлением о приобретении стандартного жилья, приложив документы, среди которых отсутствовал документ, содержащий информацию о площади жилого помещения. Отсутствие информации об общей площади жилого помещения, занимаемого гражданином и членами его семьи делает невозможным определение размера обеспеченности гражданина и членов его семьи общей площадью жилых помещений в соответствии с абзацем 2 п.п.1 п.2.1 Порядка. Учитывая изложенное, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Остальные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 83 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.02.2017 года № 75 утвержден Порядок и условия приобретения гражданами стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (далее – Порядок).

Настоящим Порядком устанавливается порядок проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным Законом № 130-ЗРК/2015 категориям граждан, формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, ведения уполномоченным органом Реестра граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, включенных в такие списки, условий приобретения стандартного жилья.

К стандартному жилью в соответствии с п.1.3 Порядка относятся жилые помещения в объектах, строящихся (построенных) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (далее - стандартное жилье), цена договоров купли-продажи которых в расчете на 1 кв. м общей площади таких жилых помещений не превышает 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - максимальная цена стандартного жилья).

В соответствии с п.2.1 Порядка стандартное жилье подлежит продаже по договорам купли-продажи по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья, гражданам Российской Федерации, проживающим и зарегистрированным в Республике Крым, которые имеют право на приобретение такого жилья (п.1.4).

Право на приобретение стандартного жилья на территории Республики Крым имеют категории граждан, установленные статьей 34.1 Закона № 130-ЗРК/2015, постоянно проживающие и зарегистрированные на территории Республики Крым, если они соответствуют следующим требованиям:

1) имеют обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 18 кв. м в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи (не более 32 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина).

Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений, указанный в подпункте 1 пункта 2.1 настоящего Порядка, определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Под членами семьи гражданина-заявителя в настоящем Порядке понимаются проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети и их родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с гражданином-заявителем;

2) для категорий граждан, определенных подпунктами 7 - 9, 15 - 20 части 1 статьи 34.1 Закона № 130-ЗРК/2015, общий стаж работы в организациях, предприятиях, учреждениях всех форм собственности, находящихся на территории Республики Крым, составляет не менее трех лет;

3) право на приобретение стандартного жилья предоставляется гражданам и членам их семей один раз при условии, что граждане и члены их семей не реализовали право на улучшение жилищных условий в рамках иных государственных и республиканских программ, а также не приобрели земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

В целях реализации права граждан на приобретение стандартного жилья на территории Республики Крым органы местного самоуправления городских округов, городских поселений, сельских поселений на территории Республики Крым проводят проверку соответствия граждан-заявителей и членов их семей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, и формируют списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья (п.3.1).

Гражданин, включенный органом местного самоуправления в список граждан, имеет право на приобретение стандартного жилья в любом объекте жилищного строительства, строящемся (построенном) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» (п.3.2).

Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Министерство) направляет в органы местного самоуправления уведомление о начале формирования списков граждан с указанием адресного перечня объектов стандартного жилья (п.3.3).

На официальном сайте Министерства и официальных сайтах органов местного самоуправления размещается и публикуется следующая информация:

1) условия приобретения стандартного жилья;

2) категории граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья;

3) о реализуемых проектах жилищного строительства, в том числе планируемый объем строительства стандартного жилья на каждом земельном участке;

4) время и сроки принятия заявлений граждан о включении в список граждан (далее - заявление);

5) перечень необходимых документов, включая письменное согласие граждан и членов их семей на обработку и представление их персональных данных в случае включения гражданина в список граждан, и требования к их оформлению для подачи заявления, в том числе форма заявления (п.3.4).

Согласно п.3.5 Порядка для включения в список граждан граждане подают в орган местного самоуправления по месту постоянной регистрации следующие документы:

1) заявление по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку;

2) документы по перечню, приведенному в приложении 2 к настоящему Порядку, а именно:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина-заявителя;

2. Документы, подтверждающие принадлежность гражданина-заявителя к одной или нескольким категориям граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья.

3. Документы или копии документов, содержащих сведения о совместно проживающих с гражданином членах его семьи, в том числе паспортов или свидетельств о рождении (для несовершеннолетних членов семьи гражданина), документов, подтверждающих степень родства или свойства по отношению к гражданину и место постоянного проживания таких членов семьи гражданина.

4. Копии договоров социального найма, правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие гражданину-заявителю и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые гражданином-заявителем и (или) членами его семьи по договору социального найма (при наличии таких документов).

5. Согласие на обработку персональных данных гражданина-заявителя и членов его семьи, а в случае регистрации супруга (супруги) по разным адресам, согласие супруга (супруги) и их родителей. Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетних лиц подписывают их законные представители.

Орган местного самоуправления формирует список граждан в порядке очередности, исходя из времени подачи заявлений и требуемых документов, а также с учетом установленного пунктом 2.2 настоящего Порядка преимущественного права граждан на приобретение стандартного жилья.

Органы местного самоуправления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за обоснованность принятия решения о соответствии гражданина-заявителя и членов его семьи категориям граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, обоснованность включения гражданина-заявителя и членов его семьи в список граждан, достоверность и полноту представляемых сведений (п.3.16).

Согласно п.4.1 Порядка, Реестр граждан ведет Фонд по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Порядку, на основании сведений списков граждан, полученных от органов местного самоуправления.

Фонд ежемесячно, до конца последнего рабочего дня отчетного месяца, обновляет Сводный реестр граждан на основании полученных от органов местного самоуправления списков граждан (п.4.2).

При обновлении Сводного реестра граждан Фонд проверяет полученные от органов местного самоуправления сведения, в том числе отсутствие гражданина-заявителя и членов его семьи в ранее сформированном Сводном реестре граждан, отсутствие гражданина-заявителя и членов его семьи в числе граждан, реализовавших право на приобретение стандартного жилья, отсутствие гражданина-заявителя и членов его семьи в числе граждан - участников программы «Жилье для российской семьи».

В случае выявления вышеуказанных фактов, Фонд в течение трех рабочих дней с момента выявления таковых направляет в адрес соответствующего органа местного самоуправления информацию о них с целью исключения таких граждан из списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья.

Фонд ежемесячно направляет Министерству и органам местного самоуправления, направляющим в Фонд списки граждан, информацию о ходе заключения договоров купли-продажи в отношении стандартного жилья, построенного (строящегося) на территории Республики Крым на земельных участках, предоставленных Фонду (п.4.3).

Судом установлено, что 13.12.2020 года истец ФИО1 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, приложив все необходимые для этого документы (л.д.37-38).

Постановлением Администрации г. Симферополя от 09.02.2021 года № 512 ФИО1 включен в Список граждан-заявителей, имеющих право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (л.д.35-36).

07.06.2021 года на официальном сайте Некоммерческой организацией «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» была опубликована информация об открытии предварительной записи на прием документов от граждан, включенных в реестр граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, с целью приобретения стандартного жилья (л.д.49).

18.06.2021 года истец ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о приобретении стандартного жилья, приложив к заявлению следующие документы: Выписка из постановления Администрации г. Симферополя от 09.02.2021 года № 512; копи паспортов и СНИЛС ФИО1 и ФИО5; копия свидетельство о браке; свидетельство о рождении ребенка ФИО1; лицевой счет № 98923.0; адресные справки членов истца и членов семьи в оригиналах (л.д.47-48).

17.07.2021 года истец получил письмо Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» с отказом в приобретении стандартного жилья по причине предоставления документов, содержащих неполные сведения, вследствие чего не представляется возможным установить соответствие заявителя требованиям п.п.1 п.2.1 Порядка и условий приобретения гражданами стандартного жилья (л.д.46).

В дополнительном ответе Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» от 11.08.2021 года ФИО1 разъяснено, что совместно с заявлением о приобретении стандартного жилья, помимо прочих документов, была предоставлена копия лицевого счета № 98923.0, выданного МУП «Железнодорожный Жилсервис» 10.06.2020 года, в котором отсутствовала информация об общей площади жилого помещения, занимаемого им и членами его семьи, другие предоставленные документы данную информацию не содержали, из-за чего не представилось возможным установить соответствие заявителя требованиям п.п.1 п.2.1 Порядка № 75 (л.д.41-42).

Давая анализ правомерности отказа Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в приобретении истцом стандартного жилья, суд учитывает, что Порядком не предусмотрено истребование Фондом у граждан каких-либо документов, подтверждающих площадь занимаемого ими жилого помещения.

Как ранее указывалось, Фонд ежемесячно, до конца последнего рабочего дня отчетного месяца, обновляет Сводный реестр граждан на основании полученных от органов местного самоуправления списков граждан; проверяет полученные от органов местного самоуправления сведения, в том числе отсутствие гражданина-заявителя и членов его семьи в ранее сформированном Сводном реестре граждан, отсутствие гражданина-заявителя и членов его семьи в числе граждан, реализовавших право на приобретение стандартного жилья (п.4.2 Порядка).

Таким образом, Фонд проверяет сведения на основании полученных от органов местного самоуправления граждан, самостоятельно у граждан каких-либо документов не истребует.

При указанных обстоятельствах в силу вышеприведенных оснований, оспариваемое решение об отказе в приобретении стандартного жилья от 16.07.2021 года нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно нарушает права и законные интересы административного истца.

Иных оснований для отказа в приобретении стандартного жилья в обжалуемом решении ответчиком не приведено.

Доводы представителя ответчика о том, что исходя из положений п.1.4 Порядка гражданин должен соответствовать установленным данным Порядком требованиям не только в момент принятия органом местного самоуправления решения о соответствии гражданина категории граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья и о включении такого гражданина в список граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, но и в момент заключения договора приобретения стандартного жилья, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку полномочиями по проверке данных обстоятельств наделен только орган местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд находит требования истца в данной части законными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, заявленные требования о понуждении ответчика обязать ответчика предоставить истцу и его семье право на приобретение стандартного жилья в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, согласно поданного заявления от 18.06.2021 года, удовлетворены быть не могут, поскольку судебный контроль препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции органа, наделенного соответствующими полномочиями.

При этом суд полагает необходимым возложить обязанность на ответчика повторно рассмотреть заявление истца в приобретении стандартного жилья от 18.06.2021 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в приобретении ФИО1 стандартного жилья.

Обязать Некоммерческую организацию «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» повторно рассмотреть заявление ФИО1 в приобретении стандартного жилья от 18.06.2021 года.

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме принято 25.11.2021 года.