ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2823/2022 от 17.08.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2а-2823/2022

УИД 60RS0001-01-2022-005619-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

Председательствующего судьи Дорошенко Ю.В.,

при секретаре Терентьевой А.В.,

с участием административного истца Орлова А.Н.,

представителя административного истца Бобылевой Л.А.,

представителя административного ответчика Тимашова А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Орлова А.Н. к Администрации города Пскова о признании отказа в проведении комплексных кадастровых работ незаконным и обязании провести комплексные кадастровые работы,

УСТАНОВИЛ:

Орлов А.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации города Пскова о признании отказа в проведении комплексных кадастровых работ незаконным и обязании провести комплексные кадастровые работы.

В обосновании административного иска указано, что Орлов А.Н. является собственником жилого дома по адресу: с КН . Указанный жилой дом расположен на земельном участке с КН , площадью кв.м., который принадлежит административному истцу на праве собственности.

В октябре 2020 года Орлов А.Н. обращался в Администрацию г.Пскова по вопросу о необходимости проведения комплексных кадастровых работ в , поскольку многие земельные участки расширяются на дороги общего пользования, отсутствует межевание дорог общего пользования, на некоторые участки (свободные земли) отсутствует имеющиеся обременения. Указывает, что строительство ведется с грубыми нарушения законодательства.

08.10.2022 Администрация г.Пскова сообщила, что такое предложение административного истца совпадает с намерением Администрации г.Пскова о проведении комплексных кадастровых работ в указанном районе города. Ввиду целесообразности кадастровые кварталы в границах территории Завокзального района г.Пскова будут безусловно включены в перечень комплексных кадастровых работ, проведение которых будет осуществлено в случае принятия соответствующего решения Администрацией Псковской области.

05.10.2021 Администрация г.Пскова сообщила, что комплексные кадастровые работы в отношении кадастровых кварталов, в границах улиц Декабристов, Железнодорожная, Паровозный проезд, планируется провести в 2022 году при наличии финансового обеспечения работ.

Письмами от 29.03.2022 и от 30.03.2022 Администрация г.Пскова сообщила, что Управление по градостроительной деятельности Администрации г.Пскова готово выполнить комплексные кадастровые работы в жилых кварталах Завокзального района. Однако, проведя анализ данной территории финансирование Управления по градостроительной деятельности Администрации г.Пскова за счет бюджетных средств считают целесообразным.

Проведение кадастровых работ в границах территории Завокзального района по улицам Декабристов, Железнодорожная, Паровозный проезд, Железнодорожный переулок, 1-ая Полевая, улица Машиниста, 1-ый Полевой переулок, переулок Путейца, улица Полевая, переулок Машиниста, улица Молодежная, улица Бродского, которые расположены в кадастровых кварталах необходимы административному истцу с целью осуществления уточнения местоположения земельных участков, установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, провести образование земельных участков общего пользования, занятых улицами, проездами, исправление реестровых ошибок в сведения о местоположении границ объектов недвижимости, об определении местоположения границ объектов недвижимости, об определении местоположения границ ранее учтенных земельных участков (без границ на местности), в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование в связи с его гибелью или уничтожением.

В судебном заседании административный истец Орлов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – Администрации г.Пскова Тимашов А.О. исковые требования не признал. В письменных возражениях указал, что Постановлением Администрации Псковской области от 27.05.2022 № 209 утвержден перечень кадастровых кварталов на территории Псковской области, в границах которых предполагается проведение комплексных кадастровых работ. В данном перечне кадастровых кварталов на территории Псковской области, в границах которых предполагается проведение комплексных кадастровых работ не предусмотрено проведение комплексных кадастровых работ в границах улиц: Железнодорожной, Паровозной, Полевой, 1-ой Полевой, Машиниста, Молодежной, Бродского, переулков: Паровозного, Железнодорожного, Путейца, Машиниста. Таким образом, Администрацией Псковской области не принято решение о проведение в границах улиц: Железнодорожной, Паровозной, Полевой, Пой Полевой, Машиниста, Молодежной, Бродского, переулков: Паровозного, Железнодорожного, Путейца, Машиниста комплексных кадастровых работ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство Орлов А.Н. является собственником земельного участка площадью кв.м. с КН , расположенного (л.д.10).

Административный истец начиная с 2020 года неоднократно обращался в Администрацию г.Пскова по вопросу проведения комплексных кадастровых работ в Завокзальном районе г.Пскова.

Письмом от 05.10.2021 Администрацией г.Пскова был дан ответ, что комплексные кадастровые работы в отношении кадастровых кварталов, в границах улиц Декабристов, Железнодорожная, Паровозный проезд, планируется провести в 2022 году при наличии финансового обеспечения работ.

Письмами от 29.03.2022 и от 30.03.2022 Администрация г.Пскова сообщила, что Управление по градостроительной деятельности Администрации г.Пскова готово выполнить комплексные кадастровые работы в жилых кварталах Завокзального района г.Пскова. Однако, проведя анализ данной территории финансирование комплексных кадастровых работ за счет бюджетных средств считают целесообразным, так как данная территория занята индивидуальными жилыми домами, и собственники объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством вправе устанавливать свои границы самостоятельно.

Считая данный отказ нарушающим его права, Орлов А.Н. обратился в суд с административным иском.

В соответствии с п. 43 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» выполнение комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно ч. 1, 2 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, указанных в части 1 статьи 42.11 настоящего Федерального закона:

1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;

3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктами 1,2 ч. 1 ст. 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.

Частями 1, 2 ст. 42.2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что заказчиком комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет бюджетных средств, является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, предусмотренных в приложении к государственной программе Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 2148, условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - перечень мероприятий);

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Постановлением Администрации Псковской области от 21.03.2022 №88 утвержден перечень мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ на территории Псковской области. Постановлением Администрации Псковской области от 27.05.2022 № 209 утвержден перечень кадастровых кварталов на территории Псковской области, в границах которых предполагается проведение комплексных кадастровых работ.

В указанном перечне кадастровых кварталов на территории Псковской области, в границах которых предполагается проведение комплексных кадастровых работ не предусмотрено проведение комплексных кадастровых работ в границах улиц: Железнодорожной, Паровозной, Полевой, 1-ой Полевой, Машиниста, Молодежной, Бродского, переулков: Паровозного, Железнодорожного, Путейца, Машиниста.

Согласно ч. 3 ст. 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между бюджетами муниципальных образований утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с таблицей 53 приложения 21 к Закону Псковской области от 29.12.2021 № 2233-03 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» распределение субсидий муниципальному образованию «Город Псков» из областного бюджета на проведение комплексных кадастровых работ не предусмотрено.

Вместе с тем, текущим бюджетом Псковской области не предусмотрено финансирования на выполнения комплексных кадастровых работ в городе Пскове.

В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенными в письме от 06.03.2015 № д23и-876 Федеральным законом от 22 декабря 2014 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон о кадастре дополнен положениями, дающими органам местного самоуправления муниципальных, в том числе городских округов право организовывать проведение комплексных кадастровых работ в отношении наиболее социально-экономически значимых и инвестиционно-привлекательных территорий. При этом, проведение комплексных кадастровых работ является правом органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации, а не обязанностью.

Таким образом, действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по проведению комплексных кадастровых работ во всех кадастровых кварталах и устанавливает право, а не обязанность расходовать бюджетные средства на эти цели, в виду чего, комплексные кадастровые работы необходимо проводить в первую очередь там, где это необходимо заказчику – органу местного самоуправления муниципального района или городского округа.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказывая в проведении комплексных кадастровых работ, Администрация города Пскова не нарушила права, свободы и законные интересы Орлова А.Н., поскольку он, как собственник земельного участка в целях уточнения местоположения его границ на основании ст.40 ЗК РФ, ст.35 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", вправе самостоятельно провести кадастровые работы путем заключения с кадастровым инженером договора подряда.

Кроме того, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц на основании ст.39 КАС РФ, с административным исковым заявлением в суд вправе обратиться прокурор.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Орлова А.Н. к Администрации города Пскова о признании отказа в проведении комплексных кадастровых работ незаконным и обязании провести комплексные кадастровые работы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2022

Судья Ю.В. Дорошенко