ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2828/19 от 05.11.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 ноября 2019 года

Центральный районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Пержуковой Л.В., при секретаре Скородумовой Ю.В.,

с участием административного истца ФИО1, действующей одновременно в интересах Тверского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Твери об оспаривании решения Администрации города Твери от 25.10.2019 № 01/5957и по вопросу, связанному с проведением публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Администрации города Твери от 25.10.2019 № 01/5957, которым не было согласовано проведение 07.11.2019 заявленного публичного мероприятия в форме митинга на площади Славы города Твери.

В обоснование требований указано, что 25.10.2019 в адрес административного ответчика было направлено уведомление о проведении 07.11.2019 с 12.00 до 14.00 в городе Твери на площади Славы публичного мероприятия в форме митинга. В ответе от 25.10.2019, полученном ФИО1 в Администрации города Твери 30.10.2019, организатор публичного мероприятия был проинформирован о том, что управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери совместно с молодежными общественными организациями и городскими учреждениями культуры, спорта и молодежной политики 07.11.2019 в городе Твери, в том числе на площади Славы, в сквере на проспекте Ленина (напротив здания Тверского государственного технического университета), на площади у муниципального культурно-досугового учреждения "Дом культуры <...>), в парке "Текстильщиков" будут проводиться мероприятия, посвященные проекту «Дело молодых» по развитию добровольческого движения в городе Твери. Предложено изменить место проведения публичного мероприятия в форме митинга на одно из специально отведенных мест, а именно: на площадь у муниципального культурно-досугового учреждения «Дом культуры «Синтетик»; на площадь у муниципального культурно-досугового учреждения «Дом культуры пос. Сахарово"; на площадь у муниципального культурно-досугового учреждения «Дом культуры пос. Литвинки". По мнению административного истца оспариваемое решение по своей сути является отказом в проведении публичного мероприятия, в связи с чем оно незаконно и должно быть отменено.

Требования, предъявляемые действующим законодательством к форме и содержанию уведомления, были соблюдены.

В соответствии с ч. 11 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ч. 2 ст. 5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 г. N98-30 «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» было издано Постановление Правительства Тверской области от 25.12.2012 N 820-пп, согласно которому в городе Твери были определены специально отведенные места для проведения публичных мероприятий: а) площадь Славы; б) площадь у муниципального культурно-досугового учреждения "Дом культуры пос. Литвинки"; в) площадь у муниципального культурно-досугового учреждения "Дом культуры пос. Сахарово"; г) сквер на проспекте Ленина (напротив Тверского государственного технического университета); д) площадь у муниципального культурно-досугового учреждения "Дом культуры "Синтетик"; е) площадь у муниципального культурно-досугового учреждения "Дом культуры <...>), в результате чего в пределах каждого из 4 районов муниципального образования «Город Тверь» имелось специально отведенное место, в том числе в Центральном районе - площадь Славы, которое использовалось также как место для проведения общемуниципальных публичных мероприятий.

Постановлением Правительства Тверской области от 26.04.2019 N 151-пп, внесшим изменения в Постановление Правительства Тверской области от 25.12.2012 N 820-пп, площадь Славы была исключена из перечня специально отведенных мест, в результате чего на территории Центрального района г. Твери не оказалось ни одного специально отведенного места для проведения публичных мероприятий. Также из указанного перечня был исключен сквер на проспекте Ленина (напротив Тверского государственного технического университета) в Пролетарском районе г. Твери, зато этот перечень был дополнен площадкой за входной группой в парк "Текстильщиков" в Пролетарском районе города Твери, которая находится непосредственно рядом с лесным массивом, что по мнению представителей правоохранительных органов не позволяет обеспечить надлежащую безопасность при проведении публичных мероприятий в данном месте.

Таким образом, в настоящее время фактически в двух районах - Центральном и Пролетарском города Твери отсутствуют специально отведенные места для проведения публичных мероприятий.

Также в областном центре реально отсутствует специально отведенное место для проведения общемуниципальных публичных мероприятий, поскольку отдаленность от центральной части города Твери и транспортная малодоступность остальных специально отведенных мест делает их для этого непригодными.

В последнее время на все уведомления Тверского обкома КПРФ о проведении публичных мероприятий в более-менее пригодных для этого местах в городе Твери Администрация г.Твери даёт стандартный ответ, практически идентичный ответу от 25.10.2019. Так, в ответе секретарю Тверского обкома КПРФ ФИО4 на его уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 12.10.2019 в сквере на проспекте Ленина (напротив здания Тверского государственного технического университета) от 27.09.2019 г. (исх. № 01/5410) исполняющий обязанности заместителя Главы Администрации города Твери ФИО5 проинформировал ФИО4 о том, что управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери совместно с молодежными общественными организациями и городскими учреждениями культуры, спорта и молодежной политике 12.10.2019 в городе Твери, в том числе на площади Славы, в сквере на проспекте Ленина (напротив здания Тверского государственного технического университета), на площади у муниципального культурно-досугового учреждения "Дом культуры <...>), в парке "Текстильщиков" будут проводиться мероприятия, посвященные проекту «Дело молодых» по развитию добровольческого движения в городе Твери.

Далее ФИО5 предложил ФИО4 изменить место проведения публичного мероприятия в форме митинга на одно из специально отведенных мест, которые также указаны в оспариваемом решении.

Таким образом, Администрация города Твери практически на любое уведомление представителей Тверского обкома КПРФ о проведении публичного мероприятия теперь реагирует одинаково.

В силу изложенного административный истец просил суд признать оспариваемое решение административного ответчика незаконным, подлежащим отмене, обязать Администрацию города Твери согласовать публичное мероприятие в форме митинга 07.11.2019 с 12.00 до 14.00 на площади Славы в городе Твери.

В судебном заседании административный истец ФИО1, действующая одновременно в интересах Тверского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», административный иск поддерживала, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Дополнительно поясняла, что при формальном подходе к ситуации ее права оспариваемым решением не нарушены, а фактически нарушено право жителей города Твери собраться 07.11.2019 в удобном месте, что было ранее в течение 14 лет. В этот день люди собирались у памятника В.И. Ленину, возлагали цветы, шествовали с флагами, претензий со стороны правоохранительных органов к организаторам данных мероприятий никогда не было. КПРФ в силу своего устава обязана проводить публичные мероприятия. Условий для их проведения в специально отведенных местах нет.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административный иск поддерживал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства. Дополнительно указывал, что 7 ноября ассоциируется с достижениями советской эпохи и большинство людей хочет отмечать данный праздник. Площадь Славы очень удобное для проведения публичных мероприятий место, его исключение из перечня специально отведенных мест не означает невозможности проведения мероприятий в этом месте. Предложенные для проведения митинга места отдалены и труднодоступны. Цели митинга и запланированного на площади Славы массового мероприятия не противоположны, данные мероприятия вполне могли быть проведены в одно и то же время на площади Славы, должного обоснования невозможности их проведения в одно и то же время оспариваемое решение не содержит. Административным ответчиком при принятии оспариваемого решения нарушены ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ и п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".

Представителем административного ответчика были поданы письменные возражения по существу предъявленных требований. В них указано, что часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении публичного мероприятия, в таком согласовании административному истцу по настоящему делу Администрация г. Твери не отказывала, а в рамках своей компетенции дала мотивированный ответ по существу обращения с соблюдением баланса частных и публичных интересов, соответствующий требованиям действующего законодательства и не нарушающий права административного истца. Письмо Администрации города Твери от 25.10.2019 № 01/65957и не является запретом на проведение публичного мероприятия, оно лишь констатирует отсутствие возможности по объективным причинам согласовать публичное мероприятие в месте, указанном заявителем, в указанные им время и дату. Доводы административного истца о нарушении администрацией города Твери требований действующего законодательства и его конституционных прав являются необоснованными и не согласуются с фактическими обстоятельствами дела.

Ссылаясь на положения ст. 3, п. 1.1, п. 1.2, п. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, ч. 2 ст. 5.1 закона Тверской области от 10.10.2006 № 98-30 «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области», Постановления Правительства Тверской области от 25.12.2012 № 820-пп, административный ответчик указывал, что правом предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия, расположенное вне специально отведенных мест, органы местного самоуправления не обладают.

Запланированное на 07.11.2019 проведение мероприятий в рамках проекта «Дело молодых» призвано развивать добровольческое движение в городе Твери.

Во исполнение положений Федерального закона от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года» предусматривающего необходимость развития добровольчества (волонтерства) в рамках национальной программы (п.п. «к» п. 12), Закона Тверской области от 28.09.2018 №42-30 «О добровольческой деятельности в Тверской области» и в целях реализации на территории города Твери Национального проекта в городе Твери проходят сквозные мероприятия проекта «Дело молодых». Цель проекта - максимальное информирование тверитян, особенно молодого поколения, о волонтерстве, анализ общественного мнения и создание базы неравнодушных молодых людей, готовых принимать участие в различных добровольческих мероприятиях. Направлениями волонтерской деятельности являются: поддержка системы ГТО, работа с незащищенными группами населения, организация молодежных мероприятий, организация историко-культурных мероприятий, работа с ветеранами и проекты, посвященные теме Великой Отечественной Войны, пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ и др.

В запланированном массовом мероприятии традиционно принимают участие представители многих добровольческих общественных организаций и движений г. Твери Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Тверской волонтерский Поисково-Спасательный Отряд «Сова», общественная организация «Dance41ife» (проект dance41ife - это всемирное молодежное движение, которое объединяет активных молодых людей вокруг идеи здорового образа жизни и ответственного поведения в сфере репродуктивного здоровья) и др.

Проект включен в План массовых мероприятий управления по культуре спорту и делам молодежи администрации города Твери на 2019 год (пункт 49) и реализовывается в течение года. Вовлеченность подростков и молодежи в волонтерскую деятельность является одним из показателей эффективности реализации молодежной политики на территории города.

В рамках своих полномочий, определенных учредительными документами, административный ответчик, его структурные подразделения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, планируют и проводят соответствующие мероприятия. Сведения о проведении 07.11.2019 мероприятий, посвященных проекту «Дело молодых» по развитию добровольческого движения в городе Твери, были заблаговременно размещены на официальном сайте управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери, официального опубликования данной информации действующим законодательством не предусмотрено.

Проведение публичных мероприятий одновременно в одном месте, в отношении разных сфер жизнедеятельности заведомо препятствует достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятий, а одновременное высказывание в одном месте не касающихся друг друга мнений и требований может ввести в заблуждение лиц, участвующих в мероприятиях, а также иных лиц, которые пожелают к ним примкнуть, относительно целей проведения мероприятий. Таким образом, возникнет угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированных статьями 29 и 31 Конституции Российской Федерации, что повлечет нарушение принципа законности проведения публичного мероприятия.

Администрация г. Твери рассмотрела заявление ФИО1 в отношении конкретного времени, даты и места для проведения публичного мероприятия и сообщила о невозможности проведения такого мероприятия в связи с проведением общегородской акции, которая проходит, в том числе, и на территории, заявленной как место проведения митинга.

Администрация г. Твери в правоотношениях, урегулированных законодательством о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, действовала добросовестно, с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась исходя из характера правоотношений в данной сфере, соблюдая баланс частных и публичных интересов. Нарушения прав и свобод административного истца, требований законодательства не допустила.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании письменные возражения поддерживала, просила суд оставить административное исковое заявление ФИО1 без удовлетворения. Дополнительно поясняла, что при одновременном проведении заявленного публичного мероприятия и ранее запланированного массового мероприятия не будет обеспечена безопасность.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.4 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

В силу части 11 настоящей статьи КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что 25.10.2019 ФИО1, будучи первым секретарем Комитета Тверского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», уведомила Администрацию города Твери о проведении публичного мероприятия в форме митинга 07.11.2019 с 12.00 до 14.00 по адресу: г.Тверь, площадь Славы, цель проведения которого была определена как участие во Всероссийских мероприятиях, посвященных 102 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, с предполагаемым количеством участников – 300 человек.

Судом установлено, что письмом от 25.10.2019 № 01/5957и, полученным административным истцом 31.10.2019, административный ответчик проинформировал административного истца о том, что управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери 07.11.2019 в городе Твери, в том числе на площади Славы, в сквере на проспекте Ленина (напротив здания Тверского государственного технического университета), на площади у муниципального культурно-досугового учреждения "Дом культуры <...>), в парке "Текстильщиков" будут проводиться мероприятия, посвященные проекту «Дело молодых» по развитию добровольческого движения в городе Твери.

Письмом от 25.10.2019 № 01/5957и организатору публичного мероприятия предложено изменить место проведения публичного мероприятия в форме митинга на одно из специально отведенных мест, а именно: площадь у муниципального культурно-досугового учреждения «Дом культуры «Синтетик»; площадь у муниципального культурно-досугового учреждения «Дом культуры пос. Сахарово"; площадь у муниципального культурно-досугового учреждения «Дом культуры пос. Литвинки". В письме обращено внимание на то, что в соответствии с п. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Кроме того, письмо содержит напоминание о том, что ответ на предложение об изменении места проведения публичного мероприятия должен поступить в Администрацию города Твери не позднее трех дней до дня его проведения.

Полагая, что данный ответ фактически представляет собой отказ в проведении публичного мероприятия, что недопустимо в силу закона, ФИО1 с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 219 КАС РФ, обратилась в суд с административным иском об оспаривании данного решения Администрации г.Твери.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 названной статьи)

Статьёй 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Гарантированное статьёй 31 Конституции РФ право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

В целях обеспечения реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование был принят Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно части 1 статьи 1 данного Федерального закона законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Митинг, определяемый пунктом 3 статьи 2 названного Федерального закона как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, является формой публичного мероприятия – открытой, мирной, доступной каждому акцией, осуществляемой по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Статья 4 названного Федерального закона в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Из части 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ следует, что уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 2 Закона Тверской области от 10.10.2006 N 98-ЗО "О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия:

предполагаемое публичное мероприятие будет проходить на территории двух и более муниципальных образований, не входящих в состав территории одного муниципального района;

если количество участников предполагаемого публичного мероприятия составляет более 3000 человек;

Предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, уведомление о проведении которого не требуется, составляет 100 человек.

Учитывая указанные в уведомлении количество участников предполагаемого публичного мероприятия (300 человек), место его проведения (в пределах городского округа город Тверь), принимая во внимание положения ст. 7 Закона № 54-ФЗ и пункты 1, 2 части 1 статьи 2 Закона Тверской области от 10.10.2006 N 98-ЗО, суд полагает, что уведомление о его проведении правомерно было подано административным истцом в орган местного самоуправления, а оспариваемое решение принято Администрацией города Твери в пределах своих полномочий.

Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в силу пункта 2 части 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Данная обязанность административным ответчиком была выполнена.

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Согласно части 1.1 этой же статьи закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Частями 1, 2 статьи 5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 № 98-ЗО «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Правительством Тверской области или уполномоченным исполнительным органом определяются единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.

Постановлением Правительства Тверской области от 25.12.2012 № 820-пп утверждён Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Тверской области.

В пункте 12 названного Перечня приведены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места в г.Твери и Калининском районе, место, указанное административным истцом в уведомлении, в данном Перечне отсутствует.

К местам, в которых проведение публичных мероприятий в силу закона запрещается (ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ч. 3 ст. 5.1 Закона Тверской области от 10.10.2006 № 98-ЗО), предлагаемое для согласования место не относится.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. Основания для отказа в согласовании указанного митинга отсутствовали.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", судам следует учитывать, что специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью создания дополнительных условий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний (часть 1.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).

С учетом этого проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, заявленного к проведению в специально отведенном месте.

Вместе с тем проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.), не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.

Судом установлено, что управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери 07.11.2019 в городе Твери, в том числе на площади Славы, в сквере на проспекте Ленина (напротив здания Тверского государственного технического университета), на площади у муниципального культурно-досугового учреждения "Дом культуры <...>), в парке "Текстильщиков" запланировано проведение мероприятий, посвященных проекту «Дело молодых» по развитию добровольческого движения в городе Твери, что подтверждено совокупностью следующих доказательств: календарным планом массовых мероприятий на 2019 год (п.49); письмом управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 24.10.2019, адресованным и.о. заместителя Главы администрации города Твери, начальнику управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения администрации города Твери, об оказании содействия в информировании правоохранительных органов о запланированном проведении двух мероприятий, в том числе 07.11.2019 с 11.00 до 14.00 в рамках проекта «Дело молодых» по развитию социальной активности и добровольческого движения в Твери на следующих территориях: Площадь Славы, сквер напротив ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», площадь перед «ДК пос.Элеватор», парк «Текстильщик» (планируемое количество участников мероприятия за весь период его проведения – около 300 человек); письмами администрации города Твери в адрес УМВД по г.Твери и УМВД России по Тверской области от 31.10.2019, содержащими информацию отданных мероприятиях в целях принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что информация о том, что 07.11.2019 запланирована на площадях (в том числе на Площади Славы), на главных улицах города Акция «Дело молодых» была размещена на официальном сайте управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери 23.10.2019.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 02.04.2009 N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Действующим законодательством не предусмотрено приоритета в предоставлении в одно и то же время одного и того же места для проведения публичного мероприятия перед массовыми мероприятиями, проводимыми органами государственной власти, органами местного самоуправления, спланированными ранее даты получения уведомления о проведении публичного мероприятия.

Проведение двух вышеназванных мероприятий одновременно в одном месте, в отношении разных, не связанных друг с другом сфер жизнедеятельности, заведомо препятствует достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятий, а одновременное высказывание в одном месте не касающихся друг друга мнений и требований может ввести в заблуждение лиц, участвующих в мероприятиях, а также иных лиц, которые пожелают к ним примкнуть, относительно целей проведения мероприятий; чем создается угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированных статьями 29, 31 Конституции Российской Федерации, а также нарушается принцип законности проведения публичного мероприятия, предусмотренный статьей 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

На основании изложенного суд полагает, что вопреки доводам административного истца оспариваемым решением не было отказано в проведении публичного мероприятия, а обоснованно было предложено изменить место проведения публичного мероприятия, что предполагает дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места и иных условий проведения публичного мероприятия.

Из части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" следует, что при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

Доводы административного истца и его представителя об отдаленности и труднодоступности предложенных организатору публичного мероприятия специально отведенных мест суд находит бездоказательными, данные места находятся в границах города Твери, определены в установленном законом порядке, направленном на достижение целей публичных мероприятий.

Доказательств дальнейшего взаимодействия организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места и иных условий проведения публичного мероприятия не представлено.

Несогласие административного истца с нормативным правовым актом, которым утверждён Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Тверской области, не предусматривающий специально отведенных для этих целей мест на территории Центрального района г.Твери правового значение при разрешении данного спора не имеет.

Таким образом, Администрация города Твери в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ рассмотрела данный вопрос по существу, приняла по нему необходимое решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, о чем сообщила организатору публичного мероприятия.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленных ему законом полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, отказа в проведении митинга оно не содержит, а факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца последним не доказан. Предполагаемое административным истцом нарушение прав жителей города Твери к предмету настоящего спора не относится, поскольку административный истец обратился в суд с настоящим иском за защитой своего права.

Таким образом, законные основания для удовлетворения предъявленного ФИО1 административного иска отсутствуют.

Проигравшему спор административному истцу понесенные им судебные расходы по оплате госпошлины при подаче настоящего административного иска в суд согласно ст.111 КАС РФ возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Твери об оспаривании решения Администрации города Твери, изложенного в письме-предложении от 25.10.2019 № 01/5957и, по вопросу, связанному с проведением публичного мероприятия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

1версия для печатиДело № 2а-2828/2019 ~ М-3147/2019 (Решение)