РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при помощнике судьи Ларионовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2828/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Иркутска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://topuch.ru/s-ta-n-dar-tgost-rv-0015-308-sistema-razrabotki-i-postanovki-n/index.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Иркутска Ручкин К.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://topuch.ru/s-ta-n-dar-tgost-rv-0015-308-sistema-razrabotki-i-postanovki-n/index.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что прокуратурой г. Иркутска установлен факт размещения в свободном доступе для неограниченного круга лиц в сети «Интернет» по адресу: https://topuch.ru/s-ta-n-dar-tgost-rv-0015-308-sistema-razrabotki-i-postanovki-n/index.html ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения». Как следует из сведений Российской государственной библиотеки, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://search.rsl.ru/ru/record/01009500035 ГОСТ РВ 0015-308-2017 является государственным военным стандартом, размещение которого в свободном доступе для неограниченного круга лиц на стороннем интернет-ресурсе, не имеющем отношения к Минобороны, Росстандарту и иным органам государственной власти, по мнению административного истца, противоречит целям и задачам законодательства, может повлечь за собой возникновение негативных последствий для безопасности и обороноспособности Российской Федерации, в связи с чем, доступ к интернет ресурсу должен быть ограничен.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Их явка в судебное заседание не является обязательной.
Представителем заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности, направлены письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых изложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, с указанием о возможности удовлетворить заявленные требования.
В целях открытости и гласности судебного разбирательства, установления лиц, заинтересованных в исходе дела и соблюдения прав таких лиц при рассмотрении настоящего дела, информация о наличии в производстве суда настоящего иска и о дате судебного разбирательства, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ, была размещена на сайте Кировского районного суда г. Иркутска.
Каких-либо заявлений, возражений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты заявленными требованиями, в суд не поступило.
Руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав, в том числе является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567 утверждено Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (далее по тексту - Положение).
В подпункте «ж» пункта 2 раздела I названного Положения предусмотрено, что государственный военный стандарт – документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией.
В соответствии с подпунктом «ч» пункта 2 раздела I Положения распространение документов по стандартизации оборонной продукции – предоставление в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.
Согласно подпункту «л» пункта 2 разделав I и пункту 34 раздела VII Положения распространение указанных документов осуществляется Минобороны и Росстандартом посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.
В силу требований пункта 8 разделав V Положения документы по стандартизации, сведения о которых включены в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции, образуют фонд документов по стандартизации оборонной продукции, который является государственным информационным ресурсом.
Судом установлено, что прокуратурой г. Иркутска в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен факт размещения в свободном доступе для неограниченного круга лиц в сети «Интернет» по адресу: https://topuch.ru/s-ta-n-dar-tgost-rv-0015-308-sistema-razrabotki-i-postanovki-n/index.html ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения». Как следует из сведений Российской государственной библиотеки, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://search.rsl.ru/ru/record/01009500035, ГОСТ РВ 0015-308-2017 является государственным военным стандартом, размещение которого в свободном доступе для неограниченного круга лиц на стороннем интернет-ресурсе, не имеющем отношения к Минобороны, Росстандарту и иным органам государственной власти, противоречит целям и задачам законодательства.
Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Суду представлены скриншоты с указанного сайта.
Как следует из акта исследования интернет ресурса от 30.05.2022, вышеуказанный интернет ресурс содержит в себе ГОСТ РВ 0015-308-2017.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства, может повлечь за собой возникновение негативных последствий для безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101.
Так, согласно частям 1-3 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Принимая во внимание вышеприведенные нормы закона в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что информация, распространяемая на интернет-странице https://topuch.ru/s-ta-n-dar-tgost-rv-0015-308-sistema-razrabotki-i-postanovki-n/index.html, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Поскольку информация, размещенная на указанном выше интернет-сайте прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.
На момент рассмотрения административного дела сведения о включении интернет сайта: https://topuch.ru/s-ta-n-dar-tgost-rv-0015-308-sistema-razrabotki-i-postanovki-n/index.html в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отсутствуют.
Поскольку в Российской Федерации не допускается использование средств массовой информации в целях совершения правонарушений, размещенная на сайте: https://topuch.ru/s-ta-n-dar-tgost-rv-0015-308-sistema-razrabotki-i-postanovki-n/index.html информация подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит требование прокурора г. Иркутска подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое требование прокурора г. Иркутска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать информацию с размещением ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения», являющимся государственным военным стандартом, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://topuch.ru/s-ta-n-dar-tgost-rv-0015-308-sistema-razrabotki-i-postanovki-n/index.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 20.06.2022.