Дело № 2а-2829/2019
РЕШЕНИЕ
по административному делу
Именем Российской Федерации
22 июля 2019 года г.Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А.
При секретаре Журовой К.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Смоленской области об оспаривании бездействия Следственного управления Следственного комитета России по Смоленской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Следственного управления Следственного комитета России по Смоленской области, указав следующее.
СУ СК России по Смоленской области допустило нарушение требований законодательства в сфере статистического учета преступлений при следующих обстоятельствах.
Генеральной прокуратурой РФ разработана Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС).
18.01.2016 генеральным прокурором издан приказ № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики», которым определены объекты пилотной зоны, в том числе, - Смоленская область, а также утверждена Временная инструкция. С ДД.ММ.ГГГГ в опытной эксплуатации ГАС ПС на территории Смоленской области принимают участие органы государственной власти, включая СУ СК России по Смоленской области.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру области поступило письмо и.о. руководителя СУ СК России по Смоленской области о прекращении участия в опытной эксплуатации ГАС ПС со ссылкой на письмо заместителя председателя СК РФ.
Данное решение противоречит ст.51 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации».
Просит суд признать незаконным прекращение СУ СК России по Смоленской области участия в опытной эксплуатации ГАС ПС с ДД.ММ.ГГГГ; обязать СУ СК России по Смоленской области приступить к дальнейшему проведению опытной эксплуатации ГАС ПФ и формированию документов первичного учета пилоткой зоны ГАС ПС, восстановив документы первичного учета с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представители прокурора Смоленской области Заболоцкая И.В., ФИО1 поддержали административный иск.
Представитель СУ СК России по Смоленской области и СК РФ ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил суду, что следственное управление не нарушало законодательство о статистическом учете. Генеральной прокуратурой разработаны формы Федерального статистического учета № настоящее время формирование федеральной статистической отчетности по учету преступлений производится на основании межведомственного приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О едином учете преступлений».
Приказы генерального прокурора, издаваемые на основании ст.51 Закона, должны быть едиными для всех участников регулируемых правоотношений. Предметом настоящего иска является требование прокурора о введении опытного альтернативного механизма сбора статистических данных, который распространяется на ограниченный круг субъектов, и не может быть признан обязательным. Данные, собираемые в процессе опытной эксплуатации, не используются для формирования единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях. Опытная эксплуатация системы проводится Генеральной прокуратурой РФ. Вопрос об участии в опытной эксплуатации тех или иных субъектов уполномочен решать Генеральный прокурор РФ, в не прокурор субъекта. Также участие СУ СК России по Смоленской области в осуществлении пилотного проекта осуществлялось на основании поручения первого заместителя председателя СК РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичным способом в письме от ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя СК РФ уведомил управление о прекращении опытной эксплуатации ГАС ПС. СУ СК России по Смоленской области не имеет полномочий для самостоятельного решения вопроса об участии или не участии в пилотном проекте.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.51 ФЗ РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.
Межведомственным приказом от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений утверждены Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приложение N 1); Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение N 2); Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение N 3); статистические карточки (приложение N 4): форма N 1 - статистическая карточка на выявленное преступление; форма N 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления; форма N 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление; форма N 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела; форма N 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности; приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения.
Приказом Генпрокуратуры РФ от 16.06.2017 № 402 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 2-Е "Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях"; приказом Генпрокуратуры РФ от 22.12.2017 № 858 утверждены форма федерального статистического наблюдения N 1-Е "Сведения о следственной работе и дознании", начиная с отчета за 2017 и форма федерального статистического наблюдения N 1-ЕМ "Сведения об основных показателях следственной работы и дознания", начиная с отчета за январь 2018.
ДД.ММ.ГГГГ Генеральным прокурором РФ издан Приказ № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики», которым приказано ввести в опытную эксплуатацию модернизированное специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики в пилотной зоне.
В объекты пилотной зоны включена прокуратура Смоленской области.
Следственному комитету РФ приказано принять организационно-практические меры, направленные на усиление ведомственного контроля за своевременностью, полнотой и качеством предоставления в ГАС ПС статистических данных о зарегистрированных сообщениях о преступлениях, принятых по ним решениях в порядке, предусмотренном ст. 144-145 УПК РФ, состоянии преступности и следственной работы; рассмотреть вопрос о возможности приобретения при наличии финансирования необходимого количества внешних носителей информации для записи ключей проверки электронной подписи и ключей электронной подписи для обеспечения электронного межведомственного обмена статистическими сведениями в ГАС ПС.
Приказом Генерального прокурора РФ от 08.06.2018 № 351 внесены изменения в приказ от 18.01.2016 № 18, а также приказано продолжить опытную эксплуатацию ГАС ПФ на объектах пилотной зоны; установить, что основной схемой сбора и обработки статистической информации в ГАС ПС является безбумажная технология с применением средств электронной подписи (за исключением статистической информации органов ФСБ).
Судом установлено, что исходящим от ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя СК РФ уведомил первого заместителя Генерального прокурора РФ о том, что председателем Следственного комитета РФ принято решение о продолжении участия в опытной эксплуатации ГАС ПФ двух подразделений: СУ по Псковской области и Приволжского следственного управления на транспорте.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель Председателя СК РФ уведомил руководителей следственных управлений по Республике Татарстан, Орловской, Смоленской и Тульской областям о том, что в связи с принятием Председателем СК РФ решения о сокращении количества следственных подразделений, участвующих в опытной эксплуатации ГАС ПС, соответствующие работы в следственных управлениях в указанных управлениях подлежат прекращению.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя СУ СК России по Смоленской области сообщил прокурору Смоленской области о принятом решении.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что Приказ Генерального прокурора РФ № 18 от 18.01.2016 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» не отвечает признакам приказов, издаваемых во исполнение ст.51 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку не устанавливает единый порядок формирования и представления статистической отчетности для всех субъектов указанных правоотношений на территории РФ, а принят в целях опытной эксплуатации ГАС ПС в пилотной зоне.
Соответственно, его нельзя признать обязательным для органов государственной власти.
Помимо этого, прокурором не принято во внимание, что в соответствии с п.2 ч.4 ст.13 ФЗ РФ от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» председатель Следственного комитета издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Следственного комитета приказы, распоряжения, указания, утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы Следственного комитета и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения указанных лиц.
Таким образом, указание председателя Следственного комитета РФ в любой форме, доведенное до подчиненных сотрудников, является обязательным для исполнения.
Решение председателя Следственного комитета РФ о прекращении участия СУ СК России по Смоленской области в опытной эксплуатации ГАС ПС в установленном порядке не оспорено.
Изложенное является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска прокурора Смоленской области об оспаривании бездействия Следственного управления Следственного комитета России по Смоленской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А.Куделина
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2019.