ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-282/2018 от 22.05.2018 Советского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-282/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2018 года Советский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Бражника И.С.,

при секретаре - Самокоз Н.И.,

при участии прокурора - Бойко Д.М.,

административного ответчика - Килбас О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административное исковое заявление Прокурор Советского района Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, о признании бездействия незаконным, понуждении к созданию структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района Республики Крым,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района Республики Крым обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным, понуждении к созданию структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района Республики Крым. Заявление мотивировано тем, что нарушения норм действующего законодательства администрации Советского района Республики Крым не создано отдельное структурное подразделение, обеспечивающее деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относится к компетенции администрации Советского района Республики Крым, что может привезти к возникновению конфликта интересов, ввиду того, что Комиссия – координационный орган, аппарат которого в настоящее время входит в структуру Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района.

В судебном заседании помощник прокурора настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в административном исковом заявлении прокурора основаниям.

Представитель Администрации Советского района Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате и месте уведомлен надлежащим образом, направил в суд письменные пояснения. Пояснил, что отдельного структурного подразделения, обеспечивающего деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в администрации Советского района не создано. Деятельность отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, который входит в структуру администрации Советского района, нельзя расценивать как создание полномочного структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии в соответствии с нормами действующего законодательства.

Выслушав представителя прокуратуры, представителя администрации Советского района Республики Крым, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Прокуратурой Советского района Республики Крым проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должностными лицами администрации Советского района Республики Крым в части осуществления деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района Республики Крым (далее - Комиссия) (л.д. 6-7), в ходе которой прокуратурой района было установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Республики Крым от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» (далее - Закон № 58-ЗРК), муниципальные комиссии образуются главами местных администраций муниципальных районов или городских округов и являются постоянно действующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, постановлением главы администрации Советского района Республики Крым от 01.09.2017 г. № 515 создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Советском районе Республики Крым (далее - Комиссия), а также утверждено Положение о Комиссии и Порядок организации деятельности Комиссии (л.д. 11).

Приложением № 1 постановления главы администрации Советского района Республики Крым от 01.09.2017 года № 515 определен состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Советском районе Республики Крым, согласно которому председателем Комиссии является первый заместитель главы администрации Советского района, заместителем председателя Комиссии - начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района, а ответственным секретарем Комиссии - главный специалист отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района (л.д.12).

Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района является отделом, который обеспечивает деятельность коллегиального органа - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их в Советском районе Республики Крым в соответствии с п. 3.1 Положения об Отделе по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района Республики Крым, утвержденного первым заместителем администрации Советского района от 19.01.2015 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона Республики Крым от 01.09.2014 г. № 58-ЗРК «О профилактике правонарушений в Республике Крым» (далее - Закон № 58-ЗРК) деятельность муниципальной комиссии обеспечивается структурным подразделением органа местного самоуправления муниципального образования, действующим на основании положения, утвержденного главой местной администрации.

С учетом правового статуса муниципальных комиссий и межведомственного характера их деятельности, в соответствии с частью 7 указанной статьи, не допускается возложение на работников структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий, обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью.

Частью 1 статьи 19.2 Закона № 58-ЗРК предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, осуществляется за счет предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Республики Крым в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

В связи с чем, между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Администрацией Советского района Республики Крым 17.01.2017 года заключено соглашение № 222/2017 о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Советский район Республики Крым на осуществление переданных органам местного самоуправления в Республике Крым отдельных государственных полномочий Республики Крым по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в рамках Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016 - 2018 годы в 2017 году (л.д. 34).

Количество штатных единиц структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых в муниципальных районах Республики Крым, определяется в соответствии с ч. 4 ст. 19.2 закона № 58-ЗРК в зависимости от численности несовершеннолетних, проживающих в муниципальном районе.

Так, согласно приложения к приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 28 апреля 2018 года № 1066 на территории муниципального образования Советский район Республики Крым проживает 7504 несовершеннолетних.

Структурное подразделение, обеспечивающее деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Советском районе Республике Крым должно состоять из двух штатных единиц муниципальных служащих.

Главой Республики Крым 04.04.2016 года № 01-62/80 поручено главам администраций муниципальных образований Республики Крым создать и комплектовать кадрами в пределах штатной численности органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым структурное подразделение для обеспечения деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Законом № 58-ЗРК.

Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым в письме от 23.05.2016 года № 01-14/1798 дано разъяснение исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований в Республике Крым о порядке создания структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав со ссылкой на ч. 6 ст. 19.2 Закона № 58-ЗРК, которая предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Также, Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым в письме от 06.12.2016 № 01-14/4383 главам администраций муниципальных образований Республики Крым указано, что создание отдельных структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за счет уменьшения количества штатных единиц, занимающихся вопросами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних является незаконным.

В настоящее время отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района, который обеспечивает деятельность Комиссии входит в состав администрации Советского района Республики Крым согласно п. 1.1 Положения об Отделе по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района Республики Крым, утвержденного первым заместителем администрации Советского района Республики Крым от 19.01.2015 года (л.д.22-33).

Отсутствие самостоятельного структурного подразделения администрации Советского района Республики Крым, обеспечивающего деятельность Комиссии может привести к возникновению конфликта интересов, ввиду того, что Комиссия - координационный орган, аппарат которого в настоящее время входит в структуру Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района.

Создание структурного подразделения, обеспечивающего деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относится к компетенции администрации Советского района Республики Крым.

Установлено, что, несмотря на наличие многочисленных писем Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым о необходимости создания отдельного структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, со стороны должностных лиц администрации Советского района Республики Крым допускается бездействие, приводящее к нарушению требований Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Закона Республики Крым от 01.09.2014 года № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым».

Из представленных суду доказательств не следует что указанный орган приступил к фактической реализации своих полномочий на момент вынесения указанного решения суда.

Таким образом не создание отдельного структурного подразделения администрации Советского района, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Советский район Республики Крым влечет возможность возникновения конфликтных ситуаций в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в связи с чем административный иск прокурора Советского района Республики Крым подлежит удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Прокуратуры Советского района Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, о признании бездействия незаконным, понуждении к созданию структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района Республики Крым, удовлетворить.

Признать бездействие должностных лиц администрации Советского района Республики Крым, связанное с не созданием отдельного структурного подразделения администрации Советского района, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Советский район Республики Крым, незаконным.

Обязать должностных лиц администрации Советского района Республики Крым в течении трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу создать отдельное структурное подразделение администрации Советского района Республики Крым, обеспечивающее деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Советском районе Республики Крым..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья И.С.Бражник