ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-282/2022 от 18.08.2022 Пронского районного суда (Рязанская область)

Дело №2а-282/2022

УИД 62RS0017-01-2022-000420-73

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 августа 2022 года г.Новомичуринск

Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Говорухина А.Ю., при секретаре Бокаревой С.В., с участием административного истца Кураксина А.А., представителя административного ответчика - Военного комиссариата Пронского и Старожиловского районов Рязанской области - Антонова Е.М., рассмотрев дело по административному исковому заявлению Кураксина А.А. к Призывной комиссии по Пронскому муниципальному району Рязанской области, Военному комиссариату Пронского и Старожиловского районов Рязанской области о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии о признании гражданином не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности вынести решение о признании не прошедшим военную службу, имея на то законные основания, и возложении обязанности выдать военный билет,

УСТАНОВИЛ:

Кураксин А.А. обратился в суд с иском к Призывной комиссии по Пронскому муниципальному району Рязанской области, Военному комиссариату Пронского и Старожиловского районов Рязанской области о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии о признании гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности вынести решение о признании не прошедшим военную службу, имея на то законные основания, и возложении обязанности выдать военный билет, мотивируя свои требования тем, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Пронского и Старожиловского районов Рязанской области.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии но Пронскому муниципальному району Рязанской области он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

С решением (заключением) призывной комиссии Пронского муниципального района Рязанской области он не согласен, считает, что оно является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по следующим основаниям.

Решение считает незаконным по следующим основаниям.

С ДД.ММ.ГГГГ он состоит на воинском учете в военном комиссариате Пронского и Старожиловского районов Рязанской области.

В ДД.ММ.ГГГГ он окончил среднюю общеобразовательную школу в возрасте 17 лет в и получил отсрочку от призыва в армию в связи с тем, что поступил в Рязанский государственный агротехнологический университет им.П.А. Костычева (РГАТУ им. П.А.Костычева).

После успешной защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в возрасте 22 лет поступил в очную аспирантуру РГАТУ им. П.А.Костычева, где проходил обучение в течение 3 лет до достижения 25 летнего возраста,

В связи с тем, что в РГАТУ им. П.А.Костычева на момент окончания аспирантуры не было возможности пройти защиту написанной кандидатской диссертации по специальности 05.22.10 - «Эксплуатация автомобильного транспорта», он прошел процедуру зачисления в аспирантуру Орловского государственного Университета им. И.С.Тургенева с целью освоения специальной программы и сдачи специальных экзаменов по направлению подготовки 23.06.01 «Техника и технологии наземного транспорта», а так же организации дальнейшей процедуры защиты кандидатской диссертации.

В соответствии с правилами предоставления отсрочки при обучении в очной аспирантуре (не менее 3 лет), с правилами сохранения отсрочки от призыва на военную службу в связи с переводом в другую образовательную организацию (не более чем на один год), правом на защиту кандидатской диссертации (не более чем на один год) истцом был достигнут предельный возраст призыва на военную службу - 27 лет, а именно ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем призыву не подлежал.

После прохождения всех процедур подготовки в Орловском государственном Университете им. И.С.Тургенева его диссертационная работа была принята к защите протоколом от ДД.ММ.ГГГГ уже после достижения 27 летнего возраста.

В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу была присуждена ученая степень кандидата технических наук по специальности 05.22.10 - «Эксплуатация автомобильного транспорта» и выдан диплом установленного образца.

На протяжении указанного времени истец неоднократно предоставлял все справки об обучении в военный комиссариат лично. Военкомат никаких действий не предпринимал по предоставлению отсрочки или призыву на военную службу.

Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Указанный Закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии: явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4). Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года, № 400 (действующая редакция на момент оспариваемого решения), предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Из толкования пункта 1.1 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пункта 34 Положения о призыве следует, что заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных, оснований, выносится исключительно в отношении тех граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учёте и подлежали призыву на военную службу.

Согласно п. 18, п.34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663 (в редакции от 20 мая 2014 года №465) (далее по тексту - Положение о призыве) Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учёта, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учётно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.

В связи с тем, что истец обучался в аспирантуре и дальнейшими мероприятиями и подготовкой к защите-диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.22.10 -«Эксплуатация автомобильного транспорта» на базе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, он не подлежал призыву на военную службу.

В соответствии с п.п.«б» п.2 ст.24 ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

б) обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В соответствии п. 16 Постановления Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. N 335 (о присвоении ученых степеней) в соответствии с правилами предоставления отсрочки при обучении в очной аспирантуре (не менее 3 лет), с правилами сохранения отсрочки от призыва на военную службу в связи с переводом в другую образовательную организацию (не более чем на один год), правом на защиту кандидатской диссертации (не более чем на один год) истцом был достигнут предельный возраст призыва на военную службу - 27 лет, а именно 30 апреля 2018 года в связи с чем призыву на военную службу не подлежал.

Частью 3.1 статьи 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что итоговая аттестация по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) проводится в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Поскольку в указанный период истец обладал статусом обучающегося, он вправе в полной мере пользоваться правами и льготами обучающихся, в том числе отсрочкой от призыва на военную службу. В то же время призывной комиссией при принятии решения о призыве на военную службу эти обстоятельства не были проверены надлежащим образом.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" 28.03.1998 N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах.

Призывная комиссия Пронского муниципального района Рязанской области при вынесении решения лишила истца возможности представить необходимые доказательства, по причине того, что Призывная комиссия обязана изначально организовать мероприятия, связанные с призывом надлежащим образом, известить его повесткой, вызвать в военный комиссариат, изучить его документы, после чего призывная комиссия принимает решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании соответствующих документов, призыве или освобождения от призыва. Документы призывная комиссия не изучила, что повлекло вынесение не правомерного и неверного решения (заключения) призывной комиссии Пронского муниципального района Рязанской области.

В соответствии с п.40 Приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N 400 решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии, и в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись о принятом решении. В удостоверении гражданина подлежащего призыву каких-либо отметок о предоставлении отсрочек в момент обучения, не имеется, соответственно данный факт подтверждает, что мероприятия связанные с призывом и предоставлением отсрочек по обучению не исполнялись военным комиссариатом надлежащим образом. Согласно указанному удостоверению МА № 3994567, в установленном порядке военным комиссариатом не была проставлена печать о предоставлении отсрочки. Таким образом, уполномоченный сотрудник военкомата, при наличии данных об отсрочке, не был лишен возможности указать на принятие призывной комиссией решение о предоставлении отсрочки в связи с обучением в аспирантуре. Таким образом, на основании положений вышеприведенного законодательства, бездействия и ненадлежащего проведения мероприятий, связанных с призывом решение призывной комиссии Пронского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву является незаконным.

Данное решение нарушает право на получение военного билета.

Административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение (заключение) призывной комиссии Пронского муниципального района Рязанской области о признании гражданином не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ненадлежащим исполнением военным комиссариатом Пронского муниципального района Рязанской области мероприятий, связанных с призывом и предоставлением отсрочек от призыва на военную службу. Обязать призывную комиссию Пронского муниципального района Рязанской области вынести решение и признать его не прошедшим военную службу, имея на то законные основания, в связи с обучением в аспирантуре и присвоением ученой степени кандидата наук, а также обязать Военный комиссариат Пронского и Старожиловского районов Рязанской области выдать документ воинского учета - военный билет.

В судебном заседании административный истец Кураксин А.А. поддержал исковые требования и дополнил, что в ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева» он не окончил освоение программы аспирантуры, поскольку сдал не все экзамены, в связи с чем был прикреплён к ФГБОУ Высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева» по научной специальности, предусматривающей в соответствии с утверждённым государственным стандартом по специальности «Техника и технологии наземного транспорта», срок освоения программы аспирантуры 4 года. В экстернат он был зачислен по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика военного комиссариата Пронского и Старожиловского районов Рязанской области Антонов А.А. не возражал против удовлетворения исковых требований. Кроме того, пояснил, что военным комиссариатом в январе года принимались меры по вручению повестки истцу. В весеннюю призывную компанию года мероприятия по призыву в отношении истца не проводились, и повестки не направлялись.

Представитель административного ответчика - призывной комиссии по Пронскому муниципальному району Рязанской области не явился.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства в письменной форме, проанализировав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 9 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия), нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями не могут быть признаны незаконными.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно положениям п. «а» ч.1, ч.2 ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Согласно положениям п.п.«б» ч.2 ст.24 указанного выше закона, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, на момент возникновения спорных правоотношений, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

В судебном заседании установлено, что истец Кураксин А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имея среднее образование, в году поступил в ФГОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А.Костычева», где проходил обучение до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями справок учебного заведения (л.д.38-40).

В году истец Кураксин А.А., имея высшее образование, поступил в ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А.Костычева» по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) аспирантуры на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями справок учебного заведения (л.д.44, 47, 48).

Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии муниципального образования Пронский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ истцу Кураксину А.А. предоставлена отсрочка от призыва в связи с поступлением на 1 курс очной формы обучения аспирантуры ФГОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А.Костычева» (л.д.117).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Кураксин А.А. был зачислен в экстернат ФГБОУ Высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева» для сдачи кандидатских экзаменов по научной специальности, что подтверждается справкой учебного заведения (л.д.76).

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.33 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", экстерны - это лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Согласно п.п.3.3, 6.2 Федерального государственного образовательного стандарта подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки «Техника и технологии наземного транспорта» утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №889 от 30 июля 2014 года, срок получения по программе аспирантуры в очной форме обучения составляет 4 года.

Программа аспирантуры включает в себя в том числе «Государственную итоговую аттестацию».

В период с по (один год после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования - аспирантуры) истец Кураксин А.А. в соответствии с положениями п.п. «б» ч.2 ст. 24 указанного выше закона, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, на момент возникновения спорных правоотношений имел право на отсрочку от призыва на военную службу.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения 27 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом не проводились мероприятия по призыву в отношении истца.

Решением призывной комиссии по Пронскому муниципальному району Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ Кураксин А.А.признан гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.

В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

При установленных обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования Кураксина А.А. к Призывной комиссии по Пронскому муниципальному району Рязанской области, Военному комиссариату Пронского и Старожиловского районов Рязанской области подлежат удовлетворению, поскольку, как установлено исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, пояснениями сторон, истец в соответствии с положениями п.п.«б» ч.2 ст.24 указанного выше закона, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, на момент возникновения спорных правоотношений имел право на отсрочку от призыва на военную службу до окончания освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), то есть до января 2017 года, а также имел право на отсрочку на время защиты квалификационной работы (диссертации), не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования, то есть до января 2018 года.

В призывную компанию административным ответчиком мероприятия по призыву в отношении истца в период ДД.ММ.ГГГГ не проводились, повестки не направлялись.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

Согласно ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Поскольку судом установлено, что после утраты в январе 2018 года права на отсрочку от призыва на военную службу до окончания освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и на время защиты квалификационной работы (диссертации) мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца до достижения 27 лет не проводились, у военного комиссариата отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", административный ответчик (призывная комиссия) при зачислении в запас истца по достижения возраста 27 лет не имел правовых оснований для вынесения заключения о том, что истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Кураксина А.А. к Призывной комиссии по Пронскому муниципальному району Рязанской области, Военному комиссариату Пронского и Старожиловского районов Рязанской области удовлетворить.

Признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии по Пронскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ о признании Кураксина А.А. гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.

Признать Кураксина А.А. не прошедшим военную службу при наличии законных оснований в связи с обучением в аспирантуре и присвоением ученой степени кандидата наук.

Обязать Военный комиссариат Пронского и Старожиловского районов Рязанской области выдать Кураксину А.А. документ воинского учета - военный билет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - А.Ю.Говорухин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.