ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2830/20 от 28.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2020 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Устинова О.О.,

при секретаре Свиридовой Д.А.,

с участием административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений и действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений и действий.

В обоснование требований административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО8 заключен договор купли–продажи жилого дома с земельным участком, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ указанный договор в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, собственником отмеченного жилого дома стала ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФИО4 подписано соглашение о расторжении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

С целью регистрации расторжения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в орган государственной регистрации.

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в государственной регистрации заключенного между ФИО8 и ФИО2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа в проведении регистрационных действий послужило то обстоятельство, что регистрация соглашения о расторжении договора купли-продажи возможна лишь в период действия договора, а не после его исполнения.

Административный истец считает указанное решение государственного регистратора незаконным и полагает, что имеются все основания для государственной регистрации заключенного между ФИО8 и ФИО2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, ФИО2 обратилась в суд с данным административным иском, в котором просит признать незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в регистрации соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО8 и ФИО2 о расторжении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в регистрации соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО8 и ФИО2 о расторжении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО8 и ФИО2 о расторжении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный истец в судебном заседании доводы административного иска поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного истца по доверенности ФИО5 требования административного иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО6, она же представляла интересы государственного регистратора Управления Росреестра по КК ФИО7, в судебном заседании требования административного иска не признала, просила отказать.

Заинтересованное лицо ФИО8 доводы, изложенные в административном иске поддержала, просила удовлетворить.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО8 заключен договор купли–продажи жилого дома с земельным участком, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ указанный договор в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, собственником отмеченного жилого дома стала ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФИО4 подписано соглашение о расторжении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

С целью регистрации расторжения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в орган государственной регистрации.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – ФЗ ).

В соответствии с положениями ст. 14 указанного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

На рассмотрение в регистрирующий орган помимо соответствующего заявления, административным истцом представлены договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ, обоснование действий при согласии сторон на расторжение зарегистрированного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В ходе правовой экспертизы документов предоставленных административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю государственным регистратором выявлены причины препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.

В соответствии со ст. 27 ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации заключенного между ФИО8 и ФИО2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа в проведении регистрационных действий послужило то обстоятельство, что регистрация соглашения о расторжении договора купли-продажи возможна лишь в период действия договора, а не после его исполнения.

Суд, изучив материалы регистрационного дела, считает указанное решение государственного регистратора необоснованным, а выводы правовой экспертизы ошибочными.

Согласно положениям ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п.1 ст.9 ГК РФ).

В силу п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Согласно п.1 ст.452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

В соответствии с п.3 ст.453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

В п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О последствиях расторжения договора» определено,что если в соглашении сторон установлено, что ими производится возврат полученного, а предметом сделки являлось недвижимое имущество, для регистрации обратного перехода права собственности на это имущество стороны должны обратиться с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган, представив доказательства состоявшегося расторжения договора и достигнутого ими соглашения о возврате имущества.

Между тем, в разбираемом случае, государственным регистратором указанные положения закона учтены не были.

Судом установлено, что на дату подписания сторонами соглашения о расторжении договора, имущество фактически возвращено продавцу, а денежные средства покупателю.

Таким образом, соглашение о расторжении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, представленное на государственную регистрацию нормы законодательства и чьи-либо права и интересы не нарушает.

При таких обстоятельствах, у государственного регистратора не имелось оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации названного соглашения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом вышеприведенных требований законодательства о государственной регистрации недвижимости, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений и действий – удовлетворить.

Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по отказу в регистрации соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО8 и ФИО2 о расторжении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес> – незаконными.

Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по отказу в регистрации соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО8 и ФИО2 о расторжении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес> – незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: