ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2830/2021 от 28.09.2021 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-2830/2021;

УИД: 42RS0005-01-2021-006479-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кемерово 28 сентября 2021 года

Заводский районный суд города Кемерово в составе:

председательствующего судьи Блок У.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кошелевой С.В.,

с участием представителя административного истца старшего помощника Кемеровского транспортного прокурора Миненок И.В.,

представителей административного ответчика Грозной Ж.Г., ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Новокузнецкого транспортного прокурора в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц к Кемеровской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об изменении приказа,

УСТАНОВИЛ:

Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц к Кемеровской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об изменении приказа

Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения таможенного законодательства при функционировании зон таможенного контроля в воздушном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Установлено, что в соответствии со статьей 97 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Кемеровской таможней издан приказ от 13.12.2012 № 595 «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска Новокузнецк (Спиченково)», согласно пункту 1 которого в регионе деятельности Прокопьевского таможенного поста создана зона таможенного контроля для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки, пассажиров и багажа в пределах воздушного пассажирского многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Новокузнецк (Спиченково). Пунктом 6 вышеуказанного приказа в редакции пункта 2 приказа Кемеровской таможни от 17.06.2014 г. № 288 «О внесении изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» определено время действия режима зоны таможенного контроля для служебных помещений постоянно, для остальных помещений и территорий - на период совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки, товаров и лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации.

Данный приказ подлежит изменению в силу следующих оснований.

В соответствии с системным анализом частей 3, 4 и 20 статьи 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 3 статьи 319 ТК ЕАЭС временная зона таможенного контроля создается на определенный срок, т.е. имеет временный характер, для выполнения конкретных мероприятий, в то время как постоянная зона таможенного контроля имеет непрерывный, неопределенный во времени характер действия.

Таможенное законодательство таможенного союза, а также законодательство Российской Федерации о таможенном деле не содержит правовых оснований для приостановления действия режима зоны таможенного контроля в зависимости от наличия либо отсутствия конкретных юридических фактов.

Вместе с тем, в пункте 1 приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска Новокузнецк (Спиченково)» не определен статус данной зоны таможенного контроля, то есть является она временной или постоянной. Пунктом 6 приказа Кемеровской таможней от ДД.ММ.ГГГГ в редакции приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» определено время действия режима зоны таможенного контроля для служебных помещений постоянно, для остальных помещений и территорий – на период совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки, товаров и лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации, т.е. таможенным органом установлено не предусмотренное таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле приостановление режима зоны таможенного контроля.

Частью 23 статьи 217 Федерального закона «О таможенном регулировании з Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Регламентация конкретных сроков начала и окончания проведения операций по наземно-коммерческому обслуживанию, разгрузке и перегрузке (перевалке) товаров вышеуказанным приказом Кемеровской таможни и иными нормативными документами не установлена.

Таким образом, решение вопроса о введении режима зон таможенного контроля (применение юридических последствий их наличия на конкретной территории), в том числе возникновении обязанности иных лиц соблюдать данный режим, поставлено в зависимость от субъективного усмотрения должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на осуществление таможенного контроля.

В этой связи Новокузнецкой транспортной прокуратурой и.о. начальника Кемеровской таможни принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно поступившему ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру ответу Кемеровской таможни, указанные нарушения не устранены, правовой акт не переработан.

В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Предъявление данного заявления обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Бездействие ответчика и несоблюдение обязательных требований, установленных федеральным законодательством, в том числе ТК ЕАЭС, предъявляемых к зонам таможенного контроля, заведомо создает предпосылки к ограничению прав участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Просит суд признать незаконным бездействие Кемеровской таможни, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>». Возложить на Кемеровскую таможню обязанность по внесению изменений в пункт 1 приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>», привести его в соответствие с требованиями пункта 3 статьи 319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с определением статуса создаваемой зоны таможенного контроля. Возложить на Кемеровскую таможню обязанность по внесению изменений в пункт 6 приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в редакции приказа Кемеровской таможни от. ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>», привести его в соответствие с требованиями пункта 3 статьи 319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключив из его содержания указание на действие режима зоны таможенного контроля исключительно на период совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки, товаров и лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Кемеровского транспортного прокурора Миненок И.В. заявленные требования поддержал, пояснил, что предъявление рассматриваемого административного искового заявления, обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, поскольку приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» распространяет свое действие на всех физических лиц и хозяйствующих субъектов, осуществляющих таможенные операции в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>. В то же время, бездействие Кемеровской таможни, выразившиеся в невнесении изменений в рассматриваемый приказ, несоблюдении обязательных требований, установленных федеральным законодательством, в том числе ТК ЕАЭС, предъявляемых к зонам таможенного контроля, заведомо создает предпосылки к ограничению прав участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Полагал необходимым обязать Кемеровскую таможню привести оспариваемый приказ в соответствие со ст. 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст. 319 ТК ЕАЭС.

Представители административного ответчика Грозная Ж.Г., ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения административного искового заявления, поддержали письменные возражения.

Представитель административного ответчика ФИО1 дополнительно пояснил, что пункт пропуска через государственную границу РФ «<данные изъяты>» работает на нерегулярной основе, в связи с чем там не может быть создана зона таможенного контроля на постоянной основе, а для создания временной зоны таможенного контроля предусмотрен иной порядок.

Представитель административного ответчика Грозная Ж.Г. дополнительно пояснила, что приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» составлен в полном соответствии с требованиями ст. 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и содержит всю необходимую информацию, предусмотренную п. 11 ст. 217 указанного закона. Кроме того, пункт пропуска через государственную границу РФ «Спиченково» работает на нерегулярной основе, в связи с чем там не может быть создана зона таможенного контроля на постоянной основе, а для создания временной зоны таможенного контроля предусмотрен иной порядок, установленный ст. 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно вынесение распоряжения начальника таможенного органа. Считает, что оспариваемый приказ не нарушает прав и законный интересов неопределенного круга лиц и издан в соответствии с требованиями закона уполномоченным лицом.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Проверка законности нормативно-правовых актов регулируется главой 21 КАС Российской Федерации, а проверка законности индивидуально-правовых актов – главой 22 КАС Российской Федерации, и существенным образом отличается.

Частью 1 статьи 208 КАС (глава 21 КАС РФ) Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ (глава 22 КАС) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Изучив административный иск, приложенные к нему документы, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования о признании незаконным бездействия Кемеровской таможни, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>»; возложении на Кемеровскую таможню обязанность по внесению изменений в пункт 1 приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>», привести его в соответствие с требованиями пункта 3 статьи 319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с определением статуса создаваемой зоны таможенного контроля; возложении на Кемеровскую таможню обязанность по внесению изменений в пункт 6 приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в редакции приказа Кемеровской таможни от. ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>», приведении его в соответствие с требованиями пункта 3 статьи 319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключив из его содержания указание на действие режима зоны таможенного контроля исключительно на период совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки, товаров и лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации по своему содержанию относятся к требованиям, рассматриваемым по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, не подлежат рассмотрению судами, в частности, требования об оспаривании локальных нормативных актов, принимаемых, например, на основании статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации», статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Из анализа содержания приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» в редакции Приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» следует, что данные акты не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений.

Правовой режим зон таможенного контроля определяется нормами Федерального закона от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ранее – Федеральным законом от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), а вышеуказанные приказы Кемеровской таможни определяют лишь порядок создания зоны таможенного контроля (приказами определяются территории и пределы зоны таможенного контроля).

В настоящее время правоотношения, связанные с созданием зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации регламентированы частью 9 статьи 217 ФЗ №289 от 03.08.2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом содержание данной нормы ФЗ №289 аналогично части 9 статьи 163 ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 года.

Статьей 217 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним.

Согласно пункту 5 вышеуказанной статьи Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы Российской Федерации, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон. Решение о создании зон таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации оформляется нормативным правовым актом Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых создаются указанные зоны.

В соответствии с пунктом 9 данной статьи решение о создании зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных и открытых в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска. Такое решение оформляется приказом начальника таможни, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. В зону таможенного контроля, создаваемую в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включаются участки территории (акватории), здания, сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка и перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. №809 «О Федеральной таможенной службе» утверждено Положение о Федеральной таможенной службе. Согласно пункту 1 Положения Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела является Федеральная таможенная служба.

В соответствии с подпунктом 5.2.131 пункта 5.2 Положения Федеральная таможенная служба обладает полномочиями по разработке нормативных правовых актов, определяющих вопросы, относящиеся к компетенции Службы, если такие вопросы предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также на основании нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.

Кемеровская таможня не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, свою деятельность таможня осуществляет на основании Общего положения о таможне, утверждённого приказом Федеральной таможенной службы от 31 мая 2018 г. №833 «Об утверждении Общего положения о таможне».

В соответствии с пунктом 1 Положения таможня является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением.

Согласно пункту 4 Общего положения о таможне таможня в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления, которому подчинена таможня, а также Положением о таможне.

Согласно подпункту 141 пункта 8 Положения о таможне таможня участвует в подготовке предложений об издании, отмене, изменении нормативных правовых актов Минфина России и нормативных и иных правовых актов ФТС России.

Из вышеизложенного следует, что таможня не обладает полномочиями по изданию нормативных правовых актов.

Таким образом, оспариваемый приказ Кемеровской таможни к системе нормативных правовых актов не относиятся, в связи, с чем заявленные исковые требования истца подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу ч. 8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч. 1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента направления письма Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения протеста прокуратуры.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В силу положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о прокуратуре РФ) прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (пункт 2 статьи 23 Закона о прокуратуре РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Новокузнецким транспортным прокурором на имя и.о. начальника Кемеровской таможни выдан протест от ДД.ММ.ГГГГ:

На пункты 1 и 6 приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» (л.д.8-11), в котором указано, что данный локальный акт не соответствует требованиям законодательства и подлежит изменению, поскольку в пункте 1 приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» не определен статус данной зоны таможенного контроля, то есть является она временной или постоянной. Пунктом 6 приказа Кемеровской таможней от ДД.ММ.ГГГГ в редакции приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» определено время действия режима зоны таможенного контроля для служебных помещений постоянно, для остальных помещений и территорий – на период совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки, товаров и лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации, т.е. таможенным органом установлено не предусмотренное таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле приостановление режима зоны таможенного контроля.

На основании изложенного и в соответствии со ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор требует изменить и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства пункты 1 и 6 приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>».

По результатам рассмотрения указанного протеста и.о. начальника Кемеровской таможни на имя Новокузнецкого транспортного прокурора направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-15), которым в удовлетворении протеста отказано. В письме указано, что в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС и Федерального закона с учетом классификации и установленного режима пункта пропуска в целях совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля приказом Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска Новокузнецк (Спиченково)» (в редакции приказа Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ) созданы зоны таможенного контроля. Приказ Кемеровской таможни о создании зоны таможенного контроля согласован с Федеральной таможенной службой (письмо ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, письмо ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ) и содержит обязательные требования, установленные законодателем в части 11 статьи 217 Федерального закона (место нахождения пункта пропуска, границы зоны таможенного контроля и места ее пересечения).

Согласно статье 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) ТК ЕАЭС применяется в отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в законную силу. По отношениям, возникшим до вступления ТК ЕАЭС в силу, ТК ЕАЭС применяется к тем правилам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу.

Статьей 6 Федерального закона от 03.08.2018г. №289-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования), применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это.

Поскольку зоны таможенного контроля были созданы в соответствии с ранее действующим законодательством, основания для внесения изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ТК ЕАЭС и Законом отсутствуют.

Кроме того, переиздание приказа о создании зоны таможенного контроля потребует признания утратившим силу указанного выше приказа Кемеровской таможни, что юридически повлечет за собой ликвидацию зоны таможенного контроля.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о соответствии требованиям законодательства локального акта Кемеровской таможни, действовавшим на дату его принятия исходя из следующего.

Приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зоны таможенного контроля в воздушном пункте пропуска <данные изъяты>» издан на основании статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно ст. 97 Таможенного кодекса Таможенного союза (утратил силу с 01.01.2018 года) зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии сч.ч. 1, 2, 9, 11, 12 ст. 163 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Утратила силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ) места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

2. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

9. Решение о создании зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных и открытых в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска, и оформляется приказом начальника таможни, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В зону таможенного контроля, создаваемую в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включаются участки территории (акватории), здания, сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка и перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары.

11. В приказе начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пункте пропуска должны быть указаны:

1) место нахождения пункта пропуска;

2) граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами.

В решении о создании зоны таможенного контроля в местах, указанных в части 5 настоящей статьи, должны быть указаны:

1) место нахождения пункта пропуска;

2) граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами.

12. В приложении к приказу начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пункте пропуска должно быть приведено графическое отображение границы и территории указанной зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

Пунктом 1 статьи 319 Таможенного кодекса Евразийской экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные ТК ЕАЭС и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 319 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 319 ТК ЕАЭС зоны таможенного контроля (далее - ЗТК) могут быть постоянными (далее - ПЗТК), если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными (далее - ВЗТК) - в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств. Понятия «постоянные» и «временные» обусловлены регулярностью и частотой совершения операций с товарами и транспортными средствами в ЗТК.

Согласно пункту 4 статьи 319 ТК ЕАЭС порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

В соответствии с частью 2 статьи 217 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах временного хранения товаров, разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих под таможенным контролем товары.

В соответствии с частью 9 статьи 217 Федерального закона решение о создании зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных и открытых в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска. Такое решение оформляется приказом начальника таможни, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. В зону таможенного контроля, создаваемую в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включаются участки территории (акватории), здания, сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка и перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих товары.

Согласно части 11 статьи 217 Федерального закона в приказе начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пункте пропуска должны быть указаны: место нахождения пункта пропуска; границы зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами.

Согласно части 12 статьи 217 Федерального закона в приложении к приказу начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пункте пропуска должно быть приведено графическое отображение границы и территории указанной зоны в виде планов или карт.

Также, Федеральным законом не предусмотрено указание в приказе начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации статуса создаваемой зоны таможенного контроля. Кроме того, порядок создания зоны таможенного контроля в пункте пропуска, работающем на нерегулярной основе, не определен.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.

На основании вышеизложенного, поскольку зона таможенного контроля была создана в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ранее действующим законодательством, а новое законодательство согласно вышеуказанным положениям применяется к отношениям, возникшим со дня его вступления в силу, то основания для внесения изменений в приказ Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсутствуют.

Анализируя действующее на момент издания оспариваемого приказа законодательство, суд приходит к выводу, о том, что зоны таможенного контроля в пунктах пропуска создаются приказом начальника таможни, в чьем ведении находится осуществление таможенного контроля в данном пункте пропуска по согласованию с вышестоящим таможенным органом. При этом учитывается мнение администрации транспортного объекта (железнодорожной станции, морского (речного) порта, аэропорта), на территориях и в помещениях которого создается зона таможенного контроля.

Исходя из документов, имеющихся в деле, суд приходит к выводу, что таможенным органом соблюден порядок принятия приказа от ДД.ММ.ГГГГ с учетом ранее действующего законодательства. При этом нормы ст. 319 ТК ЕАЭС и ст. 217 Федерального закона от 03.08.2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которые ссылается административный истец, схожи по содержанию с ранее действовавшими актами (ст. 97 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 163 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), в связи с чем, суд также не находит оснований для признания обоснованными исковых требований.

Заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными подлежат удовлетворению, если суд признает оспариваемые решения, действия их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, и об обязанности ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или препятствия к их осуществлению.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемый акт таможенного органа принят уполномоченным органом в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке. Каких-либо доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц суду при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания незаконным приказа таможенного органа от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Следовательно, в удовлетворении административного искового заявления Новокузнецкого транспортного прокурора должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Новокузнецкого транспортного прокурора в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц к Кемеровской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об изменении приказа отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) У.П. Блок

Мотивированное решение составлено 08.10.2021 года.

копия верна:

Подлинный документ подшит в деле № 2а-2830/2021 Заводского районного суда города Кемерово.

Председательствующий: У.П. Блок

Помощник судьи С.В. Кошелева