ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2832/2021 от 15.11.2021 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а-2832/2021

УИД 03RS0064-01-2021-002463-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 15 ноября 2021 года

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Вахитовой Д.М.,

при секретаре Киселевой Ю.В.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка, обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО4 обратился в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату в собственность, по следующим основаниям.

ФИО5 является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, который находится у истца в аренде на основании Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. . Намереваясь приобрести в собственность за плату указанный земельный участок для индивидуального жилищного строительства, истец обратился в Министерство земельных и имущественных отношений РБ с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. -Г о предоставлении земельного участка в собственность за плату. На заявление был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ. в котором указано, что площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна.

ФИО4 полагает данный отказ необоснованным и незаконным, нарушает его права как собственника жилого дома, находящегося на участке, так как в обжалуемом отказе указано, что на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ причиной отказа является несоразмерность испрашиваемого земельного участка. Между тем, основание для отказа в предоставлении участка, поименованное в п.1, звучит следующим образом: «с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов». И среди оснований для отказа, указанных в статье 39.16 ЗК РФ, основания, связанные с несоразмерностью участка, отсутствуют. Согласно табл.2 Правил землепользования и застройки СП Дмитриевский сельсовет MP <адрес> РБ, максимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-1 составляет 3000 кв.м., то есть площадь испрашиваемого участка соответствует градостроительному регламенту и не превышает максимально допустимых значений. Поскольку иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность в обжалуемом отказе не имеется, следовательно, вынесенный административным ответчиком отказ является неправомерным.

Административный истец ФИО4 просит суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность за плату в размере трёх процентов от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> путём направления ему договора купли-продажи указанного земельного участка.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Министерство земельных и имущественных отношений РБ – ФИО3 в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, указывая на законность отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Из положений пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

В силу п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.

Вместе с тем в соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО5 является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, который находится у истца в аренде на основании Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 обратился в Министерство земельных и имущественных отношений РБ с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов с учетом ранее заключенного договора аренды за плату.

ДД.ММ.ГГГГ. Министерство земельных и имущественных отношений РБ принимает решение об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка по заявлению ФИО4 в собственность за плату.

Согласно ч.1,2 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий и других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст. 25.8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «О регулировании земельных отношений в <адрес>» в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений и органы местного самоуправления предоставляют гражданам и юридическим лицам земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим законом.

Согласно выписке из ЕГРН, спорный земельный участок входит в категорию земель населенных пунктов.

Заключенный договор аренды испрашиваемого земельного участка, имеющего вид разрешенного использования - для отдельно стоящего индивидуального жилого дома на одну семью, коттеджи, на срок по ДД.ММ.ГГГГ, имеет цель аренды - отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, заключен по итогам аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о размере арендной платы.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому, гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Таким образом, законодателем установлено четыре условия для положительного рассмотрения органом исполнительной власти заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность за плату: 1) испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен в аренду; 2) с момента заключения договора аренды земельного участка истекло три года; 3) заявитель надлежащим образом использовал такой земельный участок; 4) заявление о приобретении земельного участка поступило в уполномоченный орган до дня истечения срока действия договора аренды испрашиваемого участка.

В соответствии с положениями пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства при соблюдении указанных в данной норме условиях.

Так пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.

В силу положений пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В рассматриваемом случае основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов послужило то, что «… по основанию, указанному в п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, причиной отказа является несоразмерность испрашиваемого земельного участка. Под этим термином понимается превышение площади испрашиваемого земельного участка по сравнению с земельного участка, который необходим для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости или для осуществления определенного вида хозяйственной деятельности. Соразмерным считается земельный участок, площадь которого соответствует установленным предельным размерам применительно к определенным видам деятельности или в случае отсутствия таких размеров – исходя из необходимой площади для эксплуатации объектов недвижимости. В связи с изложенным, не представляется возможным предоставить испрашиваемый земельный участок…».

Отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении спорного земельного участка в собственность административному истцу за плату без торгов противоречит действующему законодательству, так как не имеет конкретного основания для принятия такого решения, в связи с чем суд приходит к выводу о признании отказа незаконным с возложением обязанности повторно рассмотреть обращение ФИО4 о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, д.Подымалово, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Поскольку отказ Министерство земельных и имущественных отношений РБ в предоставлении спорного земельного участка в собственность административному истцу за плату без торгов не содержит конкретных оснований для отказа, оснований для возложения на административного ответчика обязанности заключить договор купли-продажи спорного земельного участка с ФИО4 на данном этапе разрешения спора у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в реализации права на выкуп земельного участка.

Возложить на Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд РБ в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.

Судья Д.М. Вахитова