ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2833/2021 от 29.09.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-2833/2021

УИД 44RS0001-01-2021-004559-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Суворовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Добрыниной Валентины Николаевны к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,

установил:

Добрынина В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, мотивируя тем, что <дата> года она обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее и членов ее семьи: Бовта А.Н., Кочкиной Ю.С. и Кострова Г.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Письмом от <дата> Администрацией города Костромы в принятии на учет ей отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих обстоятельства нуждаемости, а также документов, подтверждающих родство и копии паспорта Кочкиной Ю.С. С таким отказом она не согласна, полагает, что административным ответчиком нарушено ее право на рассмотрение заявления по существу. Кроме того, Администрация города Костромы злоупотребила особенностями подачи таких заявлений, приняв заведомо недостающий пакет документов и не предложив его дополнить. Так, заявления о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении принимаются в многофункциональном центре. Работники центра обязаны сформировать заявление на получение услуги со слов заявителя и принять прилагаемые документы по усмотрению заявителя. При этом специалист по приему документов не обязан контролировать пакет документов, представляемых заявителями. Такая процедура приема документов предполагает, что адресат самостоятельно свяжется с заявителем на предмет недостатков заявления и предложит их устранить. Между тем Администрация города Костромы никаких запросов в ее адрес не сделала, рассмотрев заявление формально и отказав по формальным обстоятельствам – недостатку документов. Вместе с тем ее заявление о принятии на учет было основано том обстоятельстве, что дом по <адрес>, в котором она проживает, еще в <дата> года признан аварийным и подлежащим сносу. Сам по себе факт непригодности для проживания занимаемой ею квартиры административным ответчиком не оспаривается. Таким образом, заявление нельзя считать рассмотренным по существу, а ее и членов ее семьи – не имеющими права на признание нуждающимися в жилом помещении. С учетом изложенного Добрынина В.Н. просила обязать административного ответчика принять ее и членов ее семьи – Бовта А.Н., Кочкину Ю.С., Кострова Г.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В процессе рассмотрения дела Добрынина В.Н. заявленные требования уточнила, просила обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии ее и членов ее семьи – Бовта А.Н., Кочкину Ю.С., Кострова Г.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В обоснование заявленных требований дополнительно указала, что жилой дом по <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на <дата> годы», утвержденную постановлением администрации Костромской области от <дата>. Таким образом, она как наниматель жилого помещения, расположенного в указанном доме, вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления другого благоустроенного жилого помещения вне зависимости от наличия плана и срока сноса дома.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Бовт А.Н., Кочкина Ю.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Кострова Г.А.

В судебном заседании административный истец Добрынина В.Н. и ее представитель Косарев А.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержали.

Представитель административного ответчика Администрации города Костромы Рубцов И.М. заявленные требования не признал, указал, что порядок ведения органами местного самоуправления учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Костромской области от <дата>-ЗКО и Административным регламентом предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от <дата>. В соответствии с данными нормативными актами для принятия на учет гражданин предоставляет в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление, а также документы, подтверждающие состав семьи и степень родства заявителя с членами его семьи, а также копии документов, подтверждающих право с гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В заявлении в качестве основания для принятия на учет Добрыниной В.Н. указано проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений, требованиям. Вместе с тем семья административного истца малоимущей не признана, категория по которой Добрынина В.Н. желает быть принята на учет, в заявлении не указана. Более того, к заявлению не были приложены документы, подтверждающие отнесение административного истца к категории граждан, которым может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, а также документы, предусмотренные пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона Костромской области от <дата>-ЗКО, обязанность по предоставлению которых лежит на заявителе. Истребование недостающих документов у заявителя действующим законодательством не предусмотрено, административный истец не лишена права повторно обратиться с заявлением о принятии на учет нуждающихся.

Заинтересованное лицо Бовт А.Н. в судебном заседании полагал заявленные Добрыниной В.Н. требования подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Кочкина Ю.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Кострова Г.А., в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, <дата> Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы передал Бовту А.Н. по договору социального найма в бессрочное владение и пользование жилое помещение, относящееся к муниципальной собственности, по адресу: <адрес> для использования в целях проживания нанимателя и членов его семьи.

В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства: наниматель Бовт А.Н., его супруга Добрынина В.Н., дочь супруги Кочкина Ю.С., внук супруги Костров Г.А.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

<дата> муниципальное образование городской округ город Кострома заключило с ООО «СтройМеханика» договор о развитии застроенной территории в городе Костроме, по условиям которого застройщик обязался в установленные договором сроки своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства, связанные с развитием застроенной территории общей площадью ... га, местоположение: в границах улиц <адрес>, а Администрация в свою очередь обязалась создать необходимые условия для выполнения обязательств застройщика.

В соответствии с п. 2.1.3 договора застройщик обязался создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственного города Костромы благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения, в том числе, гражданам, выселяемым из дома по <адрес>.

Согласно графику расселения из аварийных и подлежащих сносу домов, согласованному Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы и ООО «СтройМеханика» срок отселения жителей дома по <адрес> установлен до <дата>.

Из дела также усматривается, что <дата> Добрынина В.Н. сдала в ОГКУ «МФЦ» заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в составе семьи: супруг Бовт А.Н., дочь Кочкина Ю.С., внук Костров Г.А., по основанию: проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вместе с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении оператором ОГКУ «МФЦ» от Добрыниной В.Н. приняты копия паспорта заявителя и копия паспорта Бовта А.Н.; справка о регистрации по месту жительства, выданная МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан»; постановление Администрации города Костромы от <дата> о дальнейшем использовании многоквартирного дома по <адрес>; заключение межведомственной комиссии от <дата> о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу; акт обследования от <дата> многоквартирного дома по <адрес>; заключение межведомственной комиссии от <дата> о признании непригодным для проживания квартир в доме по <адрес>; акт обследования от <дата> квартир в <адрес>; копия свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности (... доли) Добрыниной В.Н. на квартиру по адресу: <адрес>; копия договора социального найма жилого помещения от <дата>.

В ходе проверки представленных административным истцом документов органом, осуществляющим принятие граждан на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, запрошены и получены сведения из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области и ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ» об объектах недвижимого имущества зарегистрированного за Добрыниной В.Н. и членами ее семьи; из МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» о регистрации Добрыниной В.Н. и членов ее семьи по месту жительства.

Проверив представленные административным истцом и полученные в рамках межведомственного взаимодействия документы, Администрация города Костромы письмом от <дата> отказала Добрыниной В.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с непредставлением документов, предусмотренных статьей 5 Закона Костромской области от <дата>-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а именно документов, подтверждающих отнесение заявителя к категориям граждан, установленных федеральным законом, указом Президента РФ или законом Костромской области, которым может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, а также документов, подтверждающих степень родства с Кочкиной Ю.С. и Костровым Г.А., и копии паспорта Кочкиной Ю.С.

Не согласившись с вышеуказанным отказом Администрации города Костромы, Добрынина В.Н. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия.

Конституция Российской Федерации в то же время закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было и ранее в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3).

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4).

Следовательно, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении либо отнесение гражданина к категориям граждан, признанным по установленным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно части 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, в Костромской области установлен Законом Костромской области от <дата>-ЗКО.

В силу части 4 статьи 6 Закона Костромской области от <дата>-ЗКО орган, осуществляющий принятие на учет, вправе принять решение об отказе в принятии на учет только по основаниям, предусмотренным статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Частью 2 статьи 5 Закона Костромской области от <дата>-ЗКО предусмотрено, что для принятия решения о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет гражданина необходимы следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя, либо копия такого документа, заверенная в установленном порядке;

1.1) документы, подтверждающие состав семьи и степень родства заявителя с членами его семьи, либо копии таких документов, заверенные в установленном порядке;

2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, за исключением случаев, когда гражданин принимается на учет по иному основанию;

3) копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;

4) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;

5) документы о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина-заявителя и членов его семьи;

6) в случае, если жилое помещение гражданина признано непригодным для проживания в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке - копия заключения межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для постоянного проживания или копия решения уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан (многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции);

7) копия документа, подтверждающего тяжелую форму хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одном жилом помещении, если принятие на учет осуществляется на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

8) в случае, если гражданин принимается на учет по основанию, определенному федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Костромской области, - копии документов, подтверждающих право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с частью 2.2 статьи 5 Закона Костромской области от <дата>-ЗКО документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2, 4-6 части 2 настоящей статьи, запрашиваются органом, осуществляющим принятие на учет в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если гражданин не представил указанные документы самостоятельно.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм документы, подтверждающие право заявителя состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также документы, подтверждающие состав семьи и степень родства заявителя с членами его семьи, должен представить заявитель.

Как усматривается из заявления Добрыниной В.Н. о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в качестве основании для принятия на учет указано проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось административным истцом, Добрынина В.Н. и члены ее семьи в установленном законом порядке малоимущими не признаны, документы, свидетельствующие об отнесении административного истца с членами семьи к иной категории граждан применительно к части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, к заявлению приложены не были, равно как и документы, подтверждающие степень родства заявителя с Кочкиной Ю.С. и Костровым Г.А.

В этой связи, поскольку документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, Добрыниной В.Н. представлены не были, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации это являлось достаточным основанием для отказа в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Утверждение административного истца об обязанности органа, осуществляющего учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, истребовать у заявителя недостающий перечень документов, суд находит несостоятельным, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления действующим законодательством не возложена.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, вопреки доводам административного истца, достаточным основанием для постановки таких лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не является.

Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемый отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

При этом суд отмечает, что Добрынина В.Н. не лишена возможности повторно обратиться в Администрацию города Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после устранения обстоятельств, явившихся основанием для отказа для в принятии ее на соответствующий учет.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Добрыниной Валентины Николаевны к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2021 года.