ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2834/2017 от 15.11.2017 Волжского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 15 ноября 2017 г.

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Ураковой Г.А.,

с участием представителя административных истцов - ФИО1,

представителя административного ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2833/2017 по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО8, Плюща А.К., ФИО5, ФИО6 к Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения и действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО4, ФИО8, Плющ А.К., ФИО5, ФИО6 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Черноречье муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения и действий органа местного самоуправления.

В административном исковом заявлении указали, что Плющ А.К. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства.

ФИО8 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства.

ФИО4 является собственником земельных участков общей площадью <данные изъяты> каждый, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми ,, , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства.

ФИО3 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства.

ФИО6 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства.

ФИО5 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства.

В соответствии с Генеральным планом сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, названные земельные участки были включены в состав населенного пункта п. Чапаевка. Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ данные участки были отнесены к зоне Ж-8 «комплексное освоение в целях жилищного строительства». В соответствии с действующим законодательством, для освоения участков необходимо было разработать проект планировки территории.

В начале июня из информации, размещенной на официальном сайте Администрации сельского поселения Черноречья муниципального района Волжский Самарской области стало известно, что согласно Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний изменений по проекту в Генеральный план сельского поселения Черноречья муниципального района Волжский Самарской области», на территории сельского поселения проводятся публичные слушания по проекту решения «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречья». Текстовая часть не содержала информации об участках (территориях), в отношении которых в действующий Генеральный план поселения вносились изменения, не были указаны кадастровые номера земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении которых планировалось изменение категории земельных участков (включение или исключение из границ населенных пунктов). Сопоставив действующую редакцию Карты градостроительного зонирования сельского поселения Черноречье, размещенную на сайте и Приложения , к проекту Решения о внесении изменений в генеральный план, они сделали вывод, что находящиеся у них в собственности земельные участки, расположенные в населенном пункте согласно утвержденной границе пос. Чапаевка, планируется исключить из границ населенного пункта (изменить категорию земельного участка).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области на имя Главы административными истцами каждым было подано заявление с возражениями относительно изменений существующей границы поселка Чапаевка, в результате которых произойдет перевод перечисленных земельных участков из состава земель одной категории в другую (исключение их из границ населенного пункта). Однако данные заявления были проигнорированы, не повлияли на результаты публичных слушаний. Ответом Администрации сельского поселения Черноречье каждому административному истцу было отказано в сохранении категории земельного участка, предусмотренной действующим Генеральным планом сельского поселения Черноречье.

ДД.ММ.ГГГГ Главой сельского поселения Черноречье было подписано Заключение о результатах публичных слушаний. Фактически в результате действий органа местного самоуправления была изменена категория земельных участков не просто без согласия собственника или по его заявлению, а при наличии своевременно поданного возражения на указанные действия.

Административные истцы считают действия Главы сельского поселения Черноречья муниципального района Волжский Самарской области по назначению, организации, проведению, подведению итогов публичных слушаний согласно проекту внесения изменений в Генеральный план незаконными и нарушающими права и законные интересы ввиду следующего.

Решение о проведении публичных слушаний по вопросу исключения из границ населенного пункта территорий должно быть принято только при наличии заявления от заинтересованного лица с указанием оснований своих требований. Административные истцы таких заявлений не подавали. Спорные земельные участки расположены вне границ охранных, санитарно-защитных зон, вне зон санитарных разрывов, каким-либо образом, препятствующих их использованию по целевому назначению, таким образом, решение Главы сельского поселения о проведении публичных слушаний было принято в нарушение п.4 ст. 4.1. ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ».

Согласно п.9 ст. 4.1 ФЗ «О введении в действии Градостроительного Кодекса РФ» извещение о проведении публичных слушаний, указанных в части 6 данной статьи (исключение из границы населенного пункта земельного участка), направляется правообладателям земельных участков, включаемых в границу населенного пункта, либо земельных участков, исключаемых на указанных земельных участках. В адрес административных истцов какие-либо извещения от Администрации сельского поселения Черноречья по вопросу проведения публичных слушаний об изменениях в Генеральный план сельского поселения Черноречье, в результате которых меняется категория спорных земельных участков, не поступали, в результате чего органом местного самоуправления, ответственного за проведение публичных слушаний, был нарушен п.9 ст. 4.1 ФЗ «О введении вдействии Градостроительного Кодекса РФ».

Согласно ч. 6 ст. 28 Градостроительного Кодекса РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

В период проведения публичных слушаний, в соответствии с устными рекомендациями Заместителя Главы сельского поселения Черноречье, административными истцами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были направлены обоснованные возражения относительно изменений существующей границы п. Чапаевка, в результате которого произойдет перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую. В нарушение ч. 6 ст. 28 Градостроительного Кодекса РФ данные заявления безосновательно не были отражены в Протоколе публичных слушаний, а также в Заключении о результатах публичных слушаний (согласно п.7,2, мнения, содержащие отрицательную оценку по вопросам публичных слушаний, не высказаны), чем были нарушены права и законные интересы административных истцов.

В нарушении норм действующего законодательства Администрация сельского поселения Черноречье в лице Главы ФИО7 безосновательно путем внесения изменений в разработанную и утвержденную ими же Градостроительную документацию инициирует изменение категории земельных участков, в результате чего лишает административных истцов права, имеющегося до принятия соответствующих изменений в части использования земельного участка.

Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения исковых требований, административные истцы просили суд признать действия Главы Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, выразившиеся в назначении, организации, проведении, подведении итогов публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы, отменить Постановление Главы Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес>», отменить Заключение о результатах публичных слушаний в сельском поселении Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по вопросу о проекте решения Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика предъявленные административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Плющ А.К. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства. ФИО8 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства.ФИО4 является собственником земельных участков общей площадью <данные изъяты> каждый, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми , , , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства. ФИО3 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства. ФИО6 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства. ФИО5 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для животноводства.

Сторонами не оспаривалось, что в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области названные земельные участки включены в состав населенного пункта п. Чапаевка.

Установлено, что Главой сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «О проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области». Срок проведения публичных слушаний установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, администрации поселения предписано в целях доведения до населения информации о содержании проекта изменений в генеральный план обеспечить организацию выставок в местах проведения публичных слушаний и месте проведения мероприятия по информированию жителей поселения по вопросу публичных слушаний.

Данное постановление опубликовано в газете «Чернореченские вести» от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении Черноречье утвержден Решением Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об официальном интернет-сайте Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области.

Установлено, что оспариваемое Заключение о результатах публичных слушаний в сельском поселении Черноречье опубликовано в газете «Чернореченские вести» ДД.ММ.ГГГГ

В силу статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 КАС РФ, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Оспариваемое Постановление «О проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области» издано ДД.ММ.ГГГГ, из материалов дела усматривается, что административные истцы были осведомлены об этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, однако с административным иском об оспаривании данного постановления обратились в суд только ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного срока для признания решений (действий) незаконными.

Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административными истцами административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не имеется.

Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Согласно ст. 28 данного Закона для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Из п.4 названной статьи следует, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Таким образом, довод административных истцов о том, что инициатором публичных слушаний явилось ненадлежащее лицо, является необоснованным.

Ссылку административных истцов на п.9 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которому извещение о проведении публичных слушаний, указанных в части 6 данной статьи (исключение из границы населенного пункта земельного участка), направляется правообладателям земельных участков, включаемых в границу населенного пункта, либо земельных участков, исключаемых на указанных земельных участках, суд находит обоснованной.

Судом установлено, что извещения административным истцам о проведении публичных слушаний административным ответчиком не направлялись.

В то же время суд не усматривает нарушений прав истцов указанным бездействием административного ответчика, поскольку истцы были проинформированы о проведении публичных слушаний посредством размещения сведений на информационных ресурсах Администрации сельского поселения Черноречье, их письменные возражения по проекту решения были приняты, мнение по данным возражениям отражено в Заключении о результатах публичных слушаний в сельском поселении Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по вопросу о проекте решения Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ

Так, согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию сельского поселения Черноречье поступило заявление ФИО8 о том, что путем сопоставления размещенной на сайте администрации проектной документации по публичным слушаниям и карты градостроительного зонирования она выяснила, что планируется исключить из границ населенного пункта Чапаевка принадлежащий ей земельный участок. В заявлении ФИО8 выразила несогласие с изменением существующей границы п. Чапаевка, указав основания такого несогласия.

Аналогичное заявление поступило административному ответчику от ФИО4 и ФИО3, ФИО6, ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ), Плюща А.К. (ДД.ММ.ГГГГ).

На данные обращения Администрацией сельского поселения Черноречье ДД.ММ.ГГГГ даны письменные ответы о том, что данные возражения не могут быть учтены в проекте изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье с указанием причин.

Согласно представленному Заключению о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, предложения ФИО4, ФИО3, ФИО6, ФИО5, Плюща А.К., ФИО8 не могут быть учтены. При этом в Заключении приведена информация о содержании возражений, реквизиты письменных возражений, кадастровые номера участков, правообладателями которых являются лица, подавшие возражения, а также краткая мотивировка отклонения возражений.

Представитель административных истцов указала суду, что нарушение прав ее доверителей заключается в том, что они лишены возможности использовать свой земельный участок в соответствии с его категорией.

Согласно материалам дела, в ЕГРН зарегистрировано право истцов на земельные участки категории земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для животноводства. Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, данная категория участков не изменялась. Как пояснила представитель административных истцов, ее доверители в установленном порядке за изменением категории земельного участка не обращались.

По мнению административных истцов, предпринять меры по переводу земельных участков из одной категории в другую в связи с их включением в границы населенного пункта должен был административный ответчик, вместе с тем, данное бездействие в рамках настоящего дела не оспаривается.

Доказательств невозможности использования земельных участков согласно их категории и целевому назначению ввиду принятия оспариваемых решений и совершения оспариваемых действий Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области административными истцами не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО3, ФИО4, ФИО8, Плюща А.К., ФИО5, ФИО6 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3, ФИО4, ФИО8, Плюща А. К., ФИО5, ФИО6 к Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области о признании действий Главы Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, выразившихся в назначении, организации, проведении, подведении итогов публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы, отмене Постановления Главы Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области», отмене Заключения о результатах публичных слушаний в сельском поселении Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по вопросу о проекте решения Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 20.11.2017 г.

Председательствующий Е.А. Андреева