Дело №2а-2835/2019 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 декабря 2019 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Беженар Д.Д., с участием представителя административного истца Суворовой Ю.А., представителя административного ответчика Погодиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайцевой Н. К. к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании решения незаконным, обязании выдать разрешение на строительство, признании уведомления незаконным, обязании выдать уведомление о соответствии,
УСТАНОВИЛ:
Зайцева Н.К. обратилась в Кстовский городской суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка площадью 1135 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен) участок (номер обезличен), КН: (номер обезличен), на основании Договора купли-продажи земельного участка от (дата обезличена), о чем в ЕГРП на недвижимое и сделок с ним (дата обезличена) сделана запись регистрации (номер обезличен).
Вид разрешенного использования указанного земельного участка – под индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов.
21.11.2018 г. она обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства по вышеуказанному адресу, заявление зарегистрировано за входящим номером 09/1546-з от 21.11.2018 г.
В ответ на поданное административным истцом заявление, административный ответчик направил в адрес заявителя уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № ru52526306-02-65 от 26 ноября 2018 г., в соответствии с которым сообщалось, что по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства по вышеуказанному адресу отказано, в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по нижеследующим основаниям.
В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденных решением сельского Совета Работкинского сельсовета от 27.12.2017 г. № 36, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 –зона индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с картой границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проекта генерального плана муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» земельный участок расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности (приложение 1 к уведомлению).
В соответствии с проектом генерального плана Работкинского сельсовета относительно территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть предусмотрены мероприятия относительно обеспеченности инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Мероприятия по инженерной защите от затопления паводковыми водами, предусмотрены документами территориального планирования территории Работкинского сельсовета, до настоящего времени не реализованы.
Также земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории:
-зона с особыми условиями использования территории. Прибрежная защитная полоса (условный (номер обезличен)) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст. 65 Водного кодекса РФ,
-водоохранная зона (условный (номер обезличен)) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст. 65 Водного кодекса РФ,
-единая охранная зона (адрес обезличен), ограничения в использовании которой установлено Решением Нижегородского областного совета народных депутатов от 30.11.1993 г. № 368-м.
Административный истец считает вынесенный отказ незаконным, нарушающим ст. 209 ГК РФ, - права по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а также создает препятствия к осуществлению заявителем его прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статьи 40 ЗК РФ.
Действующее законодательство не содержит безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу части 5 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.
Данное обстоятельство подтверждается и административным ответчиком, в отказе последний указывает, что в генеральном плане Работкинского сельсовета относительно указанной территории поселений, должны быть предусмотрены мероприятия относительно обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления и подтопления. Однако, такие мероприятия административным ответчиком не реализованы до настоящего времени.
Таким образом, суть отказа базируется на неисполнении ответственным лицом обязательств по реализации вышеуказанных мер, возложенных на него законодательством РФ, в частности, Водным кодексом РФ, вследствие чего истец не может воспользоваться своим правом.
Определение зоны затопления закон связывает с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о её границе. Поскольку в кадастр недвижимости зона подтопления не внесена, то она не является определенной.
При этом сам факт наличия Правил землепользования и застройки и Генеральный план МО «Работкиснкий сельсовета Кстовского района» Нижегородской области не влияет на принятие судом решения по настоящему иску, поскольку утвержденные им зоны не установлены в надлежащем порядке. В данном случае зона подтопления определена только решением сельского совета Работкинского сельсовета, то есть неправомочным органом, поскольку на основании ст. 2 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 г. № 197-3 (ред. от 28.12.2016 г.) «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» Правительство Нижегородской области осуществляет следующее: утверждение генеральных планов сельских поселений, утверждение изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Согласно п. 9.3 Строительных норм и правил СниП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя ССР от 16.05.1989 г. № 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более, и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).
Таким образом, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления, в отношении иных территорий подтопления возможность строительства связана с проведением специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Обязанность проведения таких мероприятий возложена законом на собственника водного объекта. Кроме того, самим застройщиком, заинтересованным в сохранности своего имущества, возможно проведение мероприятий, связанных с возведением фундамента здания, защищенного от негативного воздействия вод, и высотой цоколя здания выше уровня возможного подтопления.
Таким образом, вынесенное решение является незаконным и подлежит отмене.
Административный истец просит признать решение Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области№га52526306-02-65 оботказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилищного строительства по адресу: (адрес обезличен), участок (номер обезличен), выданного 26.11.2018г. Зайцевой Н. К., незаконным.
Обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов Зайцевой Н. К., путем выдачи разрешения на строительство.
В ходе рассмотрения дела административный истец Зайцева Н.К. уточнила исковые требования, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Как указано в ответе на поданное административным истцом заявление, административный ответчик направил в адрес заявителя Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №ги52526306-02-65 от 26 ноября 2018г., в соответствии с которым сообщалось, что по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства по вышеуказанному адресу отказано, в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по приведенным выше (в первоначальном административном иске) основаниям.
Заявитель полагает, что указанное уведомление в части отнесения земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) к зоне затопления паводком 1% обеспеченности является незаконным по нижеследующим основаниям.
На территории Работкинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области отсутствует утвержденный Генеральный план. В ответе на уведомление о планируемом строительстве административный ответчик ссылается на лишь на проект Генерального плана. Решение об утверждении Генерального плана указанного сельсовета отсутствует. В связи с чем, указанный Генеральный план не является нормативно-правовым актом, порождающим правовые последствия для административного истца, в частности в виде наложения запрета строительства. В связи с чем, и не представляется возможным оспорить Генеральный план в части отнесения земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) к зоне затопления паводком 1% обеспеченности, поскольку проект указанного Генерального плана нормативно-правовым актом не является.
15.04.2014г. были проведены Публичные слушания, на которых обсуждался проект Генплана и Правила землепользования и застройки территории муниципального образования Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Результаты публичных слушаний опубликованы на официальном сайте администрации Кстовского района 24.09.2014 г.
В соответствии с информацией, имеющейся на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, и нормативно-правовым актам, размещенным на нем, после указанной даты 24.09.2014 г., публичные слушания по вопросу обсуждения Генерального плана Работкинского сельсовета, а равно и решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана, отсутствуют.
Таким образом, ссылка административного ответчика на проект Генерального плана, как на одно из оснований в выдаче уведомления о несоответствии планируемого строительства, является незаконной.
В соответствии с полученным уведомлением о несоответствии, указанный земельный участок также относится к:
- зоне с особыми условиями использования территории. Прибрежная защитная полоса (условный (номер обезличен)) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст.65 Водного кодекса РФ;
- водоохранной зоне (условный (номер обезличен)) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст. 65 Водного кодекса РФ.
Из содержания ст.65 Водного кодекса РФ следует, что строительство и эксплуатация индивидуального жилого дома в границах водоохраной зоны Чебоксарского водохранилища, а также в зоне прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища допускается при условии наличия сооружений, обеспечивающих их охрану от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, сам факт наличия земельного участка административного истца в указанных зонах не является основанием для выдачи уведомления о несоответствии о планируемых строительстве.
Административный истец просит признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №ги52526306-02-65 от 26 ноября 2018г. незаконным.
Обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области выдать Зайцевой Н.К. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес обезличен), уч-к (номер обезличен), кадастровый (номер обезличен).
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Суворова Ю.А. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель административного ответчика Погодина Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1,2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1,5.6,7 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительством на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии с п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В силу п.10,11,13 ст.51.1 Градостроительного кодекса уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.
В соответствии с ч. 15,16 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях этой статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и указанного Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
4. В целях строительства сооружений инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном земельным законодательством и гражданским законодательством.
5. Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
6. В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Зайцева Н.К. является собственником земельного участка площадью 1135 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен) участок (номер обезличен), КН: (номер обезличен), на основании Договора купли-продажи земельного участка от 02.04.2015 г., о чем в ЕГРП на недвижимое и сделок с ним 09 апреля 2015 года сделана запись регистрации №52-52/114-52/009/802/2015-7816/2.
Вид разрешенного использования указанного земельного участка – под индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов.
21.11.2018 г. Зайцева Н.К. обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства по вышеуказанному адресу, заявление зарегистрировано за входящим номером 09/1546-з от 21.11.2018 г.
Администрация Кстовского муниципального района направила в адрес заявителя уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № ru52526306-02-65 от 26 ноября 2018 г., ссылаясь на то, что в соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденных решением сельского Совета Работкинского сельсовета от 27.12.2017 г. № 36, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 –зона индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с картой границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проекта генерального плана муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» земельный участок расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности (приложение 1 к уведомлению).
В соответствии с проектом генерального плана Работкинского сельсовета относительно территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть предусмотрены мероприятия относительно обеспеченности инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Мероприятия по инженерной защите от затопления паводковыми водами, предусмотрены документами территориального планирования территории Работкинского сельсовета, до настоящего времени не реализованы.
Также земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории:
-зона с особыми условиями использования территории. Прибрежная защитная полоса (условный (номер обезличен)) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст. 65 Водного кодекса РФ,
-водоохранная зона (условный (номер обезличен)) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст. 65 Водного кодекса РФ,
-единая охранная зона (адрес обезличен), ограничения в использовании которой установлено Решением Нижегородского областного совета народных депутатов от 30.11.1993 г. № 368-м.
Разрешая требования административного истца, суд исходит из того, что размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка (вид разрешенного использования указанного земельного участка – под индивидуальное жилищное строительство).
Судом принимается во внимание, что нормы земельного и водного законодательства не содержат прямого запрета на размещение жилых домов на рассматриваемой территории.
В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденных решением сельского Совета Работкинского сельсовета от 27.12.2017 г. № 36, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 –зона индивидуального жилищного строительства.
Административный ответчик ссылается на проект генерального плана, однако генплан на момент направления уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также на момент рассмотрения настоящего дела судом, не утвержден в предусмотренном законом порядке, в связи с чем, ссылка на него Администрации Кстовского муниципального района является необоснованной.
Ссылка административного ответчика на вхождение участка в единую охранную зону (адрес обезличен), ограничения в использовании которой установлены решением Нижегородского областного совета народных депутатов от 30.11.1993 года № 368-м, судом также отклоняется, поскольку данным решением не установлен запрет на жилищное строительство указанной территории, а лишь указывается на необходимость сохранения исторически сложившейся планировочной структуры, запрещение расширения существующих промышленных и складских предприятий, а также строительства новых.
При таких обстоятельствах оспариваемое уведомление не может быть признано законным и обоснованным.
Оно нарушает права административного истца, поскольку препятствует реализации ею права на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Разрешая требования административного истца об обязании администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области выдать Зайцевой Н.К. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес обезличен), уч-к (номер обезличен), кадастровый (номер обезличен), суд исходит из того, что в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, относится к полномочиям органа местного самоуправления, в связи с чем, с целью восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать Администрацию Кстовского муниципального района повторно рассмотреть уведомление Зайцевой Н. К. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Поскольку административным ответчиком не принималось решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, действующее градостроительное законодательство не предусматривает выдачу разрешений на строительство индивидуального жилого дома, то требования Зайцевой Н.К. о признании решения Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области№га52526306-02-65 оботказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилищного строительства по адресу: (адрес обезличен), участок (номер обезличен), выданного 26.11.2018г. Зайцевой Н. К., незаконным и обязании выдать разрешение на строительство, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Зайцевой Н. К. удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №ги52526306-02-65 от 26 ноября 2018г.
Обязать Администрацию Кстовского муниципального района повторно рассмотреть уведомление Зайцевой Н. К. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.
Судья (подпись) А.Х.Водяницкая
Копия верна:
Судья:
Секретарь: