ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2835/2018 от 05.06.2018 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-2835/2018

Мотивированное решение изготовлено 05.06.2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2018 года город Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 115 – Жерновниковой В.А. о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда по <адрес>-ОБ/80/8/3 от ДД.ММ.ГГГГ в части п.п. 1,3 и решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

МАДОУ г. Мурманска обратилось в суд с административным исковым заявлением к ГИТ в <адрес> о признании незаконным и отмене предписания -ОБ/80/8/3 от ДД.ММ.ГГГГ в части п. 1,3 и решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска (далее - Учреждение) было вынесено предписание -ОБ/80/8/3 (далее - Предписание) об устранении нарушения трудового законодательства, подписанное главным государственным инспектором труда.

Не согласившись с данным Предписанием, Учреждение обратилось с жалобой к руководителю Государственной инспекции труда- главному государственному инспектору труда в <адрес>ФИО2 в жалобе Учреждение просило Предписание Главного государственного инспектора труда ГИТ в <адрес>-ОБ/80/8/3 от ДД.ММ.ГГГГ в части требований 1-3 признать незаконным и отменить.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Государственной инспекции труда главным государственным инспектором труда в <адрес> вынесено решение (далее - Решение), которым постановлено, требование 1,3 Предписания, оставить без изменения, требование 2 Предписания отменить. В Решении произведен расчет доплаты до минимального размера заработной платы без учета положения ст. ст. 57, 99, 129, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации, за основу расчета заработной платы Инспектором взят размер минимальный оплаты труда (МРОТ) установленный с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>,00 рублей), а не должностной оклад работника, установленный трудовым договором; не учтен установленный порядок признания и оплаты сверхурочных часов при суммированном учете рабочего времени.

Сообщает, что в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации Правилами внутреннего трудового распорядка утвержденным приказом -ОД от ДД.ММ.ГГГГ, в Учреждении ведется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год.

За январь 2018 года работнику начислена заработная плата с учетом доплаты до минимального размера заработной платы в сумме <данные изъяты> руб., что не нарушает требования статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом решения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1,2,3,4 и 11 ст. 133,1 Трудового кодекса в связи с жалобами граждан» <данные изъяты> (процентная надбавка, районный коэффициент) = <данные изъяты> руб.).

Часы, отработанные работником сверх рабочего времени, оплачены в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации в двойном размере.

В соответствии со ст.ст. 99, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации отработанные сверх нормы часы (при их наличии) будут оплачены по окончании расчетного периода.

Кроме того, требование обязывающее Учреждение указать в правилах внутреннего трудового распорядка режим рабочего времени сторожей, незаконно, так как при проведении проверки Инспектору предоставлялись Правила внутреннего трудового распорядка МАДОУ г. Мурманска с приложением в виде графика сменности сотрудников, в которых указан режим рабочего времени сторожей. При вынесении Решения, данный довод не был рассмотрен и учтен.

Исполнение Предписания повлечет для Учреждения необоснованное расходование бюджетных денежных средств.

Кроме того, осуществляя функции по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные или иные органы, наделенные правом на рассмотрение трудового спора.

Таким образом, возлагая обязанность на Учреждение по исполнению требований ст. ст. 129, 133, 133.1 ТК РФ Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» произвести перерасчет заработной платы ФИО6 за <данные изъяты> года и выплатить полученные в результате перерасчета суммы. Инспектор фактически разрешает трудовой спор, что не относится к его компетенции.

Просит суд решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда главного государственного инспектора труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении требования 1, 3 Предписания -ОБ/80/8/3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска без изменений, признать незаконным и отменить.

Признать требования 1,3 Предписания -ОБ/80/8/3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г, Мурманска незаконными и отменить.

Представитель административного истца МАДОУ № 115 г. Мурманска Жерновникова В.А. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях.

Представитель административного ответчика ГИТ в Мурманской области Байтимирова Т.Н. с административным иском не согласилась, суду пояснила, что предписание вынесено законно и обосновано, решение также не подлежит отмене. При проведении проверки государственному инспектору не было представлено графика сменности сотрудников, что послужило основанием для вынесения п. 3 Предписания. Необходимо учесть, что график сменности был представлен только при вынесении решения, что не является основанием для отмены указанного пункта, однако это принято как исполнение п.3 предписания.

Административный ответчик –главный государственный инспектор труда ГИТ в Мурманской области Лямина Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Заинтересованное лицо Федорова В.А. извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы проверки ГИТ МО, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений п.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 353 и статье 354 Трудового кодекса Российской Федерации, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда и ее территориальные подразделения.

Согласно статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия, в том числе, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

Основные права государственных инспекторов труда предусмотрены статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Статьей 358 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

В судебном заседании установлено, что в Государственную инспекцию труда обратилась ФИО6 по вопросу не неоплаты надбавки до МРОТ за сверхурочные часы работы в праздничные дни.

В соответствии с распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7-И от ДД.ММ.ГГГГ, в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Мурманска проведена внеплановая документарная проверка.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки государственным инспектором труда Ляминой Ю.С. составлен акт проверки -ОБ/80/8/2 и вынесено предписание -ОБ/80/8/3 обязывающее Учреждение устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов: во исполнение требований ст. 129, 133, 133.1 ТК РФ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» произвести перерасчет заработной платы ФИО6 за январь 2018 года и выплатить полученные в результате перерасчета суммы; произвести ФИО6 оплату работы выполненной в нерабочие праздничные дни за 45,6 ч. Согласно требованиям ст. 153 ТК РФ; во исполнение требований ст. 100, 189 ТК РФ указать в правилах внутреннего трудового распорядка режим рабочего времени сторожей; o исполнение требований ч. 2 ст. 57 ТК РФ внести в трудовой договор, заключенный с ФИО6, в порядке предусмотренном ч. 3 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте.

О выполнении предписания следует сообщить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ пункты 1,3 предписания -ОБ/80/8/3 оставлены без изменения. Пункт 2 предписания -ОБ/80/8/3 отменен.

В соответствии со статьёй 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оклад (должностной оклад) это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьёй 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

При отсутствии регионального соглашения о минимальной заработной плате подлежит применению статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом №82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ статьей 1 установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.

В соответствии с Федеральным законом №82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ статьей 1 установлен минимальный размер оплаты труда только с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.

Таким образом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже в <данные изъяты> года - <данные изъяты> рублей.

МАДОУ г. Мурманска в обосновании заявленных требований ссылается, на то, что в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации Правилами внутреннего трудового распорядка утвержденным приказом -ОД от ДД.ММ.ГГГГ, в Учреждении ведется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год.

В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым договором работнику установлен должностной оклад в сумме 2 830 рублей в месяц, соответствующий действующей в Учреждении системе оплаты труда.

Согласно ч. 4 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, т.е. выплата указанного в трудовом договоре размера должностного оклада при выполнении трудовых обязанностей за календарный месяц работнику гарантированна даже при недоработке нормального числа рабочих часов в месяц (нормы рабочего времени).

В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации работа, выполняемая работником - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период является сверхурочной. Количество часов сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени определяется по окончании отчетного периода.

Норма рабочего времени в январе 2018 года составила - <данные изъяты> часа. Согласно табелю учета рабочего времени работником ФИО6, в <данные изъяты> года отработано <данные изъяты> часа, в том числе 60 часов - в праздничные дни.

Согласно расчетному листку работника ФИО6 за <данные изъяты> года начислена заработная плата:

оплата по окладу - <данные изъяты> руб.;

доплата за работу в ночное время - <данные изъяты> руб.;

доплата за работу в праздничные дни: - <данные изъяты> руб.;

доплата до минимального размера заработной платы (МРОТ) - <данные изъяты><данные изъяты>

руб. (<данные изъяты>

Итого начислено- <данные изъяты> руб.

На указанную сумму начислены:

районный коэффициент - <данные изъяты>%),

процентная надбавка - <данные изъяты>%).

Итого за январь 2018 года работнику начислена заработная плата с учетом доплаты до минимального размера заработной платы в сумме <данные изъяты> руб., что не нарушает требования статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом решения Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1,2,3,4 и 11 ст. 133,1 Трудового кодекса в связи с жалобами граждан» <данные изъяты> (процентная надбавка, районный коэффициент) = 21 <данные изъяты>

Часы, отработанные работником сверх рабочего времени, оплачены в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации в двойном размере.

В соответствии со ст.ст. 99, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации отработанные сверх нормы часы (при их наличии) будут оплачены по окончании расчетного периода.

Кроме того, возлагая обязанность на МАДОУ г. Мурманска по исполнению требований ст. 129, 133, 133.1 ТК РФ и Федерального закона от 19.06.2000 № 82 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» о произведении перерасчета заработной платы ФИО6 за <данные изъяты> года и выплате полученных в результате перерасчета сумм, Инспектор фактически разрешает индивидуальный трудовой спор, что не относится к его компетенции, а относится к компетенции суда.

Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, МАДОУ г. Мурманска допущено не было, в связи с чем, предписание -ОБ/80/8/3 от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и подлежит отмене в оспариваемой части - пункт 1.

Кроме того, при инспектировании документов, представленных к проверке, установлено, что в соответствии с главой 3 Правил внутреннего трудового распорядка Учреждения установлено, что в учреждении устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями -суббота и воскресенье. Продолжительность рабочего дня (смены) сторожа (женщины ) составляет 7 час. 12 мин. Согласно табелей учета рабочего времени ФИО6 установлен сменный режим рабочего времени.

В соответствии ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая, неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.

Согласно п. 13 распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки -И от ДД.ММ.ГГГГ административным органом запрашивались, в том числе, правила внутреннего трудового распорядка с приложением и с листом ознакомления. Однако к проверке Учреждением были представлены Правила внутреннего трудового распорядка без приложения, в связи с чем государственным инспектором был сделан вывод о нарушении требований ст.100 ТК РФ, а именно в правилах внутреннего трудового распорядка МАДОУ г. Мурманск отсутствует режим работы сторожей.

При подаче жалобы в Государственную инспекцию труда, Учреждением дополнительно к Правилам внутреннего трудового распорядка представлен график сменности сотрудников, в котором указан режим рабочего времени сторожей.

Вместе с тем, предоставление после окончании проверки дополнительно графика сменности не влечет отмену п.3 Предписания, а следует расценивать как его исполнение.

Таким образом п. 3 Предписания не подлежит отмене, поскольку нарушение прав административного истца не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление представителя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 115 – Жерновниковой В.А. о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда по Мурманской области № 7-251-18-ОБ/80/8/3 от 07 марта 2018 года и решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда от 30.03.2018 в части п.п. 1,3 – удовлетворить в частично.

Отменить пункт 1 Предписания ГИТ в Мурманской области № 7-251-18-ОБ/80/8/3 от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ в части оставления без изменения пункта 1 Предписания ГИТ в <адрес>-ОБ/80/8/3 от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части оставить без изменения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течении месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Макарова И.С.