Дело № 2а-2835/2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Надбитовой Г.П.,
при секретаре Худаевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о признании незаконными решений от 11 сентября 2019г., 13 июля 2020г. об отказе в назначении ему пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия; возложении обязанности включить в его суммарный стаж для назначения пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, не засчитанные периоды его работы,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что в период с 02 декабря 1974г. по 14 марта 2008г. работал на различных должностях государственной гражданской службы в государственных органах и учреждениях Республики Калмыкия, суммарный стаж составил 17 лет. С 14 марта 2008г. уволен в связи с сокращением занимаемой должности. Считает, что в оформлении пенсии за выслугу лет ему незаконно отказано, в связи с отсутствием суммарного стажа работы на должностях государственной гражданской службы Республики Калмыкия. При этом в стаж в государственной гражданской службы не включен ранее учтенный период работы заведующим в районном отделе образования Каспийского райисполкома Калмыцкой АССР, периоды работы на руководящих должностях Каспийского районного комитета КПСС, а также период работы в должности Представителя Президента Республики Калмыкия по Лаганскому (Каспийскому) району, в связи с тем, что данные должности не предусмотрены Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Просит суд признать незаконными решения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 11 сентября 2019г., от 13 июля 2020г. об отказе в назначении ему пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия; возложить на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия обязанность включить в его суммарный стаж для назначения пенсии за выслугу лет периоды работы: со 02 декабря 1974г. по 28 мая 1980г. - заведующим районным отделом народного образования Исполнительного комитета Каспийского Совета народных депутатов - 05 лет 05 месяцев 26 дней; с 29 мая 1980г. по 01 сентября 1982г. – заведующим отделом пропаганды и агитации Каспийского райкома КПСС – 02 года 03 месяца; с 01 по 15 сентября 1984г. - инструктором организационного отдела Каспийского райкома КПСС – 15 дней; с 10 марта 1988г. по 01 апреля 1990г. - заведующим отделом пропаганды и агитации, 2 секретарем Каспийского райкома КПСС – 02 года 22 дня; с 27 сентября 1990г. по 28 ноября 1991г. - первым секретарем Каспийского райкома КПСС – 01 год 02 месяца; с 03 мая 1993г. по 24 июня 1997г. - представителем Президента Республики Калмыкия – Хальмг Тангч в Лаганском (Каспийском) районе – 04 года 01 месяц 21 день.
В судебном заседании истец поддержал иск, настаивает на его удовлетворении.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее Министерства) ФИО2 просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска отказать; указав в возражениях, что при подсчете стажа административного истца не учтены указанные им периоды, потому что занимаемые им должности не предусмотрены Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, а также перечнем соотношения некоторых должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Кроме того, административным истцом пропущен трехмесячный срок для оспаривания указанных им решений Министерства.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.ч. 1,5,8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, решением Министерства ФИО1 отказано в назначении пенсии за выслугу лет, ответ об этом направлен ему 11 сентября 2019г.; отказ обоснован отсутствием суммарного стажа работы на должностях государственной гражданской службы Республики Калмыкия (№ 017/МО-02-24-4475).
В 2020г. Министерство не рассматривало вопрос о назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет, а лишь 13 июля 2020г. направило ФИО1 ответ на его заявление, в котором вновь разъяснило причины отказа в назначении пенсии по выслуге лет, указав периоды, которые не выключены в суммарный стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Таким образом, суд установил, что требование об оспаривании решения Комиссии, о котором административному истцу стало известно 11 сентября 2019г., заявлено истцом 09 августа 2021г., через 01 год 11 месяцев, т.е. по истечении трех месяцев со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
ФИО1, предъявив требование о признании решения Комиссии от 11 сентября 2019г. незаконным, об уважительности пропуска срока обращения в суд и о его восстановлении не заявлял; вопрос о пропуске срока обсуждался в судебном заседании 07 октября 2021г.,
Согласно части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Следовательно, исковые требования о признании незаконным решения Министерства от 11 сентября 2019г. об отказе в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, удовлетворению не подлежит.
Что касается требования административного истца о возложении на Министерство обязанности включить в его суммарный стаж для назначения пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, не засчитанные периоды его работы, то оно также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400 «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих данного субъекта, в том числе порядок исчисления стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
В Республике Калмыкия правоотношения по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия определены в Законе Республики Калмыкия от 13 июня 2019г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее Закон № 51-VI-З).
По части 2 статьи 1 Закона № 51-VI-З пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом.
Статьей 9 Закона № 51-VI-З установлено, что в целях реализации положений настоящего Закона Правительство Республики Калмыкия устанавливает: порядок определения ежемесячного денежного вознаграждения и среднемесячного денежного содержания для исчисления пенсии за выслугу лет; порядок обращения за пенсией за выслугу лет, ее назначения и выплаты.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2019г. № 187 утвержден «Порядок обращения за пенсией за выслугу лет, ее назначения и выплаты» (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 1, 2 раздела III Порядка прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от органов осуществляется Министерством; рассмотрение документов осуществляется Комиссией по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы (далее Комиссия); состав комиссии утверждается приказом Министерства. При рассмотрении документов, представленных для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы, комиссия: осуществляет проверку соответствия представленных документов и правильность подсчета стажа; принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении.
Исходя из указанных норм, Министерство осуществляет прием документов для назначения пенсии, а Комиссия, состав которой утверждается приказом Министерства, принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении.
Из материалов дела видно, что в сентябре 2019г. Министерство отказало ФИО1 в назначении пенсии за выслугу лет; 11 сентября 2019г. направило последнему ответ об этом; 13 июля 2020г. министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия ФИО3 в ответе № 017/МО-09-04-3607 разъяснила административному истцу причины отказа в назначении пенсии за выслугу лет, указала периоды, которые не включены в суммарный стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
По части 2 статьи 5 Закона № 51-VI-З в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, засчитываются периоды работы на должностях федеральной государственной службы, государственной службы Республики Калмыкия, органов государственной власти и управления Калмыцкой АССР, и (или) Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, и (или) Республики Калмыкия, муниципальной службы при суммарной продолжительности замещения должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия не менее 10 лет.
В целях реализации Закона Республики Калмыкия от 13 июня 2019г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» принят Указ Главы Республики Калмыкия от 31 октября 2019г. № 231 «О соотношении некоторых должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия».
Согласно п. 1 Указа Главы Республики Калмыкия, в случае отсутствия соответствующей должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия размер пенсии за выслугу лет назначается или пересчитывается исходя из соответствующих размеров оклада месячного денежного содержания по должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предусмотренной разделом VII «Перечень должностей в иных органах исполнительной власти» Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия от 02 июня 2006г. № 93 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия», ежемесячных выплат согласно приложению.
При этом, периоды работы административного истца в районном отделе образования Каспийского райисполкома Калмыцкой АССР, Каспийском райкоме КПСС, представителем Президента Республики Калмыкия – Хальмг Тангч в Лаганском (Каспийском) районе не предусмотрены Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, а также перечнем соотношения некоторых должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Должности государственной гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» отсутствуют в Указе Главы Республики Калмыкия от 02 июня 2006г. № 93 и в Указе Главы Республики Калмыкия от 31 октября 2019г. № 231
Следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о включении ФИО1 в суммарный стаж для назначения пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, не засчитанные периоды работы.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о признании незаконными решений от 11 сентября 2019г., 13 июля 2020г. об отказе в назначении ему пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия; возложении обязанности включить в его суммарный стаж для назначения пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, не засчитанные периоды его работы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.П. Надбитова
Решение изготовлено в окончательной форме 11 октября 2021г.