ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2836/2021 от 11.08.2021 Иркутского районного суда (Иркутская область)

ФИО1

Именем Российской Федерации

**/**/**** г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО6

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений ....ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Министерству имущественных отношений .... о признании незаконным ФИО1, обязании устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в Иркутский районный суд .... с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений ...., в котором просит: признать ФИО1 Министерства имущественных отношений .... от **/**/**** об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., площадью 2181 кв.м.; возложить обязанность на Министерство имущественных отношений в .... повторно рассмотреть заявление ФИО2 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., площадью 2181 кв.м.

В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО2 указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...., площадью 2181 кв.м., кадастровый , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, и земли иного специального назначения космической деятельности, разрешенное использование пищевая промышленность.

Административный истец обратился в Министерство имущественных отношений .... с заявлением о перераспределении земельного участка.

**/**/****, ФИО2 получил на руки отказ юр-1исх/21 в обоснование которого было указано, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Таким образом, из содержания вышеуказанного подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ следует, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

В данном случае перераспределение земельного участка произведено не для приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, поскольку у исходного земельного участка с кадастровым номером отсутствует вклинивание, вкрапливание, чересполосица на территории, для которой утвержден проект межевания территории, а также площадь исходного земельного участка после заключения соглашения о перераспределении увеличится на 446 кв.м., с 2181 кв.м, до 2627 кв.м.

Ознакомившись с данным отказом, административный считает, его незаконным в связи со следующим:

Земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешённое использование земельного участка - «пищевая промышленность». Местоположения участка, согласно сведениям ЕГРН - ..... Фактическое местоположение - ...., ФИО1 муниципальное образование, 7 км Александровского тракта. Площадь участка, согласно сведениям ЕГРН составляет 2181 кв. м.

Образование нового земельного участка предусмотрено проектом межевания территории, утверждённым Постановлением администрации ФИО1 муниципального образования от **/**/****.

Указанный проект межевания территории предусматривает образование земельного участка площадью 2627 кв.м. В границы образуемого участка входит территория земельного участка площадью 2181 кв. м и территория земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 446 кв.м. Согласно сведениям ЕГРН, территория земель, включаемая в границы образуемого земельного участка, не вовлечена в хозяйственный оборот.

Требования к образуемым земельным участкам определены статьёй 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ).

Частями 1 и 2 данной статьи установлены требования к предельным (максимальным и минимальным) размерам образуемых земельных участков. В отношении территории, на которой расположен исследуемый земельный участок, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности установлен градостроительный регламент, который определяет предельные (максимальные и минимальные) размеры образуемых земельных участков.

В соответствии с ФИО1 муниципального образования от **/**/****/дсп "Об утверждении правил землепользования и застройки ФИО1 муниципального образования" в редакции ФИО1/дсп от **/**/****, ФИО1 муниципального образования от **/**/****/дсп "Об утверждении генерального плана ФИО1 муниципального образования" в редакции ФИО1/дсп от **/**/****, образуемый земельный участок расположен в производственной территориальной зоне ПЗ - 1. Предельные размеры участков для индивидуального жилищного строительства составляют от 0,15 до 10 га.

Образование нового земельного участка предусмотрено проектом межевания территории, утвержденным Постановлением администрации Уриковского муниципального образования №39 от 27 января 2021 года.

Указанный проект межевания территории предусматривает образование земельного участка площадью 2627 кв.м.. В границы образуемого земельного участка входит территория земельного участка с кадастровым номером площадью 2181 кв.м., и территория земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 446 кв.м. Согласно сведениям ЕГРН, территория земель, включаемая в границы образуемого земельного участка не вовлечена в хозяйственный оборот.

В результате обследования, проведенного **/**/**** Кадастровым инженером ФИО8 ООО НПЦ «Землемер» установлено, что территория образуемого земельного участка не используется третьими лицами. Формирование самостоятельных земельных участков за счет земель, включаемых в состав земельного участка невозможно, т.к. площадь территории, включаемой в состав образуемого земельного участка 446 кв.м, меньше минимальной площади, предусмотренной ПЗЗ для данной зоны промышленности - 0,15 ГА. Кроме того со стороны точек 1, Н2 расположен крутой склон, не позволяющий образовать земельные участки. Таким образом, образование земельного участка, предусмотренного проектом межевания, не может причинить вред или нарушить законные интересы третьих лиц.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель административного истца ФИО6, действующий в судебном заседании на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений ....ФИО7, действующий в судебном заседании на основании доверенности административные исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, по существу заявленных требований представил письменные возражения, которые приобщены к материала административного дела.

Представитель заинтересованного лица Администрации ФИО1 муниципального образования в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Определением суда от **/**/**** судом принят отказ от административных исковых требований к администрации ФИО1 муниципального образования.

Обсудив причины неявки лиц, участвующих в деле в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административный истец ФИО2 обратился в суд с настоящим административным иском**/**/****,после получения оспариваемого отказа от**/**/****, таким образом, административный истец обратился в суд в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ содержатся основания при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из представленной выписки из ЕГРН ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., площадью 2181 +/-82 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования пищевая промышленность.

Установлено, что ФИО2**/**/**** обратился в Министерство имущественных отношений .... с заявлением о перераспределении земельного участка 2181 кв.м., расположенного по адресу: ...., с кадастровым номером , находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

**/**/**** по результатам рассмотрения заявления ФИО2 Министерством имущественных отношений .... было принято ФИО1, изложенное в письме , которым ФИО2 отказано в перераспределении земель, указав, что в данном случае перераспределение земельного участка произведено не для приведения границ земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, поскольку у исходного земельного участка с кадастровым номером отсутствует вклинивание, вкрапливание, чересполосица на территории, для которой утвержден проект межевания территории после заключения соглашения о перераспределении увеличится на 446 кв.м. с 2181 кв.м. на 2627 кв.м.

Требования к образуемым земельным участкам определены ст. 11.9 ЗК РФ.

Так, согласно ч.1, ч. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ФИО1 муниципального образования от **/**/**** ДСП «Об утверждении правил землепользования и застройки ФИО1 муниципального образования» в редакции ФИО1/ДСП от **/**/****, ФИО1 муниципального образования от **/**/****/ДСП «Об утверждении генерального плана ФИО1 муниципального образования» в редакции ФИО1/ДСП от **/**/****, образуемый земельный участок расположен в производственной территории зоне ПЗ-1. Предельные размеры участков от 0,15 га до 10 га.

Образование нового земельного участка предусмотрено проектом межевания территории, утвержденным Постановлением администрации ФИО1 муниципального образования от **/**/****.

Указанный проект межевания территории предусматривает образование земельного участка площадью 2627 кв.м. В границы образуемого земельного участка входит территория земельного участка с кадастровым номером , площадью 2181 кв.м. и территория земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 446 кв.м. Согласно сведениям ЕГРН территория земель, включаемая в границы образуемого земельного участка не вовлечена в хозяйственный оборот.

В результате обследования, проведенного **/**/**** кадастровым инженером ФИО8 ООО НПЦ «Землемер» установлено, что территория образуемого земельного участка не используется третьими лицами. Формирование самостоятельных земельных участков за счет земель, включаемых в состав земельного участка 446 кв.м. меньше минимальной площади, предусмотренной ПЗЗ для данной зоны промышленности – 015 Га. Кроме того, со стороны точек 1, Н2 расположен крутой склон, не позволяющий образовать земельный участок. Таким образом, образование земельного участка, предусмотренного проектом межевания, не может причинить вред и нарушить законные интересы третьих лиц.

Площади предполагаемого для образования земельного участка - 2627 кв.м. соответствуют требованиям градостроительного регламента.

Кроме того, образуемые земельные участки соответствуют остальным требованиям ст. 11.9 ЗК РФ, а именно:

Границы образуемого земельного участка не пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов,

Образование земельного участка не приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;

Образуемый земельный участок не имеет обременений (ограничений), не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием;

Образование земельного участка не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не нарушат требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами;

Образуемые земельные участки не пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Суд принимает во внимание, представленное заключение кадастрового инженера в качестве относимого и допустимого доказательства. Выводы эксперта в рамках рассмотрения административного дела не оспорены.

При указанных обстоятельствах по делу, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО2 о признании ФИО1 Министерства имущественных отношений .... от **/**/****, выраженный в письме , незаконным, полежит удовлетворению. При этом, суд полагает возможным в качестве меры по восстановлению нарушенного права ФИО2 обязать Министерство имущественных отношений устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ФИО2

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО3 – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений .... от **/**/**** об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., площадью 2181 кв.м.

Обязать Министерство имущественных отношений .... повторно рассмотреть заявление ФИО2 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., площадью 2181 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда изготовлено **/**/****.