ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2836/2022 от 27.06.2022 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**/**/**** года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре Ду-Цзин-Хуа А.Г.,

с участием помощника прокурора Иркутского района Скрипкарева И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску .... к Министерству лесного комплекса ...., Областному государственному автономному учреждению .... о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иркутского района обратился в суд с административными исковыми требованиями к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Областному государственному автономному учреждению Лесхоз Иркутской области о признании незаконным бездействия, в обоснование которого указал, что прокуратурой Иркутского района в рамках осуществления надзора за исполнением лесного законодательства в деятельности Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области», министерства лесного комплекса Иркутской области установлены нарушения требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность в лесах и тушение лесных пожаров, выразившиеся в несоблюдении требований действующего законодательства по обеспечению лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами лесных пожаров.

Проведенным прокуратурой района анализом состояния законности в преддверии предстоящего пожароопасного сезона **/**/**** года установлено, что подготовка к пожароопасному сезону на поднадзорной территории АУ «....» проведена не в полном объеме, действующие ЛПС не обеспечены в достаточном количестве пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В ЛПС III типа филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр» в нарушение таблиц Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утв. распоряжением Правительства РФ -р распоряжения Правительства РФ -р, с учетом ответа министерства лесного комплекса .... от **/**/**** «О дооснащении ЛПС» отсутствуют: 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 лодкой моторной грузоподъемностью не менее 0,4 тонн с подвесным мотором; 13 бензопил комплектами «шина-цепь»; 21 пожарной емкостью закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), из расчета 3 на группу; 3 пожарными емкостями закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги); 2 торфяными стволами; 4 комплектами технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щеток, приспособлений для переноски рукавов; 4 тепловизорами; 2 метеостанциями с анемометрами полевыми (карманными); 1 комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) бесконтактной авиационной системой; 8 приборами спутниковой навигации; 1 радиостанцией УКВ диапазона стационарная наземного канала связи; 15 радиостанциями УКВ диапазона возимых наземного канала связи; 9 радиостанциями УКВ диапазона носимых авиационного канала связи; 16 радиостанциями УКВ диапазона носимых наземного канала связи; 10 телефонами мобильной связи; 4 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет в количестве 20 штук; 65 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами; 46 спальными мешками; 65 термоизоляционными ковриками (надувными матрасами); 7 комплектами для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой); 7 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой); 14 прожекторами переносных световых силой не менее 1000 люмен; 1 лодкой надувная грузоподъемностью не менее 350 кг; 4 комплектами сигнальных лент или флажков (знаков); 9 ручными комбинированными лесопожарными орудиями типа - топор-мотыга (пуласки) или лесопожарными граблями, или хлопушками (жесткого или мягкого типа), или кусторезом, или секатором, или функциональными аналогами.

ЛПС 2 типа филиала «Региональный лесопожарный центр» не обеспечена: 1 автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 трактором универсальным; 2 установками высокого давления; 8 пожарными стволами; напорными рукавами 2000 м; 2 комплектами технологической оснастки; 1 тепловизором; 1 метеостанцией с анемометром полевой; 1 комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотной авиационной системой; 1 терминалом спутниковой связи; 2 комплектами пиротехнических средств; 2 прожекторами переносными на группу; 2 комплектами сигнальных лент и флажков.

В ЛПС 2 типа Ангарского филиала ОГАУ «....» отсутствуют: ЛПС II типа (....) Ангарского филиала АУ ...., пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 прицепным модулем; 1 бензомоторной пилой в комплекте с 2 шинами, цепями 5 штук, запасными принадлежностями; 1 индивидуальным моторизированным средством пожаротушения; 2 установками высокого давления (переносные) в комплекте; 2 мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа (каркасными, надувными и пр.); 2 тепловизорами (портативными); 1 метеостанцией с анемометром полевой (карманной); 3 приборами спутниковой навигации; 2 терминалами спутниковой связи; 2 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет в количестве 20 штук; полевыми тактическими рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами по числу лесных пожарных, бригадиров; термоизоляционными ковриками по числу лесных пожарных, бригадиров; 2 комплектами для оказания первой помощи на месте происшествия (групповыми); 4 прожекторами переносных световых силой не менее 1000 люмен.

Выявленные нарушения подтверждаются представлением прокуратуры района, ответом на представление ОГАУ «....», ответом Министерства лесного комплекса .....

Таким образом, установлены факты нарушений требований ч.ч. 1, 7 ст. 51, п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ и распоряжения Правительства РФ -р со стороны уполномоченного органа исполнительной власти .... в лице министерства лесного комплекса ...., а также подведомственного ему учреждения в лице ОГАУ «....», выразившиеся в несоблюдении нормативов обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров указанных выше лесопожарных станций.

Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, изложенные в распоряжении Правительства РФ -р, действуют с **/**/****, однако, начиная с указанного времени и по настоящее время действенных мер по укомплектованию лесопожарных станций, расположенных на территории Иркутского, Ангарского и Голоустненского лесничества требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, органом власти и подведомственным ему учреждением не предпринято, что свидетельствует о бездействии по осуществлению возложенных на министерство лесного комплекса .... и ОГАУ «....» полномочий в сфере охраны, защиты лесов.

Бездействие по осуществлению возложенных полномочий в сфере охраны, защиты лесов нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе нарушает законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду.

На территории .... расположено 64 населенных пункта, которые в соответствии с постановлением .... от **/**/**** N 244-пп, подвержены угрозе лесных пожаров в пожароопасный сезон 2022 года, что, в случае масштабного распространения лесных пожаров, угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций может повлечь поражение и гибель людей, животных, уничтожение прилегающих к лесным массивам населенных пунктов.

Неукомплектованность требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций может повлечь в последующем при прохождении пожароопасного сезона 2022 года снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, нарушения ст.ст. 1,51 Лесного Кодекса РФ.

Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** принят отказ административного истца от исковых требований в части оснащения ЛПС III типа (....), входящей в состав филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров 3 пожарными емкостями закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ- 1500, П-1.00 или аналоги), 46 спальными мешками, 65 термоизоляционными ковриками (надувными матрасами).

Административный истец просит признать бездействие Министерства лесного комплекса .... (ИНН ) незаконным по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций: ЛПС II типа (....) ЛПС III типа (....), входящих в состав филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр»; ЛПС II типа (....) Ангарского филиала АУ ...., в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от **/**/****-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать Министерство лесного комплекса .... (ИНН ), Областное государственное автономное учреждение «....» (ИНН ) в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605- р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарных станций:

ЛПС III типа (....), входящую в состав филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 лодкой моторной грузоподъемностью не менее 0,4 тонн с подвесным мотором; 13 бензопил комплектами «шина-цепь»; 21 пожарной емкостью закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), из расчета 3 на группу; 3 пожарными емкостями закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги); 2 торфяными стволами; 4 комплектами технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щеток, приспособлений для переноски рукавов; 4 тепловизорами; 2 метеостанциями с анемометрами полевыми (карманными); 1 комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) бесконтактной авиационной системой; 8 приборами спутниковой навигации; 1 радиостанцией УКВ диапазона стационарная наземного канала связи; 15 радиостанциями УКВ диапазона возимых наземного канала связи; 9 радиостанциями УКВ диапазона носимых авиационного канала связи; 16 радиостанциями УКВ диапазона носимых наземного канала связи; 10 телефонами мобильной связи; 4 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет в количестве 20 штук; 65 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами; 46 спальными мешками; 65 термоизоляционными ковриками (надувными матрасами); 7 комплектами для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой); 7 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой); 14 прожекторами переносных световых силой не менее 1000 люмен; 1 лодкой надувная грузоподъемностью не менее 350 кг; 4 комплектами сигнальных лент или флажков (знаков); 9 ручными комбинированными лесопожарными орудиями типа - топор-мотыга (пуласки) или лесопожарными граблями, или хлопушками (жесткого или мягкого типа), или кусторезом, или секатором, или функциональными аналогами.

ЛПС II типа (....), входящую в состав филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 1 автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 трактором универсальным; 2 установками высокого давления; 8 пожарными стволами; напорными рукавами 2000 м; 2 комплектами технологической оснастки; 1 тепловизором; 1 метеостанцией с анемометром полевой; 1 комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотной авиационной системой; 1 терминалом спутниковой связи; 2 комплектами пиротехнических средств; 2 прожекторами переносными на группу; 2 комплектами сигнальных лент и флажков.

ЛПС II типа (....) Ангарского филиала АУ ...., пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 прицепным модулем; 1 бензомоторной пилой в комплекте с 2 шинами, цепями 5 штук, запасными принадлежностями; 1 индивидуальным моторизированным средством пожаротушения; 2 установками высокого давления (переносные) в комплекте; 2 мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа (каркасными, надувными и пр.); 2 тепловизорами (портативными); 1 метеостанцией с анемометром полевой (карманной); 3 приборами спутниковой навигации; 2 терминалами спутниковой связи; 2 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет в количестве 20 штук; полевыми тактическими рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами по числу лесных пожарных, бригадиров; термоизоляционными ковриками по числу лесных пожарных, бригадиров; 2 комплектами для оказания первой помощи на месте происшествия (групповыми); 4 прожекторами переносных световых силой не менее 1000 люмен.

В ходе рассмотрения административного дела прокурор .... отказался от административных исковых требований в части оснащения ЛПС III типа (....), входящей в состав филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров 3 пожарными емкостями закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ- 1500, П-1.00 или аналоги), 46 спальными мешками, 65 термоизоляционными ковриками (надувными матрасами). .... от **/**/**** производство по делу в указанной части прекращено, судом принят отказа от исковых требований в части.

В судебном заседании помощник прокурора Скрипкарев И.М. административные исковые требования поддержал с учетом частичного отказа от исковых требований, подтвердил доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика ОГАУ .... в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заедании извещен надлежащим образом, согласно представленным письменным пояснениям возражал против удовлетворения требований в полном объеме. Указал, что Министерство лесного комплекса .... входит в структуру исполнительных органов государственной, власти ..... В соответствии с пп. 7 п. 8 Положения о министерстве лесного комплекса .... к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации для лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров). С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории .... министерством лесного комплекса .... учреждено областное государственное автономное учреждение «....». В соответствии с ФЗ от **/**/**** № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» учредителем с учетом видов деятельности, отнесенным уставом к основной деятельности учреждения, формируется и утверждается государственное задание. Между тем государственное задание на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, равно как и соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от **/**/****, не содержат мероприятий по оснащению лесопожарных станций. Финансирование данного мероприятия в рамках заключенного с АУ «....» соглашения не осуществляется, субсидия до учреждения не доводится. Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель федеральных бюджетных субвенций в области лесных отношений обеспечивает выделение .... из федерального бюджета финансовых средств на охрану лесов от пожаров. В соответствии с .... от **/**/**** «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в .... министерство лесного комплекса .... является главным распорядителем денежных средств, выделяемых на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров. В указанных целях распоряжением министерства лесного комплекса .... от **/**/****-мр утверждены структура и численность команд, организационная структура лесопожарных формирований на территории ...., согласно которому финансирование функционирования лесопожарных станций, созданных на базе АУ «....», осуществляется за счет средств бюджета. Таким образом, вопрос обеспечения лесопожарных станций средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится к полномочиям министерства лесного комплекса .... за счет ассигнований Федерального бюджета, и не является компетенцией АУ «....». Нормы действующего законодательства не возлагают обязанности по укомплектованию лесопожарных формирований, организованных на территории ...., на АУ «....». Вопрос обеспечения лесопожарных станций оборудованием в соответствии с Распоряжением Правительства РФ -р относится к полномочиям министерства лесного комплекса .....

Представитель административного ответчика Министерство лесного комплекса .... в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений относительно заявленных исковых требований в материалв дела не представлено.

Представитель заинтересованного лица Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заедании извещены надлежащим образом,

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 9 января 1998 года № 1-П, лесной фонд имеет двойственную природу – как составная часть естественной экологической системы (статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), и как природный ресурс (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации), является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (статьи 3, 5 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, которая заключается в выполнении мер пожарной безопасности и тушении пожаров и осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации под предупреждением лесных пожаров понимается противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1). В свою очередь обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения (часть 5).

В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе, организация на землях лесного фонда охраны лесов, включающей осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614, меры пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп.18 п.4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с п.п.10 п. 9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп (далее по тексту - Положение) к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области министерством лесного комплекса Иркутской области учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (далее по тексту -Учреждение, АУ «Лесхоз Иркутской области»).

В соответствии с п. 1.3 Устава, утвержденного распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области №36-мр от 11.01.2019, АУ «....» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Согласно п. 1.4 Устава полномочия учредителя АУ «....» от имени .... осуществляет министерство лесного комплекса .....

Согласно п.2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов, то есть министерства лесного комплекса .....

В силу п.2.3 Устава основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.

В соответствии с абзацем 4 п.5.2 Устава к компетенции учредителя в области управления АУ «....» относится установление задания для последнего в соответствии с предусмотренной его Уставом основною деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории .... выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно Учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

В соответствии с Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями .... и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям .... на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям .... от **/**/****-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации» и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами ...., в том числе при осуществлении переданных .... полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, министерством лесного комплекса ....**/**/**** Распоряжением -мр утверждено государственное задание от **/**/**** АУ «....» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно Приложению к настоящему распоряжению.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса .... и ОГАУ «....».

На основании ч.4 ст.53.3 Лесного Кодекса РФ Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (далее по тексту - Распоряжение Правительства РФ № 1605-р.

В рамках реализации Указа Президента РФ от **/**/**** «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Министерством лесного комплекса .... сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от **/**/****), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов».

В соответствии с ч. 3, 5 ст.83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст.24 Федерального закона от **/**/**** № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу п.5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/****, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от **/**/**** (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п.3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В силу п.3.(1) Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

Согласно п. 8 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Согласно п.8.1 Правил, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ -р распоряжением министерства лесного комплекса ....-мр от **/**/**** утверждена структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций.

В соответствии с указанным документом в структуру Ангарского филиала АУ «....» входит леспожарная станция, выполняющая мероприятия, определенные государственным заданием от **/**/**** на территории Ангарского лесничества: ЛПС II типа р...... Данная ЛПС осуществляется тушения лесных пожаров на территории Ангарского лесничества.

В структуру филиала «Региональный леспожарный центр» АУ .... входят ЛПС III (....) и II типа (....), осуществление тушение лесных пожаров на территории Иркутского и Голоустненского лесничества соответственно.

**/**/**** министерством лесного комплекса .... издано распоряжение -мр «О подготовке к пожароопасному сезону 2021 года».

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что подготовка к лесопожарному сезону на поднадзорной территории АУ «....» проведена не в полном объеме, действующие ЛПС не обеспечены в достаточном количестве пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В ЛПС III типа филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр» в нарушение таблиц нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утв. Распоряжением Правительства РФ -р распоряжения Правительства РФ -р, с учетом ответа министерства лесного комплекса .... от **/**/**** «О дооснащении ЛПС» отсутствуют: 2 автомобиля грузовые на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 тонн с подвесным мотором; 13 бензопил комплектами «шина-цепь»; 21 пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), из расчета 3 на группу; 2 торфяных ствола; 4 комплекта технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щеток, приспособлений для переноски рукавов; 6 пирометров; 4 тепловизора; 2 метеостанци с анемометрами полевыми (карманными); 1 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) бесконтактной авиационной системой; 8 приборов спутниковой навигации; 1 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи; 15 радиостанций УКВ диапазона возимых наземного канала связи; 9 радиостанций УКВ диапазона носимых авиационного канала связи; 16 радиостанций УКВ диапазона носимых наземного канала связи; 10 телефонов мобильной связи; 4 комплекта пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет в количестве 20 штук; 65 индивидуальных полевых (тактических) рюкзака или индивидуальными разгрузочными системами; 65 термоизоляционных коврика (надувные матрасы); 7 комплектов для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой); 7 комплектов посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой); 14 прожекторов переносных световых силой не менее 1000 люмен; 1 лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг; 4 комплекта сигнальных лент или флажков (знаков); 9 ручными комбинированными лесопожарными орудиями типа - топор-мотыга (пуласки) или лесопожарными граблями, или хлопушками (жесткого или мягкого типа), или кусторезом, или секатором, или функциональными аналогами.

ЛПС 2 типа филиала «Региональный лесопожарный центр» не обеспечена: 1 автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 трактором универсальным; 2 установками высокого давления; 8 пожарными стволами; напорными рукавами 2000 м; 2 комплектами технологической оснастки; 1 тепловизором; 1 метеостанцией с анемометром полевой; 1 комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотной авиационной системой; 1 терминалом спутниковой связи; 2 комплектами пиротехнических средств; 2 прожекторами переносными на группу; 2 комплектами сигнальных лент и флажков.

В ЛПС 2 типа Ангарского филиала ОГАУ «....» отсутствуют: ЛПС II типа (....) Ангарского филиала АУ ...., пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 прицепным модулем; 1 бензомоторной пилой в комплекте с 2 шинами, цепями 5 штук, запасными принадлежностями; 1 индивидуальным моторизированным средством пожаротушения; 2 установками высокого давления (переносные) в комплекте; 2 мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа (каркасными, надувными и пр.); 2 тепловизорами (портативными); 1 метеостанцией с анемометром полевой (карманной); 3 приборами спутниковой навигации; 2 терминалами спутниковой связи; 2 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет в количестве 20 штук; полевыми тактическими рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами по числу лесных пожарных, бригадиров; термоизоляционными ковриками по числу лесных пожарных, бригадиров; 2 комплектами для оказания первой помощи на месте происшествия (групповыми); 4 прожекторами переносных световых силой не менее 1000 люмен.

Об этом свидетельствуют материалы проверки прокуратуры ...., представлением прокурора ...., ответами ОГАУ «....». Указанные сведения в ходе судебного разбирательства не оспорены, доказательств оснащенности ЛПС ответчики в материалы дела не представили.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии факта неправомерного бездействия Министерства лесного комплекса .... в неисполнении обязанности по обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций и необходимости удовлетворения требований прокурора.

Доводы АО «....» о необходимости возложения обязанности по укомплектованию лесопожарной станции пожарной техникой, оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на Министерство лесного комплекса .... не могут служить основанием к отазу в удовлетворении требований.

Согласно Положению о Министерстве лесного комплекса ...., утвержденном постановлением .... от **/**/****-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти ...., осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории .....

Функцией министерства в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 Положения является осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением министра лесного хозяйства от **/**/****-мр (в редакции распоряжения от **/**/****), ОГАУ «....» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Учредителем учреждения является ...., полномочия учредителя от имени .... осуществляет Министерство лесного комплекса .....

Согласно разделу 2 Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов; основными целями деятельности, в числе иных, является выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, обнаружению и тушению лесных пожаров (пункты 2.2, 2.3).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава для достижения уставных целей, в частности в сфере охраны лесов, Учреждение проводит мониторинг пожарной опасности в лесах (подпункт а), осуществляет тушение пожаров с использованием лесопожарных формирований, средств пожаротушения, специализированной техники, противопожарного оборудования и полевого снаряжения (подпункт г), проводит регламентные работы по подготовке пожарной техники и средств пожаротушения (подпункт д).

Из анализа и системного толкования приведенного законодательства следует, что областное государственное автономное учреждение «....» является государственным автономным учреждением, созданным для обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства, и уполномочено на выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, которые в силу статей 51, 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации включают в себя вопросы организации и обеспечения деятельности лесопожарных формирований, укомплектованию лесопожарных станций пожарной техникой, оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Доводы ОГАУ «....» о недостаточности денежных средств суд отклоняет, в виду того, что недостаточность финансирования не освобождает его от исполнения возложенных на него обязанностей, а непринятие мер по оснащению ЛПС необходимыми средствами пожаротушения в случае массового распространения пожаров может создать угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, уничтожения лесов, нарушить право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований, предъявленных к административным ответчикам о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарные станции.

Рассматривая вопрос о сроке для исполнения решения суда, о котором заявлено прокурором, суд находит его разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования .... к Министерству лесного комплекса ...., Областному государственному автономному учреждению «....» - удовлетворить.

Признать бездействие Министерства лесного комплекса .... (ИНН ) незаконным по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций: ЛПС II типа (....) ЛПС III типа (....), входящих в состав филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр»; ЛПС II типа (....) Ангарского филиала АУ ...., в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от **/**/****-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать Министерство лесного комплекса .... (ИНН ), Областное государственное автономное учреждение «....» (ИНН ) в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от **/**/****- р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарных станций:

ЛПС III типа (....), входящую в состав филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 лодкой моторной грузоподъемностью не менее 0,4 тонн с подвесным мотором; 13 бензопил комплектами «шина-цепь»; 21 пожарной емкостью закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), из расчета 3 на группу; 2 торфяными стволами; 4 комплектами технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щеток, приспособлений для переноски рукавов; 4 тепловизорами; 2 метеостанциями с анемометрами полевыми (карманными); 1 комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) бесконтактной авиационной системой; 8 приборами спутниковой навигации; 1 радиостанцией УКВ диапазона стационарная наземного канала связи; 15 радиостанциями УКВ диапазона возимых наземного канала связи; 9 радиостанциями УКВ диапазона носимых авиационного канала связи; 16 радиостанциями УКВ диапазона носимых наземного канала связи; 10 телефонами мобильной связи; 4 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет в количестве 20 штук; 65 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами; 7 комплектами для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой); 7 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой); 14 прожекторами переносных световых силой не менее 1000 люмен; 1 лодкой надувная грузоподъемностью не менее 350 кг; 4 комплектами сигнальных лент или флажков (знаков); 9 ручными комбинированными лесопожарными орудиями типа - топор-мотыга (пуласки) или лесопожарными граблями, или хлопушками (жесткого или мягкого типа), или кусторезом, или секатором, или функциональными аналогами.

ЛПС II типа (....), входящую в состав филиала АУ «....» «Региональный лесопожарный центр» пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 1 автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 трактором универсальным; 2 установками высокого давления; 8 пожарными стволами; напорными рукавами 2000 м; 2 комплектами технологической оснастки; 1 тепловизором; 1 метеостанцией с анемометром полевой; 1 комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом и (или) беспилотной авиационной системой; 1 терминалом спутниковой связи; 2 комплектами пиротехнических средств; 2 прожекторами переносными на группу; 2 комплектами сигнальных лент и флажков.

ЛПС II типа (....) .... филиала АУ ...., пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 тонн; 1 прицепным модулем; 1 бензомоторной пилой в комплекте с 2 шинами, цепями 5 штук, запасными принадлежностями; 1 индивидуальным моторизированным средством пожаротушения; 2 установками высокого давления (переносные) в комплекте; 2 мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа (каркасными, надувными и пр.); 2 тепловизорами (портативными); 1 метеостанцией с анемометром полевой (карманной); 3 приборами спутниковой навигации; 2 терминалами спутниковой связи; 2 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет в количестве 20 штук; полевыми тактическими рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами по числу лесных пожарных, бригадиров; термоизоляционными ковриками по числу лесных пожарных, бригадиров; 2 комплектами для оказания первой помощи на месте происшествия (групповыми); 4 прожекторами переносных световых силой не менее 1000 люмен.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда принято **/**/****.