КОПИЯ
Дело № 2а–2837/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2017 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Зезюна A.M.,
при секретаре Опенкиной Т.Е.,
с участием представителя административного истца Попова Д.Ю.,
представителя административного ответчика Бирюковой А.А.,
рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению Куксина Ивана Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области о признании незаконными действий налогового органа,
у с т а н о в и л:
Куксин И.Н. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области, в котором с учетом уточнений просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении Общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ОГРН 1057001461550), как фактически прекратившего свою деятельность, за государственным регистрационным номером 2177031459141 от 26.06.2017 года; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 по Томской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ОГРН 1057001461550) в качестве действующего юридического лица.
В обоснование заявленных требований указал, что общество с ограниченной ответственностью «Энергострой» (далее – ООО «Энергострой») (ИНН 7014044184) на основании решения Томского районного суда Томской области от 14.09.2010, Кассационного определения Томского областного суда от 16.11.2010, решения Томского районного суда Томской области от 05.09.2014 является его должником на общую сумму 2 240 317 рублей 72 копейки. На основании вышеуказанных судебных актов, им были получены исполнительные листы ВС №006600348 от 24.12.2010 и ВС №006621480 от 28.10.2014, которые с определенной периодичностью подавались в службу судебных приставов. Обратившись в очередной раз в Службу судебных приставов по Томской области для уточнения информации, на каком этапе находятся исполнительные производства по исполнительным листам, ему дали письменный ответ № 70906/17/15758 от 26.07.2017 о том, что исполнительные производства по исполнительным листам были окончены, оригиналы исполнительных листов были отправлены ему по почте. Также в письме было указанно, что ООО «Энергострой» прекратило свою деятельность юридического лица на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с исключением из ЕГРЮЛ. Согласно сведениям, расположенным в общем доступе на сайте Федеральной налоговой службы «https://www.nalog.ru» 26 июня 2017 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Томской области внесла запись за номером 2177031459141 в единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО «Энергострой», как фактически прекратившего свою деятельность. Считает, что решение и действия налогового органа об исключении ООО «Энергострой» из ЕГРЮЛ не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы на взыскание с ООО «Энергострой» суммы задолженности, в размере 2 240 317 рублей 72 копейки. Установленные налоговым органом обстоятельства (непредставление налоговой отчетности и отсутствия движения по банковским счетам в течение 12 месяцев) могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако сами по себе не могут служить правомерной причиной для исключения юридического лица из реестра. Согласно распечатке с сайта журнала "Вестник государственной регистрации", публикация о ликвидации указанного выше юридического лица не содержит сведений о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ, а также об адресе, по которому могут быть направлены такие заявления. Полагает, что административным ответчиком не соблюден порядок опубликования сведений, установленный пунктом 3 статьи 21.1 Закон о регистрации. Соответственно, он фактически был лишен возможности воспользоваться правом заявить возражения против исключения ООО «Энергострой» из ЕГРЮЛ.
Административный истец Куксин И.Н., будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явился, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Попов Д.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении с учетом уточнений от 10.11.2017. Дополнительно пояснил, что на сайте налогового органа были отображены не все сведения относительно того, что ООО «Энергострой» подлежит исключению из ЕГРЮЛ, не было сведений о том, куда и в какие сроки необходимо подать возражения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Представитель административного ответчика Бирюкова А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что доводы истца о нарушении порядка опубликования сведений, установленных п.3 ст.21.1 Закона о регистрации необоснованны, опровергаются представленным скриншотом с сайта журнала «Вестник государственной регистрации», из которого следует, что на сайте были отображены все необходимые сведения – регистрирующий орган, ИНН, ОРГН юридического лица, порядок и сроки представления возражений, указано на то, что организация может быть ликвидирована и по другим основаниям, то есть все необходимые сведения были указаны. У стороны имелась возможность воспользоваться своим правом и представить возражения против исключения ООО «Энергострой» из ЕГРЮЛ.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд находит требования Куксина И.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области принято решение №1216 от 03.03.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Энергострой» (ОГРН 1057001461550) из ЕГРЮЛ.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Томской области внесена в ЕГРЮЛ запись ГРН 2177031459141 от 26.06.2017 о прекращении деятельности ООО «Энергострой» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением Куксин И.Н. указал, что ООО «Энергострой» является его должником на общую сумму 2240317,72 рублей. Данное обстоятельство подтверждено решением Томского районного суда Томской области от 14.09.2010, кассационным определением Томского областного суда от 16.11.2010, решением Томского районного суда Томской области от 05.09.2014.
Из представленного в материалы дела ответа УФССП России по Томской области №70906/17/15758 от 26.07.2017 установлено, что на исполнении в отделе судебных приставов по Томскому району находилось исполнительное производство №45583/13/05/70, возбужденное 04.10.2013 на основании исполнительного документа ВС №006600348 от 24.12.2010, выданного Томским районным судом Томской области о взыскании с ООО «Энергострой» в пользу Куксина И.Н. задолженности в размере 1531459,72 рублей. Указанное исполнительное производство окончено без исполнения 30.10.2013.
Также на исполнении в отделе судебных приставов по Томскому району находилось исполнительное производство №63495/14/70005-ИП, возбужденное 14.11.2014 на основании исполнительного документа ВС №006621480 от 28.10.2014, выданного Томским районным судом Томской области о взыскании с ООО «Энергострой» в пользу Куксина И.Н. задолженности в размере 708 858 рублей. Указанное исполнительное производство также окончено без исполнения 29.10.2015.
Постановления об окончании исполнительных производств с приложением исполнительных листов направлены в адрес взыскателя Куксина И.Н. посредством почтовой связи.
Кроме того, в указанном ответе №70906/17/15758 от 26.07.2017 заявителю сообщено, что ООО «Энергострой» прекратило деятельность юридического лица на основании ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
Полагая, что решение и действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, Куксин И.Н. обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Пунктом 1, 2 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
В силу пункта 3 статьи 21.1 указанного Федерального закона решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона, в редакции от 28.12.2016).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что послужившими для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ основаниями являлись непредставление налоговой отчетности и отсутствия движения по банковским счетам в течение 12 месяцев.
В материалах дела имеются справки Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Томской области №2434-О и №2434-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении ООО «Энергострой» в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, изложенные обстоятельства могут быть признаны достаточными для прекращения деятельности юридического лица и правомерной причиной для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.07.2006 N 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации" определен в приложении N 2 к вышеназванному Приказу.
В разделе II приложения N 2 к Приказу ФНС РФ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ указано какие именно сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ подлежат публикации. В частности, в журнале "Вестник государственной регистрации" публикуются: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дата решения о предстоящем исключении. Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Из представленного скриншота с сайта журнала "Вестник государственной регистрации" следует, что публикация о предстоящем исключении ООО «Энергострой» содержит сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ, а также об адресе, по которому могут быть направлены такие заявления.
Кроме того, указано: «Принято решение № 1216 от 03.03.2017 о предстоящем исключении ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОСТРОЙ" ОГРН:1057001461550, дата присвоения ОГРН: 09.12.2005 ИНН: 7014044184"».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком соблюден порядок опубликования сведений, установленный пунктом 3 статьи 21.1 Закона о регистрации.
Соответственно, истец мог воспользоваться правом заявить возражения против исключения ООО «Энергострой» из ЕГРЮЛ.
В соответствии с п. 7 ст. 22 ФЗ № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
ООО «Энергострой» было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившее свою деятельность, о чем 26.06.2017 года была внесена запись ГРН 2177031459141.
Таким образом, доводы истца о незаконности действий налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО «Энергострой» не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск Куксина И.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Куксина Ивана Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении Общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ОГРН 1057001461550), как фактически прекратившего свою деятельность, за государственным регистрационным номером 2177031459141 от 26.06.2017, обязании внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о восстановлении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ОГРН 1057001461550) в качестве действующего юридического лица, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья: /подпись/ А.М. Зезюн
Копия верна. Судья А.М. Зезюн Секретарь: Т.Е. Опенкина «__» _____________ 20 __ года |
Оригинал хранится в деле № 2-2837/2017 в Октябрьском районном суде г.Томска.