ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2840/2021 от 03.09.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2840/2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 сентября 2021 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,

при секретаре судебного заседания Эрднеевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аппарата Правительства Республики Калмыкия об оспаривании уведомления Управления федерального казначейства по Республике Калмыкия о поступлении исполнительного документа,

установил:

Аппарат Правительства Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что 20 июля 2021 г. в целях обеспечения исполнения требования, содержащегося в исполнительном листе серия ФС № <данные изъяты>, выданном на основании решения Верховного суда Республики Калмыкия по делу № 3а-57/2020, Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия в адрес Аппарата Правительства Республики Калмыкия направлено уведомление о поступлении исполнительного документа.

В данном уведомлении указывается о необходимости представления должником в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления следующих документов:

- информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года;

- платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно исполнительному листу серия ФС № <данные изъяты> Верховный суд Республики Калмыкия постановил взыскать с Правительства Республики Калмыкия в пользу ФИО1 расходы на подготовку отчетов об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 30 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 525 рублей, расходы по уплате услуг представителя в размере 85 000 рублей, всего 115 525 рублей.

В исполнительном документе в сведениях о должнике указано Правительство Республики Калмыкия.

Вместе с тем Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия в отсутствие законных оснований в качестве должника определен Аппарат Правительства Республики Калмыкия.

В соответствии с Положением об Аппарате Правительства Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2007 г. № 487, Аппарат Правительства Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия по обеспечению деятельности Правительства Республики Калмыкия и Председателя Правительства Республики Калмыкия, а также организации контроля за выполнением принятых ими решений органами исполнительной власти.

Более того, результаты кадастровой стоимости земельного участка, оспаривание которых являлось предметом рассмотрения Верховного суда Республики Калмыкия, Аппаратом Правительства Республики Калмыкия не устанавливались.

Таким образом, Аппарат Правительства Республики Калмыкия не отвечает по обязательствам Правительства Республики Калмыкия и не может выступать в качестве должника.

Учитывая изложенное, уведомление о поступлении исполнительного документа оформлено с нарушением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные выше обстоятельства нарушают права Аппарата Правительства Республики Калмыкия, поскольку Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия в силу статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении Аппаратом Правительства Республики Калмыкия требований указанных в уведомлении обязано приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Аппарата Правительства Республики Калмыкия.

Просит признать незаконным уведомление Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия о поступлении исполнительного документа от 20 июля 2021 года.

В судебном заседании представитель Аппарата Правительства РК ФИО3 поддержал заявленные требования, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель УФК по РК ФИО4 административный иск не признала. В обоснование возражения сослалась на то, что в органе Федерального казначейства отсутствуют лицевые счета должника - Правительства Республики Калмыкия. Вместе с тем, в исполнительном документе, выданном Верховным судом Республики Калмыкия в графе «должник» были указаны дата регистрации юридического лица и ИНН, позволяющие идентифицировать должника как Аппарат Правительства Республики Калмыкия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с «Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений», утвержденным приказом Минфина РФ от 22.09.2008 года № 99н, под государственной функцией исполнения судебных актов понимается процесс организации органом Федерального казначейства исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3 и 4 Административного регламента процесс организации исполнения государственной функции осуществляет орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности (далее - лицевой счет).

Орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов принимает и регистрирует исполнительный документ; осуществляет его правовую экспертизу и поступивших с ним приложений, на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации; уведомляет должника о поступлении исполнительного документа; обеспечивает перечисление должником, подведомственным учреждением денежных средств в пользу взыскателя.

Орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника; несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации.

Результатом исполнения государственной функции по организации исполнения судебных актов является перечисление должником или подведомственным учреждением денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как установлено судом, 8 апреля 2020 г. Верховным Судом Республики Калмыкия принято решение по заявлению представителя административного истца ФИО1 - ФИО5, о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела по административному иску ФИО2 и ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которым определено:

взыскать с Правительства Республики Калмыкия в пользу ФИО1 расходы на подготовку отчетов об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 30 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 525 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 85 000 рублей» всего 115 525 рублей.

Решение суда вступило в законную силу и на его основании выдан исполнительный лист - серии ФС № <данные изъяты> от 4 июня 2021 года.

Должником в исполнительном листе указано Правительство Республики Калмыкия. Индивидуальный номер налогоплательщика указан как 0814158396.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федерального казначейства от 10.06.2010 N 42-7.4-05/9.3-366, исполнительный документ, обязывающий получателя бюджетных средств выплатить денежные средства гражданину или организации, по своему смыслу аналогичен исполнительному документу, предусматривающему взыскание денежных средств. Как следствие, такой исполнительный документ следует принимать к исполнению в том же порядке, что и исполнительные документы, содержащие требования о взыскании денежных средств.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством РФ.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.

Органы Федерального казначейства выступают в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах.

30 июня 2021 года ФИО1 предъявил в УФК по Республике Калмыкия исполнительный лист для принудительного исполнения, наряду с другими предусмотренными законом документами.

Как следует из материалов дела, содержание исполнительного документа дословно воспроизводит резолютивную часть решения суда, предмет исполнения по ним является ясным и понятным. Вместе с тем, в исполнительном документе, выданном Верховным судом Республики Калмыкия в графе «должник» указаны дата регистрации юридического лица и ИНН, позволяющие идентифицировать должника как Аппарат Правительства Республики Калмыкия.

Получив поступивший от ФИО1 исполнительный документ, УФК по Республике Калмыкия, не установив оснований для их возвращения, 20 июля 2021 года направило в адрес Аппарата Правительства Республики Калмыкия уведомление о поступлении исполнительного документа - исполнительного листа, выданного Верховным Судом Республики Калмыкия серии ФС № <данные изъяты> от 15 июня 2021 года.

В соответствии с Положением об Аппарате Правительства Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2007 г. № 487, Аппарат Правительства Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия по обеспечению деятельности Правительства Республики Калмыкия и Председателя Правительства Республики Калмыкия, а также организации контроля за выполнением принятых ими решений органами исполнительной власти.

Таким образом, судом установлено, что УФК по Республике Калмыкия, в отсутствие законных оснований, в качестве должника определен Аппарат Правительства Республики Калмыкия. Результаты кадастровой стоимости земельного участка, оспаривание которых являлось предметом рассмотрения Верховного суда Республики Калмыкия, Аппаратом Правительства Республики Калмыкия не устанавливались. Аппарат Правительства Республики Калмыкия не отвечает по обязательствам Правительства Республики Калмыкия и не может выступать в качестве должника.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Исходя из изложенного, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, поскольку направление в адрес Аппарат Правительства Республики Калмыкия уведомления о поступлении исполнительного документа, являются незаконным, нарушающим права административного истца по расходованию средств, содержащихся на лицевых счетах Аппарат Правительства Республики Калмыкия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое Аппарата Правительства Республики Калмыкия об оспаривании уведомления Управления федерального казначейства по Республике Калмыкия о поступлении исполнительного документа удовлетворить.

Признать незаконным действий Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия по направлению в адрес Аппарат Правительства Республики Калмыкия уведомления от 20 июля 2021 года о поступлении исполнительного документа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Г.З. Оляхинова