Дело №2а-2840/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2021 года г. Сергиев Посад, Мо
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пчелинцевой С.Н.,
при секретаре Петровых Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Сергиево-Посадскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Сергиево-Посадскому отделу Управления УФСГРКиК по Мо о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, возложении обязанности осуществить в установленные законом сроки государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером № (л.д.2-5).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области.
В судебном заседании представитель истца административный иск поддержал и пояснил, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес> кадастровым номером №. Данный жилой дом расположен на спорном земельном участке с кадастровым номером №, который имеет адрес: <адрес> который был предоставлен ФИО на основании договора о праве застройки свободного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем переходил по наследству. В целях государственной регистрации прав на указанный земельный участок административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в регистрирующий орган, представив необходимые документы. Решением регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация прав была приостановлена со ссылкой на то, что в отношении спорного земельного участка не установлена категория земель, вид разрешенного использования и границы земельного участка, в связи с чем, не представляется возможным сделать вывод о том, что жилой дом расположен в пределах границ спорного земельного участка. Данное решение административный истец считает нарушающим его права и незаконным, так как он представил все необходимые документы, в том числе договор о праве застройки свободного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из ЕГРН на жилой дом и решение Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которые подтверждают, что право собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № перешло к административному истцу по наследству. Просит суд признать незаконным решение Сергиево-Посадского отдела Управления Росреестра по Московской области в лице должностного лица ФИО4, от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении, начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществления государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО1 на вышеуказанный земельный участок.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.28-35). Пояснила, что Сергиево-Посадский отдел Управления Росреестра по Московской области не может быть надлежащим ответчиком по данному спору, так как является структурным подразделением Управления Росреестра по Московской области. В своей деятельности по государственной регистрации прав и государственному кадастровому учету Управление руководствуется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации №218-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами. Как следует из анализа реестрового дела по заявлению №№ (№) от ДД.ММ.ГГГГФИО2, действующий по доверенности от ФИО1, обратился за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования, категория и границы которого не определены. При этом содержащаяся в вышеуказанном реестровом деле доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, дает ФИО2 и иным лицам, право на оформление земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ №№ государственная регистрация по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, приостановлена по причине не предоставления правообладателем необходимых для государственной регистрации документов, а именно, ввиду отсутствия в ЕГРН основных и дополнительных характеристик земельного участка с кадастровым номером №. В частности, категория, вид разрешенного использования, границы земельного участка, а также привязка жилого дома с кадастровым номером № к соответствующему земельному участку в ЕГРН отсутствуют, сведения об адресе (местоположении) земельного участка и жилого дома, содержащихся в ЕГРН, неидентичны. Управление самостоятельным правом по отнесению спорных земельных участков к конкретному виду разрешенного использования и его соответствию Правилам землепользования и застройки, в частности, Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № а также уточнению адреса (местоположения) объектов недвижимости, включая определения координат характерных точек границ здания в переделах соответствующего земельного участка, не наделено. Учитывая то, что документ об установлении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, либо межевой или технический план, подготовленные кадастровым инженером, а также решение уполномоченного органа о присвоении земельному участку адреса идентичного адресу жилого дома представлены не были (в представленных документах такие сведения отсутствуют) регистратором вынесено законное и основанное решение о приостановлении, которое никаким образом, учитывая содержащиеся в доверенности полномочия только на оформление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, прав административного истца не нарушает. Кроме того, вступившим в законную силу решением Сергиево-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что из представленных в регистрирующий орган документов не усматривается сведений о том, что административный истец, либо застройщик являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем представленный в регистрирующий орган договор застройки не подтверждает возникновение у административного истца какого-либо права на земельный участок. Считают, что обжалуемое решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок принято Управлением в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице своего представителя по доверенности ФИО2 обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке согласно части 2 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.76-78).
К указанному заявлению были приложены следующие документы: договор о праве застройки свободного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. №, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ. №, определение суда от ДД.ММ.ГГГГ. №, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ. №, выписка из ЕГРН на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.53-71).
Оспариваемым решением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок приостановлена на основании пункта 5 ч.1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» ввиду того, что при проведении правовой экспертизы установлено, что согласно данным ЕГРН за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. категория заявленного на государственную регистрацию земельного участка не установлена, разрешенное использование – не установлено, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и последнее обстоятельство делает невозможным установление того, расположен ли принадлежащий административному истцу жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> границах заявленного на государственную регистрацию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.38-40).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18). Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории). Согласно частям 1, 2 статьи 49 Закона о регистрации, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав. Вид или виды разрешенного использования земельного участка, категория земли являются характеристиками земельных участков, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости и документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ФИО1 просит зарегистрировать право на земельный участок, вид разрешенного использования, категория и границы которого не определены. Однако Управление Росреестра по Московской области самостоятельным правом по отнесению спорных земельных участков к конкретному виду разрешенного использования и его соответствию Правилам землепользования и застройки, в частности, Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, не наделено. В соответствии с пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, в запись кадастра недвижимости о земельном участке указывается, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид (виды) разрешенного использования. Категория земли является важнейшей правовой характеристикой земельного участка, от которой зависят его оборотоспособность, порядок приобретения прав, предельный или минимальный размер, кадастровая стоимость для целей налогообложения. Кроме того, согласно части 5 статьи 24 Закона о регистрации местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Требования к точности и методы определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90. Пунктом 34 указанных Требований установлено, что в технический план включаются координаты характерных точек контура здания, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкции (стен) здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания к поверхности земли. На регистрацию права ФИО1 не были представлены документы, устанавливающие границы земельного участка с приложением межевого плана, подтверждающего расположение границ жилого дома, перешедшего в порядке наследования административному истцу в границах указанного земельного участка. Из представленных административным истцом решений суда (л.д.56-65) также не следует, что жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в границах заявленного на государственную регистрацию земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адрес: <адрес>.
Представляя документы о правах любого прежнего собственника здания (строения), сооружения, земельного участка, административный истец вправе ходатайствовать о регистрации своего права, перешедшего к нему в порядке наследования, но при наличии совокупности, указанных в пункте 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» обстоятельств, которые согласуются с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень видов разрешенного использования, наличие которых дает владельцу земельного участка право на передачу объекта недвижимости в собственность в упрощенном порядке, является исчерпывающим, наличие вида разрешенного использования земельного участка для регистрации права собственности на него в упрощенном порядке является обязательным.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Суд считает, что решение Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок принято Управлением Росреестра по Московской области в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Сергиево-Посадскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Н.Пчелинцева