ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2842/2016 от 25.07.2016 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело №2а-2842/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 25 июля 2016 года

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Витюковой Л.А.

при секретаре Кужашевой И.Ф.

с участием административного истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Оренбургского районного суда Оренбургской области административное дело № 2а-2842/2016 по административному исковому заявлению ФИО2 к Мэру города Москвы о признании незаконным направление жалобы в орган, действия которого обжалуются, обязании принять решение по жалобе, направить письменный ответ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в Оренбургский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением к Мэру г. Москвы о признании незаконным направление жалобы в орган, действия которого обжалуются, обязании принять решение по жалобе, направить письменный ответ. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подана жалоба Мэру г.Москва через приемную Правительства г.Москва. В жалобе истец просил мэра города Москвы прекратить нарушение Департаментом городского имущества города Москвы прав административного истца по предоставлению документов, указанных в п.п. 2.3, 2.5 Положения об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденному Постановлением Правительства города Москвы от 14.02.2012 года № 43-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан». Просил административного ответчика выдать ему выписку из электронной базы документооборота с отметкой (штампом) приема заявления на заключение договора передачи квартиры в собственность (бесплатно) от ДД.ММ.ГГГГ и подписью с информацией о сроке подготовки договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил от заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении его жалобы. Административный истец не получил ответы на свои поставленные по существу вопросы, а именно не получил истребуемые документы.

Считает, что административный истец направил жалобу непосредственно в тот орган государственной власти, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. В письме отсутствуют ответы на поставленные вопросы.

Просит признать незаконным направление административным ответчиком жалобы от ДД.ММ.ГГГГ на имя мэра города Москвы в Департамент городского имущества г. Москвы в орган, должностному лицу, решение, действие (бездействие) которых ФИО2 обжаловал, как нарушение пункта 6 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»; признать незаконным не предоставление административному истцу документов и материалов, указанных в жалобе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика принять решение по жалобе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика дать ФИО2 в установленный судом срок письменный ответ по существу поставленных в жалобе ФИО2 вопросов от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Оренбургского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство г. Москвы.

В судебном заседании административный истец ФИО2 административное исковое заявление поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика, заинтересованного лица Правительства города Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причине неявки не известили, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения административного истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Согласно статье 204 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в ходе судебного заседания велось аудио протоколирование.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно норме ст. 2 Закона РФ от 27.04.1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и требований ст.218 КАС РФ обжалованию в судебном порядке подлежат решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу пункта 3,4 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 указанного Закона предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. (ст. 12, Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" )

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение.

В г. Москве издано постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2012 г. N43-ПП, которым утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился к Мэру г. Москвы с жалобой на нарушения Департаментом городского имущества г.Москвы федерального законодательства и права ФИО2 на получение информации.

Согласно уведомлению о вручении, обращение ФИО2 получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма «О жилищном вопросе» от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Департамента городского имущества города Москвы следует, что жалоба административного истца по жилищному вопросу от ДД.ММ.ГГГГ по поручению мэра города Москвы рассмотрена в Департаменте городского имущества города Москвы.

Согласно пункту 1 статьи 1, пунктам 3,4 статьи 5 Устава г. Москвы, г. Москва является субъектом Российской Федерации – городом Федерального значения, столицей Российской Федерации. Высшим исполнительным органом государственной власти г. Москвы является Правительство Москвы, а также, исполнительными органами государственной власти города Москвы (органами исполнительной власти города Москвы) являются в том числе, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.

К полномочиям г Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится: в том числе организация системы органов государственной власти; регулирование организации местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством; решение городских вопросов воспитания, здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. (часть 1 стать 13 Устава). На основании пункта 1 статьи 40 Устава Мэр Москвы является высшим должностным лицом г. Москвы. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы возглавляет Мэр Москвы. Распределение обязанностей между членами Правительства Москвы устанавливается Мэром Москвы (части 1,2,5 статьи 44 Устава).

Из материалов дела следует, что административный истец не был уведомлен административным ответчиком о перенаправлении обращения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, полученного ДД.ММ.ГГГГ, в Департамент городского имущества города Москвы, не дан ответ на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему выписки из электронной базы документооборота с отметкой (штампом) приема заявления на заключение договора передачи квартиры в собственность (бесплатно) от ДД.ММ.ГГГГ и подписью с информацией о сроке подготовки договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно по адресу: <адрес>

В силу п. 1 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе. Об истребовании доказательства судом выносится определение, в котором указываются срок и порядок представления этого доказательства.

Согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ судом административному ответчику было предложено предоставить сведения о направлении ответа на жалобу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик возложенную на него судом и законом обязанность по представлению доказательств рассмотрения обращения ФИО2, направления ответа по нему и получения ФИО2 ответа не исполнил, доказательств рассмотрения заявления и направления заявителю ответа суду не представлено. Поскольку на основании пункта 1 статьи 40 Устава Мэр Москвы является высшим должностным лицом г. Москвы обязанность по рассмотрению обращений, в силу закона должна быть возложена именно на Мэра города Москвы, который в силу закона обязан рассмотреть обращение и предоставить ответ.

Учитывая обязательность органом местного самоуправления или должностным лицом рассмотрения обращения граждан, предусмотренную частью 1 статьи 9, дачу органом местного самоуправления или должностным лицом письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также отсутствие доказательств, в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по направлению в адрес заявителя ФИО2 письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, что свидетельствует о нарушении требований закона и прав заявителя на получение такого ответа, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО2 в данной части требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Мэру г. Москвы о признании незаконным направление жалобы в орган, действия которого обжалуются, обязании принять решение по жалобе и направить письменный ответ, удовлетворить частично.

Обязать мэра г. Москвы в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, дать ФИО2 письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов на нарушения Департаментом городского имущества г. Москва федерального законодательства и права ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Витюкова Л.А.

Мотивированное решение изготовлено 01.08.2016 года