Дело № 2а-2845/2018
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года город Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе председательствующего судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя административного истца ФГУП «Почта России» ФИО2 о признании незаконным п.2-4 предписания Государственной инспекции труда по Мурманской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП «Почта России» в лице представителя ФИО2 обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Мурманской области о признании незаконным и отмене пунктов 2-4 предписания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда ГИТ в <адрес> было вынесено предписание, согласно которому на директора ФГУП «Почта России»– филиала ФГУП «Почта России» ФИО3 были возложены обязанности устранить нарушения трудового законодательства. Предписание считают незаконным в части пунктов 2-4, а именно: в пункте 2 предписания указаны работники в отношении которых проверка не проводилась, относительно пункта 3 предписания, сроки выплаты заработной платы установлены п.9.4 Правил внутреннего трудового распорядка и в п. 3.3 дополнительного соглашения к трудовым договорам работников филиала, относительно пункта 4 предписания, п.6.1.1 Коллективного договора на 2016-2018 годы предусмотрена возможность рассмотрения вопроса увеличения обеспечения роста средней заработной платы при наличии финансовых возможностей и выполнения утвержденных ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Так, на предприятии приняты и действуют локально-нормативные акты, предусматривающие выплату премиального вознаграждения его работникам. В частности: Положение о годовом и полугодовом премировании работников ФГУП «Почта России», Положение о премировании работников отделений почтовой связи, пунктов почтовой связи и мобильных групп ФГУП «Почта России». Более того, Коллективный договор это соглашение между ФГУП «Почта России» и работниками, в лице Профсоюзом работников связи России. ГИТ не мог выносить предписание, обязывающее внести изменение в правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации между юридическими субъектами без их обоюдного согласия.
Кроме того, Предписание вынесено в отношении директора УФПС Мурманской области -филиала ФГУП «Почта России» ФИО3, однако Филиал не является юридическом лицом.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик – государственный и инспектор труда ГИТ в Мурманской области ФИО4 в судебном заседании суду пояснил, что действительно в пункте 2 Предписания не правильно указаны фамилии работников, поскольку в отношении указанных работников нарушения не были установлены. В остальной части предписание является законным и обоснованным, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, материалы проверки, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд восстанавливает ФГУП «Почта России» пропущенный процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений п.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 353 и статье 354 Трудового кодекса Российской Федерации, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда и ее территориальные подразделения.
Согласно статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия, в том числе, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
Основные права государственных инспекторов труда предусмотрены статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Статьей 358 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).
В судебном заседании установлено, что в Государственную инспекцию труда обратилась работники филиала ФГУП «Почта России» <адрес> по вопросу нарушения трудовых прав.
В соответствии с распоряжением на проверку <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «Почта России» проведена внеплановая документарная проверка.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки государственным инспектором труда ФИО4 составлен акт проверки <данные изъяты> согласно которому выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства, в том числе:
в нарушение ч. 1 ст. 67 ТК РФ в трудовые договора ФИО5, ФИО6, ФИО7, и дополнительные соглашения не вручены под роспись работникам;
в нарушение ч. 2 ст. 22 ТК РФ сроки выплаты заработной платы установлены ненадлежащим документом – приказом №-п от ДД.ММ.ГГГГ;
в нарушении ст.134 ТК РФ в п. 6.1.1 Коллективного договора ФГУП «Почта России» не определены конкретные сроки проведения индексации заработной платы, то есть не в полном объеме определен порядок индексации заработной платы, законодательством не определено ограничение проведения индексации в зависимости от финансовых возможностей предприятия.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ директору ФИО3 УФПС <адрес> филиал ФГУП «Почта России» выдано предписание <данные изъяты> обязывающее Учреждение устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов:
во исполнении ч.1 ст. 67 ТК РФ вручить работникам ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 трудовые договора и дополнительные соглашения ФИО11 под роспись в экземплярах хранящихся у работодателя ;
во исполнение ч.2 ст. 22, ч. 6 ст.136 ТК РФ установить в ФГУП «Почта России» сроки выплаты заработной платы в соответствующих документах. Отменить приказ №-п от ДД.ММ.ГГГГ как не соответствующий требованиям ч. 6 ст. 136 ТК РФ;
во исполнение ст.130, ст. 134 ТК РФ привести пункт 6.1.1 Коллективного договора ФГУП «Почта России» в соответствие с действующим законодательством.
Статьей 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. (часть 6 статьи 136 ТК РФ)
Как следует из материалов дела п.9.4 Правил внутреннего трудового распорядка ( далее-Правила) ФГУП «Почта России» утвержденного ФГПУ «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что даты выплаты заработной платы работникам устанавливаются приказом филиала в соответствии с приложением № к Правилам внутреннего трудового распорядка.
Согласно приложению № к Правилам, пунктом № установлены даты выплаты заработной платы -13 и 28.
В трудовых договорах в п. 3.3 дополнительного соглашения к трудовым договорам работников филиала установлено, что выплата заработной платы Работнику производится в соответствии с действующим законодательством РФ не реже, чем каждые полмесяца: 28числа –производится выплата заработной платы за первую половину текущего месяца, 13 числа следующего месяца - окончательный расчет по итогам работы за предыдущий месяц.
Приказом №п от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в связи с изданием новой редакции Правил ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ сохранить ранее установленные сроки выплаты заработной платы: 13 и 28 числа.
Таким образом, вопрос о конкретных днях выплаты заработной платы работникам филиала ФГУП «Почта России» урегулирован в Правилах внутреннего трудового распорядка с приложением №, а также в дополнениях к трудовым договорам, то есть вопрос о днях выплаты заработной платы урегулирован в соответствующих документах.
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
При этом, нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.06.2010 N 913-О-О, следует, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ). В силу предписаний статей 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Пунктом 6.1.1 Коллективного договора предусмотрено, что при наличии финансовых возможностей и выполнении утвержденных ключевых показателей эффективности деятельности Предприятия Работодатель рассматривает возможность обеспечения роста средней заработной платы к концу отчетного года относительно предыдущего: на 13% работникам основанного производства, на 6.2% работникам вспомогательного и обслуживающих производств, на 6,2 % работникам административно- управленческого персонала.
Пунктом 4 Предписания предписано привести п. 6.1.1 Коллективного договора ФГПУ «Почта России» в соответствии с действующим законодательством.
Коллективный договор - это соглашение, заключаемое работниками и работодателем в лице их представителей, регулирующее социально-трудовые отношения между ними и внесение в него изменений возможно в силу ст. 37 Трудового Кодекса РФ путем проведения коллективных переговоров.
Несмотря на то, что ст. 337 Трудового Кодекса РФ дает государственному инспектору труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, не являясь стороной коллективного договора, он не вправе инициировать внесение изменений и дополнений в коллективный договор.
Кроме того, предписание вынесено в отношении директора УФПС Мурманской области-филиала ФГУП «Почта России ФИО3
Филиал не является юридическим лицом, Правила внутреннего трудового распорядка и Коллективный договор приняты и утверждены на уровне ФГУП «Почта России», директор УФПС Мурманской области - филиала ФГУП «Почта России» ФИО3 не вправе вносить изменения в указанные акты.
Кроме того, в пункте 2 Предписания указаны работники проверка в отношении которых не проводилась, а именно в Предписании указаны работники ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, тогда как из акта проверки следует, что проверка проведена и установлены нарушения допущенные в отношении работников ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО13
Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд приходит к выводу о том, что предписание №-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и подлежит отмене в оспариваемой части - пункт 2-4.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление представителя ФГУП «Почта России» ФИО2 о признании незаконным пунктов 2-4 предписания Государственной инспекции труда по Мурманской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Отменить пункт 2-4 предписания Государственной инспекции труда по Мурманской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течении месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Макарова И.С.