ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2846/18 от 27.11.2018 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

<.....>

Дело № 2а-2846/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2018 года город Пермь

Орджоникидзевский районный суд г. Перми:

в составе председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,

при секретаре Жужговой Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова ОВ к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании решения об отказе в признании нуждающимся и постановке на учет в целях получения земельного участка незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнов О.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа №... от (дата) года о признании нуждающимся и постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка незаконным, возложении обязанности решить вопрос о включении Смирнова О.В. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и имеющих преимущественное прав на получение садовых, огородных или дачных участков с момента обращения истца.

В обоснование заявленных требований указал, что он (Смирнов О.В.) является ветераном боевых действий, и в соответствии со ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ намерен получить садовый земельный участок. (дата) года истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о признании его нуждающимся и постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка. В ответе №... от (дата) года Департамент земельных отношений указал, что в настоящее время поставить истца на учет не представляется возможным. Полагает, что ссылка Департамента на то, что генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от (дата)№.... не предусматривается развитие территории для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан, приводит к выводу о том, что ему фактически отказано в признании нуждающимся и поставке на учет в целях предоставления садового земельного участка. Считает данный отказ незаконным, поскольку федеральное законодательстве возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации заявлений предоставлении садовых огородных или дачных земельных участков, и кроме того не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Бездействие Департамента, выразившееся в отказе в признании нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не постановке в льготную очередь нарушает его права и свободы. Департамент земельных отношений администрации города Перми является функциональным подразделением администрации города Пермь, осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210). Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирования списков граждан, подавших такое заявление, в том числе, отдельного льготного списка. Кроме того, нормы Федерального закона от 15 февраля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огородных или дачных некоммерческих объединениях граждан» не устанавливает каких либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Таким образом, администрацией города Перми - органом местного самоуправления не исполнена обязанность по регистрации и учету в льготном списке моего заявления о предоставлении садового земельного участка. Указанным бездействием нарушены его права, установленные вышеуказанными законами. То обстоятельство, что органами местного самоуправления не урегулирован порядок регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не может служит основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по регистрации и учету заявлений о предоставлении садового земельного участка и не должно являться препятствием к осуществлению своих прав. Просит требования удовлетворить.

Административный истец – Смирнов О.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствии.

Представитель административного ответчика - Департамента земельных отношений администрации г. Перми – <.....>., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена, в отзыве на иск указала, что в соответствии со ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 для обеспечения правовых условий функционирования территорий, из которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участка для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха выделена зона садовых и сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха выделена зона садовых и дачных участков Р-3. Дальнейшее развития зоны Р-3 Правилами землепользования и застройки не предусмотрено. Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от (дата) года №..., не предусмотрено развитие территорий для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан. Утвержденной градостроительной документацией вовлечение в оборот дополнительных территорий для ведения садоводства и дачного хозяйства на территории города Перми не предусматривается. На территории города формирование новых земельных участков для ведения садоводства в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3 не предусмотрено. Решением Пермской городской Думы от №...№... «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от (дата)№...», внесены изменения в части установления градостроительных регламентов на территории г. Перми применительно к зоне Р-3 дополнены абзацами следующего содержания: «Минимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства – 100 кв.м. Максимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства – 600 кв.м». Удовлетворение требований истца во внеочередном порядке приведет к нарушению прав иных лиц, поставленных на очередь ранее. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать, судебное заседание провести в отсутствие представителя департамента.

Суд, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что Смирнов ОВ является ветераном боевых действий, имеет права на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.9).

(дата) года Смирнов О.В. обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о признании его нуждающимся в получении садового, огородного или дачного земельного участка, и поставке на учет в целях предоставления дачного участка на основании ст.16 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. ).

Решением Департамента земельных отношений администрации г.Перми от (дата) года №... Смирнову О.В. отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий закреплены ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст. 16 №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Предоставление земельных участков на льготных условиях соответствующим категориям Федеральным законом №5-ФЗ не предусмотрено. Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена урегулированы земельным кодексом РФ. При этом Земельным кодексом РФ не предусмотрено предоставление земельных участков находящихся в муниципальной собственности и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, на льготных условиях ветераном боевых действий. В соответствии со статьей 52.5 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решение пермского городской думы от (дата). №..., для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха выделана зона садовых и дачных участков Р-3. Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от (дата)№... не предусмотрено развитие территорий для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан. Утвержденной градостроительной документацией вовлечение в оборот новых дополнительных территорий для ведения садоводства на территории города Перми не предусматривается (л.д.6-7).

В соответствии с пунктами 8, 9, 10, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Согласно ст. 49 Устава города Перми Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми (п.1)

Администрация города выполняет отдельные государственные полномочия в случае их передачи федеральными законами и законами Пермского края в установленном порядке, а также добровольно взятые на себя Пермским городским округом полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Пермского края, правовыми актами города Перми (п.2).

Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города. Осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством.

Администрация Орджоникидзевского района г. Перми - Территориальный орган администрации города Перми – созданный для обеспечения управления внутригородской территорией, осуществляет исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории. Положением определены функции территориального органа.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

На основании изложенного оценив в совокупности представленные доказательства, доводы участников процесса, суд находит обоснованными требования административного истца о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о признании нуждающимся в получении садового, огородного или дачного земельного участка и возложении обязанности поставить на очередь с целью предоставления такого участка.

В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1).

Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении

садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2).

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к перечисленным в пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территориальным зонам.

Приведенные выше положения закона предусматривают обязанность органов местного самоуправления вести очередность заявлений граждан, претендующих на получение земельных участков для ведения садоводства и огородничества, и данная обязанность не поставлена в зависимость от того, имеются свободные участки для предоставления или нет.

Для реализации своего права Смирнов О.В. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в целях предоставления земельного участка, ответ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в данном случае является проявлением действий (бездействия) администрации г. Перми, которая должна решить вопрос о порядке постановки на учет граждан в целях предоставления земельного участка, данный ответ не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца, на административного ответчика должна быть возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем признании нуждающимся в получении земельных участков и постановке на соответствующую очередь.

Доводы административного ответчика об отсутствии необходимых земель не являются основанием для освобождения органов местного самоуправления от обязанности вести регистрацию и учет заявлений граждан, с целью получения садовых, огородных или дачных земельных участков.

То обстоятельство, что органами местного самоуправления не урегулирован порядок регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по регистрации и учету заявления Смирнова О.В. о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и не должно являться препятствием к осуществлению заявителем своего права.

Таким образом, администрация города Перми в лице ее исполнительных органов обязана решить вопрос о постановке заявителя на учет целях предоставления садового земельного участка.

Руководствуясь ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Смирнова ОВ к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании отказа о признании нуждающимся и постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми №... от (дата) года о признании Смирнова ОВ нуждающимся и постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми рассмотреть вопрос о включении Смирнова ОВ в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и имеющих преимущественное прав на получение садовых, огородных или дачных участков с момента обращения Смирнова ОВ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме ((дата).).

Судья <.....> Е.Е. Макашина

<.....>