ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2848/20 от 25.08.2020 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело №2а-2848/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2020 года г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Орловой Е.А.,

при секретаре Стеблевской Э.З.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 (по доверенности от 23.06.2020), представителей административного ответчика Белгородской таможни – ФИО3 (по доверенности от 10.02.2020) и ФИО4 (по доверенности от 12.08.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Белгородской таможне о признании незаконным, необоснованным и отмене решения от 26.02.2020 об отказе в выпуске на таможенную территорию ЕАЭС автомобиля, возложении обязанности принять решение о разрешении выпуска автомобиля на таможенную территорию,

УСТАНОВИЛ:

30.06.2020 в Октябрьский районный суд г. Белгорода поступило указанное административное исковое заявление ФИО1, в котором он просит:

1) признать незаконным и необоснованным решение Белгородской таможни от 26.02.2020 о запрете выпуска на территорию Российской Федерации автомобиля Мерседес Е 280, <данные изъяты> принадлежащего ФИО1;

2) обязать Белгородскую таможню отменить спорное решение, произвести выпуск на территорию Российской Федерации автомобиля Мерседес Е 280, , принадлежащего ФИО1 (л.д. 3, 4).

В ходе судебного заседания в результате ознакомления с возражениями стороны административного ответчика представителем административного истца заявленные требования уточнены, в итоге просит суд:

1) признать незаконным и необоснованным решение Белгородской таможни от 26.02.2020 об отказе в выпуске на таможенную территорию ЕАЭС автомобиля Мерседес Е 280, принадлежащего ФИО1;

2) обязать Белгородскую таможню отменить спорное решение, принять другое решение о разрешении выпуска на таможенную территорию ЕАЭС автомобиля Мерседес Е 280 принадлежащего ФИО1 (л.д. 164).

Уточнение административного иска выразилось в корректировке вин-номера автомобиля и уточнении таможенной территории в требовании о способе восстановления нарушенного права, что не противоречит положениям части 1 статьи 46, пункта 1 части 2 статьи 135 КАС РФ.

Административный истец ФИО1 не явился в судебное заседание, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, обеспечил явку своего представителя ФИО2 (по нотариальной доверенности от 23.06.2020). Административный истец ходатайствовал о рассмотрении административного дела без его участия, настаивал на удовлетворении административного иска (л.д. 163).

В силу статей 150, 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует разрешению административного дела.

Представитель административного истца ФИО2 настаивал на удовлетворении административного иска.

Представители административного ответчика Белгородской таможни – ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения административного иска, представили в материалы дела возражения в письменном виде (л.д. 103-116).

Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.

Как установлено в ходе судебного заседания, 26.02.2020 около 09 час 30 мин в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни с территории Украины прибыл ФИО1 на транспортном средстве MERCTDES BENZ E280, 2008 года выпуска, регистрационный номер (страна Великобритания), VIN

Согласно статье 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 к государствам-членам ЕАЭС относятся: Армения (с 02.01.2015), Белоруссия (с 01.01.2015), Казахстан (с 01.01.2015). Киргизия (с 12.08.2015), Россия (с 01.01.2015).

Пункт 1 статьи 351 ТК ЕАЭС устанавливает, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение следующих задач: защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды (пп. 1); создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза (пп. 2); обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы (пп. 3).

В силу пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции: совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи (пп. 1); взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию (пп. 2); обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза (пп. 3); противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (пп. 4); предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений (п. 5).

Согласно пунктам 1-7, 13 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

Так, таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза (п. 2). Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (п. 3). При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (п. 4). Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов (п. 5). От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, - таможенный контроль также в иных формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов (п. 6). Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. При предварительном таможенном декларировании и периодическом таможенном декларировании таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля, указанных в абзаце пятом статьи 311 настоящего Кодекса, проводится с момента регистрации таможенной декларации (п. 7).

Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом (п. 13).

В силу статьи 322 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.

Пунктом 1 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке: таможенной декларации (пп. 1); иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами (пп. 2); документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (пп. 3); иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом (пп. 4); сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах (пп. 5); иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов (пп. 6).

ФИО1 подана пассажирская таможенная декларация, в которой он указал: место жительства: <адрес> заполнил п. 2.2 «Сведения о способе перемещения товаров и транспортных средств», отметив графу: «несопровождаемый багаж (багаж, следующий отдельно от въезжающего/выезжающего лица) (при въезде лица заполняется для учета норм ввоза товаров без уплаты платежей)»; п. 5 временный ввоз транспортного средства MERCЕDES BENZ E280, 2008 года выпуска, регистрационный номер «страна регистрации»: Ирландия, «дата изготовления автомобиля»: 09.07.2008; «стоимость» - 250 000 руб. (л.д. 22).

В письменном объяснении от 26.02.2020, полученном в ходе таможенного контроля, ФИО1 отметил цель временного ввоза транспортного средства – посещение родственников, в пассажирской таможенной декларации указал адрес временного проживания: <адрес> (л.д. 22, 23, 24).

Таможенному органу административным истцом представлены внутренний паспорт гражданина Украины ФИО1 – АО свидетельство V5C о регистрации транспортного средства MERCЕDES BENZ E280, 2008 года выпуска, регистрационный номер на имя Oleg Babich, адрес: 37 Castelrock, Crossmaglen, Newry, Свидетельство представлено на иностранном языке - предположительно на английском языке (л.д. 25-28).

Как следует из объяснений представителя административного истца, в левом нижнем углу последней страницы упомянутого документа V5C указана дата приобретения автомобиля ФИО1 - 17.01.2020 (л.д. 26).

Представителями административного ответчика не оспаривается принятие без перевода документа V5C во время таможенного контроля, поскольку иных документов о праве собственности ФИО1 на упомянутый автомобиль не было.

Как следует из приказа ФТС РФ от 01.06.2010 №1056 «Об утверждении Технологии использования штрихового кодирования при проведении таможенного контроля и учета в отношении транспортных средств, временно ввозимых (вывозимых) на (с) таможенную(ой) территорию(и) Российской Федерации», учет в отношении временно ввозимых (вывозимых) транспортных средств осуществляется таможенными органами с помощью программных средств автоматизированной системы учета и контроля транспортных средств (АС «Авто-Транспорт»). При временном ввозе (вывозе) транспортных средств в местах их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и убытия с таможенной территории Российской Федерации должностные лица таможенных органов осуществляют следующие операции: ввод в комплекс программных средств таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств (далее - КПС «Авто-Транспорт. Оформление») информации согласно Перечню сведений, необходимых для таможенного контроля и учета (приложение № 1 к Технологии) (раздельно по каждому временно ввозимому (вывозимому) транспортному средству либо по каждому транспортному средству из состава транспортных средств) (п. 4).

При проведении анализа сведений через КПС «Авто-транспорт» таможенным органом выявлено, что указанный автомобиль не ввозился ранее на территорию ЕАЭС.

В силу пункта 6 той же статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

В рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации (п. 7).

Таким образом, закон не запрещает таможенному органу использовать информацию, размещенную, в том числе: на официальных Интернет-ресурсах.

Так, таможенным органом при проведении таможенного контроля принята во внимание информация, размещенная на официальном Интернет-ресурсе Gov.uk – информационный сайт Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Из информации, размещенной на Интернет-сайте gov.uk (и его страницах), а также Базы данных автострахование «The Motor Insurance Database (MID), web сайта AUTO.RIA административному таможенному органу стало известно о том, что технический осмотр указанного автомобиля пройден в Великобритании, срок его действия истек 12.05.2016, в связи с чем может быть применен штраф; в связи с непрохождением технического осмотра эксплуатации автомобиля запрещена, автомобиль имеет статус «Sorn», не позволяющий эксплуатацию на дорогах общего пользования, автомобиль не отображается как застрахованный в базе данных автострахования, не заявлялся для вывоза из Великобритании. Упомянутый автомобиль с сентября 2016 года находился на таможенной территории Украины; автомобиль, не прошедший таможенное оформление в Украине эксплуатировался и предлагался посредством Интернета к продаже неопределенному кругу лиц (л.д. 33-84).

При этом страховка на данное транспортное средство при проведении таможенного контроля не предоставлялась согласно информации, изложенной в декларации и объяснениях ФИО1 от 26.02.2020.

26.02.2020 в результате проведенного анализа, представленных документов ФИО1, и сведений о ввозимом им автомобиле, размещенных в свободном доступе Интернет-ресурсов, а также отказ декларанта от внесения обеспечения вывоза автомобиля, таможенным органом принято решение об отказе в выпуске на территорию Российской Федерации автомобиля Мерседес Е280, (л.д. 22 оборот).

Основанием принятого решение указан подпункт 1 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС): в связи с несоблюдением условий выпуска, предусмотренных п.п. 1 п. 4 ст. 262 ТК ЕАЭС, ввозимое транспортное средство не относится к транспортным средствам для личного пользования.

Как следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС, таможенному декларированию подлежат, в том числе, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах Союза.

В соответствии с пунктом 3 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 ТК ЕАЭС, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, подтверждаются, в том числе, транспортными (перевозочными) документами (подпункт 4 пункта 1 статьи 261 ТК ЕАЭС).

При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений (пункт 1 статьи 340 ТК ЕАЭС).

В свою очередь, декларант обязан (в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС) представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).

Иных документов, свидетельствующий о праве собственности ФИО1 на указанный автомобиль, кроме как V5C и страхового полиса АО на имя ФИО11 и оформленное на то же лицо V5C представителем административного истца не представлено.

Пункт 1 статьи 261 ТК ЕЭС установлен перечень документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся: документы, удостоверяющие личность, в том числе несовершеннолетнего лица (пп. 1); имеющиеся у физического лица документы, подтверждающие стоимость товаров для личного пользования, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование (пп. 2); документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, подлежащих соблюдению физическими лицами в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса, если соблюдение запретов и ограничений подтверждается представлением таких документов (пп. 3); транспортные (перевозочные) документы (пп. 4); документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член либо получение иностранным физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства-члена (пп. 5); пассажирская таможенная декларация, оформленная при ввозе транспортного средства для личного пользования на таможенную территорию Союза и подтверждающая выпуск такого транспортного средства для временного нахождения на таможенной территории Союза (пп. 6); документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования или части такого транспортного средства для личного пользования, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 260 настоящего Кодекса (пп. 7); документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования (пп. 8); документы, подтверждающие происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в случаях, определяемых Комиссией (пп. 9); документы, указанные в пунктах 19 и 20 статьи 260 настоящего Кодекса (пп. 10); доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени и по поручению декларанта, в случаях, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 11 статьи 260 настоящего Кодекса (пп. 11).

Для временного ввоза указанного транспортного средства на территорию ЕАЭС необходимо соблюдение условий, указанных в пункте 1 статьи 264 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Исходя из пункта 4 статьи 262 ТК ЕАЭС выпуск товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, для временного нахождения на таможенной территории Союза либо временного нахождения вне таможенной территории Союза производится таможенным органом при условии, что: товары для личного пользования могут быть временно ввезены либо временно вывезены в соответствии со статьями 264 и 265 настоящего Кодекса (пп. 1); обеспечено исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса (пп. 2); соблюдены запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса (пп. 3).

Пунктом 3 статьи 264 ТК ЕАЭС установлено, что временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящей статьи, за исключением транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых физическими лицами государств-членов, являющимися сотрудниками дипломатических представительств государств-членов, работниками консульских учреждений государств-членов, сотрудниками представительств государств-членов при международных организациях, расположенных за пределами таможенной территории Союза, допускается при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса.

Представителем административного истца не оспаривается отказ ФИО1 внести в качестве обеспечения денежные средства за ввозимый на территорию ЕАЭС легковой автомобиль.

Наличие у административного истца места проживания в Российской Федерации по адресу: <адрес> не свидетельствует о том, что он является физическим лицом государства члена - союза и имеет возможность, во всяком случае, ввоза легкового автомобиля без обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

При этом возврат обеспечения предусмотрен главой 11 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и при условии вывоза автомобиля с территории ЕАЭС в сроки, установленные ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС и пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 ТК ТС и подпункта 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС выпуск товаров представляет собой действия таможенных органов, разрешающие декларанту использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедурой.

При оформлении пассажирской таможенной декларации на ввозимое иностранное транспортное средство административный истец сам определил основания декларирования ввозимого транспортного средства: указал страну постоянного проживания Украина, тем самым подтвердила статус иностранного гражданина, а не статус лица государства - члена союза.

Представление таможенному органу документа с наименованием «V5C» не является обязательным условием выпуска автомобиля на территорию ЕАЭС, все установленные во время таможенного контроля обстоятельства в отношении автомобиля обоснованно вызвали сомнения у таможенного органа, не позволив идентифицировать транспортное средство как временное ввозимое для личного пользования.

Таким образом, оспариваемое решение не противоречит приведенным выше положениям ТК ЕАЭС, нарушений в действиях (бездействии) таможенного органа при принятии такого решения не допущено.

В соответствии с частью 8 статьи 226, частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, только в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

Что касается ведения предпринимательской деятельности административным истцом без регистрации в ФНС России, то данные доводы стороны административного ответчика суд отклоняет, поскольку они не принимались во внимание при принятии оспариваемого решения.

Разрешая заявленные требования, суд полагает обоснованными аргументы представителей административного ответчика о пропуске срока обращения в суд административного истца с заявленными требованиями.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из почтового штемпеля на конверте, административный иск направлен в Октябрьский районный суд г. Белгорода 26.06.2020, в то время как оспариваемое решение принято таможенным органом 26.02.2020 (л.д. 10).

Ссылки на нерабочие дни, установленные во время короновирусной инфекции, суд отклоняет, поскольку в Российской Федерации они отменены 12.05.2020, что указывает на возможность административного истца обратиться в суд в период с 12.05.2020 по 26.05.2020, в том числе посредством почтовой связи путем направления административного иска через Интернет-портал Октябрьского районного суда г. Белгорода.

Доводы представителя административного истца относительно установленных нерабочих дней на территории Украины в почтовых отделениях, суд отклоняет как ничем не подтвержденные (часть 1 статьи 62 КАС РФ).

На основании установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание приведенные положения закона, оценив в соответствии с нормами главы 7 КАС РФ представленные представителями сторон доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями вышеприведенного закона, суд приход к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, при этом пропуск процессуального срока обращения в суд является самостоятельным тому основанием.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к Белгородской таможне о признании незаконным, необоснованным и отмене решения от 26.02.2020 об отказе в выпуске на таможенную территорию ЕАЭС автомобиля, возложении обязанности принять решение о разрешении выпуска автомобиля на таможенную территорию, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Е.А. Орлова