ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-284/18 от 05.09.2018 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Еланцы 5 сентября 2018 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р., с участием представителя административного истца Волковой Л.Е., действующего на основании доверенности от 14.06.2018г., представителя административного ответчика главного специалиста – эксперта отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцовой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и государственного документа о высшем образовании (регистрационный ), при секретаре Мардаевой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корзенникова А.М. к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании отказа государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

УСТАНОВИЛ:

Корзенников А.М. обратился в суд с данным административным иском к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, просит признать отказ в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным. Возложить на ответчика обязанность по пересмотру заявления за от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации здания, расположенного по адресу: <адрес>., со ссылкой на статью 6 Федерального Закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», а именно, на Байкальской природной территории запрещено строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. С данным отказом не согласен считает его незаконным и не обоснованным, поскольку объектом недвижимости, подлежащим постановке на кадастровый учет и государственной регистрации, является гараж, который не является хозяйственным объектом. Объект построен на земельном участке с кадастровым номером 38:13:060201:795, которым он владеет на праве аренды.

Согласно п. 1 части 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - выдача разрешения на строительство гаража не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Административный истец Корзенников А.М. в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен.

Представитель административного истца Волкова Л.Е. в судебном заседании пояснила, что на государственную регистрацию были представлены документы на объект недвижимости - гараж, который расположен в границах населенного пункта <адрес>. Ссылки ответчика на то, что для регистрации гаража в соответствии со ст.6 Закона №94 –ФЗ необходимо получение положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, считает надуманным и не состоятельным.

Согласно пункту 3.3. СП 113.12220.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21 – 02 - 99*, утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016г. № 776/пр) – гаражом признается здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью дома (встроенно – пристроенные гаражи), так и отдельным строением. Исходя из толкования понятия и понимания такого объекта недвижимости как гараж, можно сделать вывод о том, что гараж не является объектом хозяйственной деятельности. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.ж09.2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, 11, 111, 1V категорий, определен перечень хозяйственной и иной деятельности, которую законодатель определяет как виды различной деятельности, которую необходимо относить к хозяйственной. Указом Президента РФ №511 от 15.03.2000 г. утвержден классификатор правовых актов. Код – 090.000.000 – определяет классификацию хозяйственной деятельности. Куда строительство гаража не отнесено. Спорный объект является объектом, обеспечивающим систему жизнедеятельности жилых объектов, так как выстроен для личного пользования.

Кроме того, сомневается в том, что спорный объект находится в водоохранной зоне озера Байкал, поскольку 26 марта 2018 года Постановлением Правительства РФ внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ №368 –р от 05.03.2015г. об утверждении границ водоохранной зоны озера Байкал, согласно которому из водоохранной зоны исключены земли поселений. Следовательно, при строительстве гаража не требуется подготовки проектной документации, соответственно и не требуется положительного экологического заключения.

Представитель административного ответчика, управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцова И.А., административный иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, суду показала, что при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Управление руководствуется положениями Административного регламента.

В соответствии с п.п. 218, 219 Административного регламента при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному государственной регистрации прав обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственной регистрации прав. Объект недвижимости – гараж построен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, границы которой утверждены распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» предусмотрены ограничения и запреты на строительство любых зданий и сооружений (или их частей). Статья 6 Закона № 94-ФЗ прямо регламентирует запрет на строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов на Байкальской природной территории. Поступившие в орган регистрации прав ответы не содержали сведений о том, что факт возведения данного гаража не нарушает требований Постановления № 643. На основании ст. 27 Закона о регистрации, было отказано, поскольку сомнения государственного регистратора в наличии оснований для осуществления учетно-регистрационных действий к окончанию срока приостановления устранены не были. Полагает, что отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Корзенникова A.M. на здание гаража является законным и обоснованным, права последнего ничем не нарушены при том, что на земельном участке отсутствует жилой дом.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования административного истца не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции Российский Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа… суд проверяет законность решения, суд выясняет:

1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2. соблюдены ли сроки обращения в суд;

3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Судом установлено, что уведомление об отказе в государственной регистрации права вынесено 26.03.2018 г., административный иск поступил в Ольхонский районный суд 27.06.2018 г., то есть в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ, с учетом ч. 2 ст. 93 КАС РФ.

Как следует из материалов дела на основании Постановления №747 от 22.04.2017 года Администрацией Ольхонского районного муниципального образования Корзенникову А.М. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1261 кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства. (л.д.32)

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> муниципального образования и Корзенниковым А.М. заключен договор аренды земельного участка пунктов с кадастровым номером 38:13:06020:795, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1261 кв.м., предоставляемый в аренду из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.35 – 38)

Корзенников А.М.. обратился в Управление Росреестра с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на здание - гараж, расположенный по адресу: <адрес>, в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственного регистратора осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Не поступлением ответа о том, требуется ли в данном случае заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта недвижимости и выдавалось ли положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта недвижимости. В качестве правоустанавливающих документов представлен технический план, подготовленный на основании Декларации об объекте недвижимости, из которого следует, что гараж возведен на земельном участке по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал». В силу ст. 6 ФЗ от 01.05.1999 №94 – ФЗ «Об охране озера Байкал», на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. (л.д.12 – 14)

Решением Управления Росреестра по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Корзенникову А.М. отказано в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на здание, расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>», в связи с непредставлением документов, подтверждающих право на строительство в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе положительного заключения государственной экологической экспертизы, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Федеральный закон «Об охране озера Байкал»), пп.7 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Постановления Правительства РФ от 30.08.23011 №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Суд, рассмотрев заявленные требования административного истца полагает их, не подлежащими удовлетворению, поскольку данное решение является законным, принятым уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с абз. 1 п.2 ст.16 Федерального закона «О государственной регистрации прав» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу требований абз. 10 п.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно пп. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в отношении данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об отнесении земельного участка к категории земель населенных пунктов.

26 марта 2018 года Постановлением Правительства РФ внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ №368 –р от 05.03.2015г. об утверждении границ водоохранной зоны озера Байкал, вместе с тем в судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории остаются неизменными, кроме того, изменения в картографический материал в отношении водоохранной зоны не внесены.

В соответствии с перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, в центральной экологической зоне запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско - рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Как следует из преамбулы Федерального закона «Об охране озера Байкал» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании ч.ч.1, 2, 7 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал».

В соответствии с п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

В соответствии с ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона №181-ФЗ) в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, должна быть проведена государственная экологическая экспертиза.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 4.1 ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп.7.1 ст.11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Анализ вышеизложенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что проведение государственной экологической экспертизы проектной документации в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на Байкальской природной территории является обязательной превентивной мерой охраны уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории.

Суд, оставляет без внимания возражения представителя истца о том, гараж, не является хозяйственным объектом, поскольку при рассмотрении данного дела указанные доводы не имеет юридического значения для разрешения дела по существу. Гараж как объект недвижимости подлежит постановке на кадастровый учет и государственной регистрации.

Обсуждая доводы стороны о том, что при приостановлении постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию права спорного объекта не указаны правовые основания, предусмотренные ст. 26 ФЗ №2128 – ФЗ «О государственной регистрации прав недвижимости», суд приходит к выводу, что отсутствие в оспариваемом уведомлении ссылки на ст. 26 Закона, при наличии мотивированного текста, в обоснование приостановления учета и регистрации права не является само по себе достаточным основанием для признания решения незаконным.

Таким образом, учитывая положения ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления о регистрации права) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», необходимо применять в совокупности с положениями Федерального закона Российской Федерации «Об охране озера Байкал» от 01 мая 1999 года № 94-ФЗ; Градостроительным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к выводу, что Управлением Росреестра по Иркутской области правомерно истребовано заключение государственной экологической экспертизы, поскольку гараж, за регистрацией права собственности, на который обратился Корзенников А.М., находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, заявление о регистрации права собственности подано административным истцом в упрощенном порядке, на основании ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», применение которой невозможно в виду особого правового статуса земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.

Отказ в государственной регистрации права собственности на гараж в особом «упрощённом порядке» в связи с непредставлением положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта, не лишает собственника права обратиться в дальнейшем с заявлением о государственной регистрации права в общем порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 35, 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 59, 60, 61, 62, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст.ст.223 ГК РФ, ст.65 ВК РФ, ст. ст.1, 2, 16, 20, 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», ст.ст. 26, 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст.1, 2, 3, 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», ст.ст.1, 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, Распоряжения Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р, Распоряжения Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Корзенникова А.М. в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании отказа государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, отказать.

Решение суда, стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Сыроватская Р.Р.