Дело №2а-284/2019
УИД 32RS0012-01-2019-000214-09
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2019 года г.Карачев, Брянской области
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Р.А.,
при секретаре Нехаевой Н.Д.,
с участием представителя административного истца пом.прокурора Карачевского района Брянской области Щербаковой Ю.А.,заинтересованного лица Дубининой Е.И. и ее представителя – адвоката Савина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Карачевского района Брянской области в интересах Муниципального образования «Карачевский район Брянской области» и неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Карачевского района Брянской области о признании решения Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области от 30.01.2019г. №5-514 незаконным и о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата
У С Т А Н О В И Л:
В ходе проведенной прокуратурой Брянской области проверки исполнения лицами, замещающими муниципальные должности, законодательства о противодействии коррупции было установлено, что вопреки требованиям части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции» депутатом Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области по Юрасовскому избирательному округу №12 Дубининой Е.И. представлены неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. Дубининой Е.И. не представлена информация о наличии у нее более <данные изъяты> объектов недвижимости.
В этой связи Губернатор Брянской области 05.12.2018г. обратился в Карачевский районный Совет народных депутатов Брянской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Дубининой Е.И.
По результатам рассмотрения заявления Губернатора Брянской области органом местного самоуправления 30.01.2019г. принято решение об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Дубининой Е.И.
Прокурор просит признать решение Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области от 30.01.2019г. №5-514 «О рассмотрении письма администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 05.12.2018г. №1/6-7115и» незаконным и обязать Карачевский районный Совет народных депутатов принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Карачевского районного Совета народных депутатов Дубининой Елены Ивановны.
В судебном заседании представитель административного истца пом. прокурора Карачевского района Брянской области Щербакова Ю.А. иск поддержала.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, он надлежащем образом уведомлен о времени рассмотрения дела.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Петрова Н.Г. иск не признала, пояснив, что комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления МО «Карачевский район» было рассмотрено обращение Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области о досрочном прекращении полномочий депутата Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области Дубининой Е.И., которая пришла к выводу о том, что Дубинина Е.И., подавая справку о доходах и расходах, и об обязательствах имущественного характера за 2017г., не имела намерений скрыть сведения о составе собственного имущества. Сведения о доходах и расходах, и об обязательствах имущественного характера за 2017г. были предоставлены ею в срок. Кроме того в соответствии с ч.11 ст.40 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данное решение принимается не позднее 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий. Заявление в Карачевский районный совет народных депутатов поступило 12.12.2018 г.
Однако, решение Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области по данному вопросу было принято 30.01.2019 г., поэтому иного решения Карачевский районный Совет народных депутатов Брянской области принять не мог.
Заинтересованное лицо Дубинина Е.И. и ее адвокат Савин А.В. с административным иском не согласны, при этом пояснив, что Дубинина Е.И. является главой КФХ и в связи с производственной деятельностью на ее имя были зарегистрированы объекты недвижимости и другое имущество. С 2016 г. в отношении главы КФХ Дубинина Е.И. введена процедура банкротства и назначен конкурсный управляющий. Данные объекты недвижимости, которые не указаны в справке о доходах, были включены в конкурсную массу, и, следовательно, она не может ими распоряжаться, поэтому она данные объекты в справке о доходах не указала. Кроме того, считают, что Карачевский районный Совет народных депутатов не имел право принимать решение о досрочном прекращении полномочий депутата Дубининой за пределами 30-дневного срока. Считают, что данными действиями Дубинина Е.И. не нарушила права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 10.1 той же статьи закона предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом N 273-ФЗ.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Следовательно, не предоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Частью 11 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом N 273-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009г. N559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Решением Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области №5-200 от 17.03.2016г. утверждено Положение о порядке представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатами Карачевского районного Совета народных депутатов, обязывающее депутатов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять такие сведения в районный Совет народных депутатов по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014г. N460.
Таким образом, после вступления в законную силу названного муниципального правового акта, депутаты Карачевского районного Совета народных депутатов обязаны были представить предусмотренные федеральным законодательством сведения.
Судом установлено, Дубинина Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ избрана депутатом Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области пятого созыва, срок ее полномочий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела следует, что прокуратурой Брянской области была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Карачевского районного Совета народных депутатов Дубининой Е.И., по результатам которой было выявлено, что Дубинина Е.И. не отразила в данной справке более 130 объектов недвижимости.
Администрацией Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области 05.12.2018г. на основании представления прокуратуры Брянской области в адрес Карачевского районного Совета народных депутатов было направлено письмо о прекращении досрочных полномочий депутата Карачевского районного Совета народных депутатов Дубининой Е.И. на основании ч.7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 30.01.2019г. №5-514 было отказано в досрочном прекращении полномочий депутата Дубининой Е.И.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).
Следовательно, внесенные 03.04. 2017г. в статью 40 Федерального закона N131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, что не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, у прокурора имеются права на оспаривание в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, действия (бездействия) представительного органа местного самоуправления в связи с рассмотрением обращения о досрочном прекращении полномочий депутата Дубининой Е.И.
Доводы заинтересованного лица Дубининой Е.И. и ее представителя Савина А.В. о том, что постановка такого вопроса перед представительным органом местного самоуправления фактически является вмешательством в исключительную деятельность органа местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным обстоятельствам.
Учитывая, что депутатом Дубининой Е.И. не представлены сведения о <данные изъяты> объектах недвижимости, которые находятся в собственности, то данное обстоятельство является основанием для досрочного прекращения ее полномочий, что соответствует Федеральному закону N273-ФЗ, Федеральному закону N131-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.257 ГК РФ, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
В суде установлено, что единственным участником крестьянского фермерского хозяйства является Дубинина Е.И.
Согласно выписке из ЕГРН объекты недвижимости, не указанные Дубининой Е.И. в справке о доходах, принадлежат ей на праве собственности.
Довод Дубининой Е.И. и ее адвоката Савина А.В. о том, что данное имущество вошло в конкурсную массу, суд не принимает во внимание, так как данное обстоятельство не освобождает Дубинину Е.И. от представления данных сведений в справке.
Довод адвоката Савина А.В. о том, что Карачевский районный Совет народных депутатов не имел право принимать решение о досрочном прекращении полномочий депутата Дубининой Е.И. за пределами 30-дневного срока, не может служить основанием для отказа в иске.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора Карачевского района Брянской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Карачевского района Брянской области в интересах муниципального образования «Карачевский район Брянской области» и неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Карачевского района Брянской области о признании решения Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области от 30.01.2019г. №5-514 незаконным и о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата, удовлетворить.
Признать решение Карачевского районного Совета народных депутатов Брянской области от 30.01.2019г. №5-514 «О рассмотрении письма администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 05.12. 2018г. №1/6-7115и» незаконным.
Возложить на Карачевский районный Совет народных депутатов Брянской области обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Карачевского районного Совета народных депутатов Дубининой Елены Ивановны не позднее чем через 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.
Председательствующий: . Р.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено: 06.05.2019г.