ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-284/2022 от 19.07.2022 Курагинского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-284/2022

УИД 24RS0031-01-2020-000911-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

п. Курагино 19 июля 2022 года

Курагинский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Мамоля К.В.,

при секретаре – помощнике судьи Белякове Н.В.,

с участием прокурора Курагинского района Красноярского края Шабанова А.М.,

представителя ответчика администрации Курагинского района Красноярского края Решетникова И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Курагинского района Красноярского края к муниципальному образованию Курагинский район в лице администрации Курагинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курагинского района Красноярского края Шабанов А.М. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просит с учетом уточненного административного искового заявления:

1. Признать незаконным бездействие администрации Курагинского района в части необеспечения передачи права пользования объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в собственности Курагинского района и переданных МП «Краскомхоз Курагинского района» на праве хозяйственного ведения, в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а именно:

- Сооружение - гидроузел на реке Канзыба, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, р.<адрес>, район производственной зоны, промплощадка , общей площадью 405970 кв.м, кадастровый ;

- Сооружение - водоочистная станция гидроузла, назначение: нежилое, общая застроенная площадь 1538,0 кв.м., находящееся по адресу: РФ, <адрес>, р.<адрес>, район производственной зоны, промплощадка , кадастровый ;

- Сооружение - автомобильная дорога, назначение: нежилое протяженностью 485 м., находящееся по адресу: РФ, <адрес>, р. <адрес>, район производственной зоны, ответвление на 0,250 км от автомобильной дороги "Промплощадка - карьер "Одиночный", до резервуаров промплощадки, расположенных по адресу: Россия, <адрес>, р. <адрес>, район производственной зоны промплощадка , протяжённостью 0,4845 км., кадастровый ;

- Нежилое здание (сооружение) - центральная котельная, расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 11, общей площадью 3459,3 кв. м, инв.№04:230:002:000276370:0014, лит. В37, в2, В38, В40, В41, В42,№2, №3, (в т.ч. движимое имущество: Агрегат К100-65-200 с эл. Двиг.; Агрегат К 290/30 с эл.двиг.; Деаратор Ваккумный ДВ-150; Насос дозатор СМ8РУМ 0720 - 2 шт.; Насос ОшпсИоз 1МК80-250/257; Насос НКУ-140М - 2 шт.; Насос ПНВГ-3-61 - 5 шт.; Насос ЦН 400-105 без двигателя; Насос ЦН 400-105Б; Насос Шламовый ГРАТ 350/40-2; Питатель лотковый КЛ 8А; Фильтр СР-2200Т-УГ; Электротерфель Зт. - 2 шт.; Электротерфель 0,5т.; Электротерфель 1,5т.; Баки-3; Баки-4; Дымосос Д-18-750 - 2 шт.; Инженерные сети канализации от котельной: Компрессор КСЭ-5М; Конвейер В-650 - 2 шт; Котел КТВС-20 (в т.ч. вентилятор дутьевой Д13,5) - 2 шт.; Котлоагрегат КВТСВ-20 №3 (в т.ч. дымососД-18-750, вентилятр дутьевой Д 13,5); Кран мостовой; Кран-балка ручная; Машина трубогибочная ГСТМ-21М; Насос К-80-50-200; Насос К-100-65-250 - 3 шт.; Насос ЦН 400-105 - 2 шт.; Прибор КСМ-4-280; Сварочный ВДМ-1001 с РБ-302; Станок вертикально-сверлильный; Станок наждачно-точильный Р166; Теплообменник М15РМ - 2 шт.; Трансформатор ТМЗ 1000/6 - 2 шт.; Щековая дробилка СМД- 108А; Щит ШСУ № 15; Щит ШСУ № 19-5 шт.; Электрический мотор; Эл.тельфер ТЭ320-53126-01.; Агрегат К 100-65-200 с эл. дв 18, 5 кВт 3000 об/мин.; Агрегат К100-65-250; Насос 6Ш8-220/40 с взр. Защ. Ел. Дв. ВА225М4, 55 кВт.; Насос К200-150-250 - 2 шт.; Насос К290/30 без рамы, без эл. двигал.; Теплообменник пластичный; Насос дозирующий АМ8МР 0720), кадастровый ;

- Сооружение - золопровод промплощадки, назначение: нежилое, протяженностью 688 м., находящееся по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 11. золопровод промплощадки, кадастровый номер 24:23:0000000:7259;

- Нежилое здание (сооружение) - здание очистных сооружений расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Пионерск, район производственной зоны, промплощадка № 21, общей площадью 1338,2 кв.м., кадастровый ;

- Сооружение - Коллектор хоз. фек. канализации, назначение: нежилое протяженностью 4309,3 м., находящееся по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, от колодца №КК-1, расположенного возле моста через реку Канзыба на промплощадке № 11 и до колодца № КК-ХХН, расположенного возле жилого здания по адресу: р. п. Краснокаменск, ул. Центральная, №15 и до Очистных сооружений, расположенных по адресу: пос. Пионерск, район производственной зоны, № 23, протяженностью 4309,3 м, кадастровый номер 24:23:0000000:7288;

- Сооружение - водопроводные сети рп. Краснокаменск, назначение: 10. Сооружения коммунального хозяйства, протяжённость 18181 м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый

- Сооружения канализации, протяжённость 13700 м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск.

2. Обязать администрацию Курагинского района в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения законодательства при распоряжении муниципальной собственностью администрацией Курагинского района выявлены допущенные административным ответчиком нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), выразившиеся в непринятии мер по передаче вышеуказанных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по концессионным соглашениям.

06 сентября 2018 года и 02 октября 2018г. между администрацией Курагинского района и ООО «Краснокаменские энергосети» заключены договоры ответственного хранения №№77, 78, 79, 81 на указанное муниципальное имущество.

Однако вышеуказанные договоры заключены до заключения концессионного соглашения и передачи его по актам передачи концессионеру, что, по мнению административного истца, осуществлено с нарушением требований законодательства РФ о концессионных соглашениях, поскольку указанное муниципальное имущество может быть передано в пользование юридическому лицу только на основании концессионного соглашения, заключенного в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 №115-ФЗ «О консенсуальных соглашениях», так как сроки введения в эксплуатацию указанного объекта превышают 5 лет.

Передача муниципального имущества – объектов теплоснабжения и водоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества – оборудования котельной, в частности – к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения. По мнению административного истца, бездействием администрации Курагинского района нарушаются права граждан.

Административным ответчиком представлен отзыв, согласно которому перечисленные выше объекты ЖКХ п. Краснокаменск администрацией Курагинского района переданы в хозяйственное ведение МП «Краскомхоз Курагинского района». Закрепление объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием так же относится к одному из способов передачи муниципального имущества коммунального назначения без проведения конкурсных процедур на право заключения договора аренды или концессионного соглашения. При этом передача указанных объектов в хозяйственное ведение унитарному предприятию является правом собственника, предусмотренным действующим законодательством. Распорядительные полномочия муниципального образования как собственника имущества не могут быть ограничены положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», поскольку право собственности является исключительным правом. Полагает, что какое либо бездействие со стороны администрации Курагинского района в части необеспечения права пользования Объектами ЖКХ п. Краснокаменск отсутствует, так как Объекты ЖКХ и. Краснокаменск переданы в пользование МП «Краскомхоз Курагинского района» в соответствии с действующим законодательством. МП «Краскомхоз» предоставляет коммунальные услуги населению и хозяйствующим субъектам на территории п. Краснокаменск своевременно и в полном объеме, без перебоев в их подаче, каких-либо жалоб в адрес администрации Курагинского района не поступало, в связи с чем, права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление не нарушены.

Кроме того, требование прокурора об обязании администрации Курагинского района провести конкурс на право заключения концессионного соглашения также не подлежит удовлетворению, так как объекты ЖКХ п. Краснокаменск находятся в законном пользовании МП «Краскомхоз Курагинского района», в связи с чем, отсутствует необходимость в проведении конкурса. На основании изложенного просит в исковых требованиях прокурора Курагинского района отказать в полном объеме.

Представителем административного ответчика МП «Краскомхоз Курагинского района» представлен отзыв, в котором он ссылаясь на положения ст. 294 ГК РФ указывает, что муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии ГК РФ, какое либо бездействие со стороны администрации Курагинского района в части необеспечения права пользования Объектами ЖКХ п. Краснокаменск отсутствует, так как Объекты ЖКХ и. Краснокаменск переданы в пользование МП «Краскомхоз Курагинского района».

Административный истец - прокурор Курагинского района Шабанов А.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на его удовлетворении. Дополнительно пояснил, что собственнику принадлежит право распоряжения имуществом, но есть ряд специальных законов: о концессионных соглашениях, закон о водоснабжении, теплоснабжении, которые устанавливают особый порядок распоряжения имуществом именно объектами жилищно-коммунального хозяйства, которые введены в эксплуатацию свыше пяти лет. Указанные законы регламентирует порядок передачи таких объектов исключительно по концессионным соглашениям. Поэтому нормы гражданского-законодательства, нормы касающиеся муниципальных унитарных предприятий не должны применяться. Преюдициального значения судебное решение, на которое ссылается ответчик в своих возражениях, не имеет. Концессионное соглашение предполагает не только использование муниципального имущества, но и определенные капиталовложения, улучшение характеристик передаваемого имущества, соответственно, субъект, которому передано такое имущество должен производить соответствующе улучшения. Отсутствие данных улучшений, влечет за собой ухудшение имущества. В связи с чем, возникает угроза возникновения чрезвычайных ситуаций. Передача имущества по договору хозяйственного ведения не предполагает производства таких улучшений, а предполагает только текущее содержание. Полагает срок, указанный в административном исковом заявлении, является разумным, реально исполнимым.

В судебном заседании представитель административного ответчика Решетников И.Ю. (полномочия по доверенности) административные исковые требования прокурора Курагинского района не признал, поддержал представленные администрацией возражения, пояснил, что в отношениях, связанных с передачей спорного имущества муниципальному унитарному предприятию также создается инвестиционная программа, в которой утверждаются тарифы, все ремонты закладываются, процедура аналогичная, там прописаны и модернизация, и инвестиционные вложения. Полагает, что права неопределенного круга лиц не нарушены, так как услуги оказываются, подготовка к отопительному сезону 2021-2022 проведена, сбоев в отопительном сезоне не было, с жалобами жители п. Краснокаменска не обращались. Просит исковые требований прокурора оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ООО «Краснокаменские Энергосети», надлежащим образом и своевременно извещенное о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, возражений по иску и доказательств их подтверждающих не представил.

Выслушав позицию лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который дополнен статьей 41.1.

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Судом установлено (согласно выписок из ЕГРН), что в собственности Муниципального образования Курагинский район Красноярского края находятся следующие объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения:

- Сооружение - гидроузел на реке Канзыба, расположенный по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 14, общей площадью 405970 кв.м, кадастровый ;

- Сооружение - водоочистная станция гидроузла, назначение: нежилое, общая застроенная площадь 1538,0 кв.м., находящееся по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка №14, кадастровый номер 24:23:0000000:6978;

- Сооружение - автомобильная дорога, назначение: нежилое протяженностью 485 м., находящееся по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, ответвление на 0,250 км от автомобильной дороги "Промплощадка - карьер "Одиночный", до резервуаров промплощадки, расположенных по адресу: Россия, Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны промплощадка №12, протяжённостью 0,4845 км., кадастровый ;

- Нежилое здание (сооружение) - центральная котельная, расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 11, общей площадью 3459,3 кв. м, инв.№04:230:002:000276370:0014, лит. В37, в2, В38, В40, В41, В42,№2, №3, (в т.ч. движимое имущество: Агрегат К100-65-200 с эл. Двиг.; Агрегат К 290/30 с эл.двиг.; Деаратор Ваккумный ДВ-150; Насос дозатор СМ8РУМ 0720 - 2 шт.; Насос ОшпсИоз 1МК80-250/257; Насос НКУ-140М - 2 шт.; Насос ПНВГ-3-61 - 5 шт.; Насос ЦН 400-105 без двигателя; Насос ЦН 400-105Б; Насос Шламовый ГРАТ 350/40-2; Питатель лотковый КЛ 8А; Фильтр СР-2200Т-УГ; Электротерфель Зт. - 2 шт.; Электротерфель 0,5т.; Электротерфель 1,5т.; Баки-3; Баки-4; Дымосос Д-18-750 - 2 шт.; Инженерные сети канализации от котельной: Компрессор КСЭ-5М; Конвейер В-650 - 2 шт; Котел КТВС-20 (в т.ч. вентилятор дутьевой Д13,5) - 2 шт.; Котлоагрегат КВТСВ-20 №3 (в т.ч. дымососД-18-750, вентилятр дутьевой Д 13,5); Кран мостовой; Кран-балка ручная; Машина трубогибочная ГСТМ-21М; Насос К-80-50-200; Насос К-100-65-250 - 3 шт.; Насос ЦН 400-105 - 2 шт.; Прибор КСМ-4-280; Сварочный ВДМ-1001 с РБ-302; Станок вертикально-сверлильный; Станок наждачно-точильный Р166; Теплообменник М15РМ - 2 шт.; Трансформатор ТМЗ 1000/6 - 2 шт.; Щековая дробилка СМД- 108А; Щит ШСУ № 15; Щит ШСУ № 19-5 шт.; Электрический мотор; Эл.тельфер ТЭ320-53126-01.; Агрегат К 100-65-200 с эл. дв 18, 5 кВт 3000 об/мин.; Агрегат К100-65-250; Насос 6Ш8-220/40 с взр. Защ. Ел. Дв. ВА225М4, 55 кВт.; Насос К200-150-250 - 2 шт.; Насос К290/30 без рамы, без эл. двигал.; Теплообменник пластичный; Насос дозирующий АМ8МР 0720), кадастровый ;

- Сооружение - золопровод промплощадки, назначение: нежилое, протяженностью 688 м., находящееся по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 11. золопровод промплощадки, кадастровый номер 24:23:0000000:7259;

- Нежилое здание (сооружение) - здание очистных сооружений расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Пионерск, район производственной зоны, промплощадка № 21, общей площадью 1338,2 кв.м., кадастровый ;

- Сооружение - Коллектор хоз. фек. канализации, назначение: нежилое протяженностью 4309,3 м., находящееся по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, от колодца №КК-1, расположенного возле моста через реку Канзыба на промплощадке № 11 и до колодца № КК-ХХН, расположенного возле жилого здания по адресу: р. п. Краснокаменск, ул. Центральная, №15 и до Очистных сооружений, расположенных по адресу: пос. Пионерск, район производственной зоны, № 23, протяженностью 4309,3 м, кадастровый номер 24:23:0000000:7288;

- Сооружение - водопроводные сети рп. Краснокаменск, назначение: 10. Сооружения коммунального хозяйства, протяжённость 18181 м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, кадастровый

- Сооружения канализации, протяжённость 13700 м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск.

06 сентября 2018 года и 02 октября 2018 года между муниципальным образованием Курагинский район в лице Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района и ООО «Краснокаменские энергосети» заключены договоры №77, 78, 79, 81 ответственного хранения на вышеуказанное недвижимое имущество.

Договоры заключены до момента заключения концессионного соглашения и передачи их по акту приема-передачи концессионеру.

17 апреля 2019 года Управлением Федеральной антимонопольной службой по Красноярскому краю в отношении администрации Курагинского района внесено предупреждение №5801 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства по вопросу заключения договоров с ООО «Краснокаменские Энергосети» без проведения торгов.

Во исполнение указанного предупреждения администрацией района принято распоряжение от 13 декабря 2019 №480-р «О расторжении договоров ответственного хранения».

16 июля 2020г. прокурором Курагинского района Красноярского края главе Курагинского района внесено представление об устранении нарушения законодательства в части непринятия мер по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения на пользование указанными объектами жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ответу административного ответчика от 14 августа 2020г. администрация сообщила о том, что принять организационные меры по передаче объектов в пользование ресурсоснабжающим организациям в установленном законом порядке, в том числе, путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения не представляется возможным до вынесения решения Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-55/2020 и вступления его в законную силу с последующей отменой обеспечительных мер, наложенных определением Арбитражного суда Красноярского края от 13 января 2020г. По вступления решения в законную силу и отмены обеспечительных мер, вышеуказанное муниципальное имущество будет передано в установленном законом порядке ресурсоснабжающим организациям.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 сентября 2020 года, вступившим в законную силу 01 марта 2021г., данные договоры признаны недействительными, поскольку передача арендатору органом местного самоуправления данного имущества осуществлена в нарушение требований ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведению».

30.07.2021 между муниципальным образованием Курагинский район и МП «Краскомхоз Курагинского района» заключен договор №136 закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которому Муниципальное образование Курагинский район закрепило за МП «Краскомхоз Курагинского района» на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Курагинского района, а именно согласно акта приема передачи в приложении №1 к указанному договору, в котором перечислены все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, указанные в административном исковом заявлении.

Административным ответчиком администрацией Курагинского района не оспаривалось, что спорные объекты эксплуатируются более пяти лет, концессионные соглашения в отношении указанного в административном исковом заявлении имущества не заключены.

С учетом выше приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание, что вышепоименованные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, эксплуатируются более пяти лет, суд приходит к выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования Курагинский район обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.

Доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий направленных на заключение указанного соглашения в отношении спорных объектов, ответчиком не представлено, что свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования Курагинский район в части необеспечения передачи права пользования объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в собственности Курагинского района в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Институт заключения концессионного соглашения направлен на развитие систем коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения. Своей целью Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ преследует привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению концессионер имеет право не только пользования объектами, но и обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, то есть произвести мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашении (ч.1 ст. 3 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ).

Договор №136 от 30.07.2021, заключенный между муниципальным образованием Курагинский район и МП «Краскомхоз Курагинского района» такие цели перед МП «Краскомхоз Курагинского района» не ставит, соответствующие обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ не возлагает.

Передача спорного муниципального имущества иному хозяйствующему субъекту на праве хозяйственного ведения в отсутствие заключенного концессионного соглашения не опровергает наличие бездействия администрации Курагинского района в части необеспечения передачи права пользования объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в собственности муниципального образования Курагинский район в соответствии с требованиями законодательства о теплоснабжении, водоснабжении водоотведении.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в собственности муниципального образования Курагинский район, в отношении которых законом предусмотрена передача прав владения и (или) пользования исключительно по концессионным соглашениям, являются неотъемлемой частью жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории муниципального образования. В обязанности администрации входит организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Качество получаемых населением жилищно-коммунальных услуг напрямую зависит от эффективного использования объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения его сохранности, что отвечает основной цели заключения концессионного соглашения муниципалитетом с концессионером.

Имеющееся со стороны административного ответчика бездействие создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, благоприятные и безопасные условия проживания, может повлечь необратимые негативные последствия, причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу, в связи с чем, данное бездействие администрации Курагинского района следует признать незаконным.

Доводы административного ответчика об ограничении распорядительных полномочий муниципального образования как собственника имущества являются несостоятельными, поскольку распоряжение муниципальным имуществом не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.

При этом часть 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", часть 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным ГК РФ. Однако такая передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения должна осуществляться с учетом приведенных выше норм.

Создание административным ответчиком муниципального предприятия «Краснокаменское коммунальное хозяйство Курагинского района» и передача ему на основании договора от 30 июля 2021г. №136 на праве хозяйственного ведения спорных объектов муниципального имущества, само по себе правового значения не имеет, поскольку данные обстоятельства не относятся к существу спора, конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения в отношении действующих на момент рассмотрения дела объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не проводились.

Последствием признания бездействия незаконным является возложение на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор с настоящим административным искомым заявлением. В связи с чем, администрацию Курагинского района необходимо обязать провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Курагинского района подлежат удовлетворению. При этом надлежащим ответчиком в спорном правоотношении является именно администрация Курагинского района, а не МП «Краскомхоз Курагинского района», поскольку по смыслу вышеприведенного законодательства именно на собственника муниципального имущества возложена обязанность по заключению концессионных соглашений.

В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд полагает разумным и достаточным для принятия мер по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении спорных объектов тепло,- водоснабжения, водоотведения установить четырехмесячный срок выполнения указанных мер со дня вступления решения в законную силу, что, по мнению суда, будет отвечать принципу разумности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Курагинского района Красноярского края в части необеспечения передачи права пользования объектами жилищно- коммунального хозяйства, находящимися в собственности Курагинского района и переданных МП «Краскомхоз Курагинского района» на праве хозяйственного ведения, в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а именно:

- Сооружение - гидроузел на реке Канзыба, расположенный по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 14, общей площадью 405970 кв.м, кадастровый ;

- Сооружение - водоочистная станция гидроузла, назначение: нежилое, общая застроенная площадь 1538,0 кв.м., находящееся по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка №14, кадастровый номер 24:23:0000000:6978;

- Сооружение - автомобильная дорога, назначение: нежилое протяженностью 485 м., находящееся по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, ответвление на 0,250 км от автомобильной дороги "Промплощадка - карьер "Одиночный", до резервуаров промплощадки, расположенных по адресу: Россия, Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны промплощадка №12, протяжённостью 0,4845 км., кадастровый ;

- Нежилое здание (сооружение) - центральная котельная, расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 11, общей площадью 3459,3 кв. м, инв.№04:230:002:000276370:0014, лит. В37, в2, В38, В40, В41, В42,№2, №3, (в т.ч. движимое имущество: Агрегат К100-65-200 с эл. Двиг.; Агрегат К 290/30 с эл.двиг.; Деаратор Ваккумный ДВ-150; Насос дозатор СМ8РУМ 0720 - 2 шт.; Насос ОшпсИоз 1МК80-250/257; Насос НКУ-140М - 2 шт.; Насос ПНВГ-3-61 - 5 шт.; Насос ЦН 400-105 без двигателя; Насос ЦН 400-105Б; Насос Шламовый ГРАТ 350/40-2; Питатель лотковый КЛ 8А; Фильтр СР-2200Т-УГ; Электротерфель Зт. - 2 шт.; Электротерфель 0,5т.; Электротерфель 1,5т.; Баки-3; Баки-4; Дымосос Д-18-750 - 2 шт.; Инженерные сети канализации от котельной: Компрессор КСЭ-5М; Конвейер В-650 - 2 шт; Котел КТВС-20 (в т.ч. вентилятор дутьевой Д13,5) - 2 шт.; Котлоагрегат КВТСВ-20 №3 (в т.ч. дымососД-18-750, вентилятр дутьевой Д 13,5); Кран мостовой; Кран-балка ручная; Машина трубогибочная ГСТМ-21М; Насос К-80-50-200; Насос К-100-65-250 - 3 шт.; Насос ЦН 400-105 - 2 шт.; Прибор КСМ-4-280; Сварочный ВДМ-1001 с РБ-302; Станок вертикально-сверлильный; Станок наждачно-точильный Р166; Теплообменник М15РМ - 2 шт.; Трансформатор ТМЗ 1000/6 - 2 шт.; Щековая дробилка СМД- 108А; Щит ШСУ № 15; Щит ШСУ № 19-5 шт.; Электрический мотор; Эл.тельфер ТЭ320-53126-01.; Агрегат К 100-65-200 с эл. дв 18, 5 кВт 3000 об/мин.; Агрегат К100-65-250; Насос 6Ш8-220/40 с взр. Защ. Ел. Дв. ВА225М4, 55 кВт.; Насос К200-150-250 - 2 шт.; Насос К290/30 без рамы, без эл. двигал.; Теплообменник пластичный; Насос дозирующий АМ8МР 0720), кадастровый ;

- Сооружение - золопровод промплощадки, назначение: нежилое, протяженностью 688 м., находящееся по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 11. золопровод промплощадки, кадастровый ;

- Нежилое здание (сооружение) - здание очистных сооружений расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Пионерск, район производственной зоны, промплощадка № 21, общей площадью 1338,2 кв.м., кадастровый ;

- Сооружение - Коллектор хоз. фек. канализации, назначение: нежилое протяженностью 4309,3 м., находящееся по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, от колодца №КК-1, расположенного возле моста через реку Канзыба на промплощадке № 11 и до колодца № КК-ХХН, расположенного возле жилого здания по адресу: р. п. Краснокаменск, ул. Центральная, №15 и до Очистных сооружений, расположенных по адресу: пос. Пионерск, район производственной зоны, № 23, протяженностью 4309,3 м, кадастровый номер 24:23:0000000:7288;

- Сооружение - водопроводные сети рп. Краснокаменск, назначение: 10. Сооружения коммунального хозяйства, протяжённость 18181 м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, кадастровый ;

- Сооружения канализации, протяжённость 13700 м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск.

Обязать администрацию Курагинского района Красноярского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства:

- Сооружение - гидроузел на реке Канзыба, расположенный по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 14, общей площадью 405970 кв.м, кадастровый ;

- Сооружение - водоочистная станция гидроузла, назначение: нежилое, общая застроенная площадь 1538,0 кв.м., находящееся по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка №14, кадастровый номер 24:23:0000000:6978;

- Сооружение - автомобильная дорога, назначение: нежилое протяженностью 485 м., находящееся по адресу: РФ, <адрес>, р. <адрес>, район производственной зоны, ответвление на 0,250 км от автомобильной дороги "Промплощадка - карьер "Одиночный", до резервуаров промплощадки, расположенных по адресу: Россия, <адрес>, р. <адрес>, район производственной зоны промплощадка , протяжённостью 0,4845 км., кадастровый ;

- Нежилое здание (сооружение) - центральная котельная, расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 11, общей площадью 3459,3 кв. м, инв.№04:230:002:000276370:0014, лит. В37, в2, В38, В40, В41, В42,№2, №3, (в т.ч. движимое имущество: Агрегат К100-65-200 с эл. Двиг.; Агрегат К 290/30 с эл.двиг.; Деаратор Ваккумный ДВ-150; Насос дозатор СМ8РУМ 0720 - 2 шт.; Насос ОшпсИоз 1МК80-250/257; Насос НКУ-140М - 2 шт.; Насос ПНВГ-3-61 - 5 шт.; Насос ЦН 400-105 без двигателя; Насос ЦН 400-105Б; Насос Шламовый ГРАТ 350/40-2; Питатель лотковый КЛ 8А; Фильтр СР-2200Т-УГ; Электротерфель Зт. - 2 шт.; Электротерфель 0,5т.; Электротерфель 1,5т.; Баки-3; Баки-4; Дымосос Д-18-750 - 2 шт.; Инженерные сети канализации от котельной: Компрессор КСЭ-5М; Конвейер В-650 - 2 шт; Котел КТВС-20 (в т.ч. вентилятор дутьевой Д13,5) - 2 шт.; Котлоагрегат КВТСВ-20 №3 (в т.ч. дымососД-18-750, вентилятр дутьевой Д 13,5); Кран мостовой; Кран-балка ручная; Машина трубогибочная ГСТМ-21М; Насос К-80-50-200; Насос К-100-65-250 - 3 шт.; Насос ЦН 400-105 - 2 шт.; Прибор КСМ-4-280; Сварочный ВДМ-1001 с РБ-302; Станок вертикально-сверлильный; Станок наждачно-точильный Р166; Теплообменник М15РМ - 2 шт.; Трансформатор ТМЗ 1000/6 - 2 шт.; Щековая дробилка СМД- 108А; Щит ШСУ № 15; Щит ШСУ № 19-5 шт.; Электрический мотор; Эл.тельфер ТЭ320-53126-01.; Агрегат К 100-65-200 с эл. дв 18, 5 кВт 3000 об/мин.; Агрегат К100-65-250; Насос 6Ш8-220/40 с взр. Защ. Ел. Дв. ВА225М4, 55 кВт.; Насос К200-150-250 - 2 шт.; Насос К290/30 без рамы, без эл. двигал.; Теплообменник пластичный; Насос дозирующий АМ8МР 0720), кадастровый номер ;

- Сооружение - золопровод промплощадки, назначение: нежилое, протяженностью 688 м., находящееся по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, район производственной зоны, промплощадка № 11. золопровод промплощадки, кадастровый номер 24:23:0000000:7259;

- Нежилое здание (сооружение) - здание очистных сооружений расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Пионерск, район производственной зоны, промплощадка № 21, общей площадью 1338,2 кв.м., кадастровый ;

- Сооружение - Коллектор хоз. фек. канализации, назначение: нежилое протяженностью 4309,3 м., находящееся по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р. п. Краснокаменск, от колодца №КК-1, расположенного возле моста через реку Канзыба на промплощадке № 11 и до колодца № КК-ХХН, расположенного возле жилого здания по адресу: р. п. Краснокаменск, ул. Центральная, №15 и до Очистных сооружений, расположенных по адресу: пос. Пионерск, район производственной зоны, № 23, протяженностью 4309,3 м, кадастровый номер ;

- Сооружение - водопроводные сети рп. Краснокаменск, назначение: 10. Сооружения коммунального хозяйства, протяжённость 18181 м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, кадастровый ;

- Сооружения канализации, протяжённость 13700 м, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) в Курагинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий К.В. Мамоля

Резолютивная часть объявлена 19.07.2022.

Мотивированное решение изготовлено 25.07.2022.