Дело №2а-284/2023
УИД 28RS0013-01-2023-000529-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Чубукиной О.Е.,
при секретаре судебного заседания Гуркиной Н.В.,
с участием: представителя административного истца – прокурора Михайловского района Амурской области – старшего помощника прокурора Михайловского района Амурской области Мартынюк А.С., действующего на основании служебного удостоверения ТО № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика – администрации Михайловского района Амурской области ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, представившей диплом о высшем юридическом образовании КС № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия главы Михайловского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, о возложении на администрацию Михайловского района Амурской области обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры путем обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха автомобильной дороги «Новочесноково-Высокое» Михайловского района Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Амурской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Михайловского района Амурской области, главе Михайловского района Амурской области о признании незаконным бездействия главы Михайловского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, о возложении на администрацию Михайловского района Амурской области обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры путем обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха автомобильной дороги «Новочесноково-Высокое» Михайловского района Амурской области.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Михайловского района Амурской области проведена проверка исполнения администрацией Михайловского района Амурской области требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, в ходе которой выявлены нарушения, и установлено, что на территории Михайловского района Амурской области расположен объект транспортной инфраструктуры - мост через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое». Субъектом транспортной инфраструктуры является администрация Михайловского района Амурской области. Приказом Федерального дорожного агентства от 22.08.2017 года №1738 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» указанному объекту присвоена четвертая категория опасности, мост через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Вместе с тем, администрацией Михайловского района Амурской области оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в установленные пп. 5 п. 7 Требований сроки не проведена, план обеспечения безопасности объекта не разработан. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении администрацией Михайловского района Амурской области требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, в результате чего безопасность граждан, находящихся на объекте транспортной безопасности, их защита от любых посягательств со стороны третьих лиц должным образом не обеспечена.
На основании изложенного, административный истец просил суд: признать незаконным бездействие главы администрации Михайловского района Амурской области, выразившееся в необеспечении проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое», а также в непринятии мер к разработке плана обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое»; возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность разработать план обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое», на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Михайловского районного суда Амурской области от 31.10.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Новочесноковского сельсовета Михайловского района Амурской области и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области.
В судебном заседании представитель административного истца - и.о. прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – старший помощник прокурора Михайловского района Амурской области ФИО2 на удовлетворении требований административного иска настаивал по доводам в нём изложенным.
Представитель административного ответчика - администрации Михайловского района Амурской области ФИО1, в судебном заседании административные исковые требования прокурора Михайловского района Амурской области в части возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; а так же возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности разработать план обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое», на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, о чем представила письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. главы района ФИО4 (вход. №), также указав, что последствия признания административного иска стороне административного ответчика – администрации Михайловского района Амурской области разъяснены и понятны (л.д.33). В возражала против удовлетворения административных исковых требований прокурора Михайловского района Амурской области в части признания незаконным бездействия главы администрации Михайловского района Амурской области, выразившееся в непроведении оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое», а также в непринятии мер к разработке плана обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое», поскольку считает их необоснованными в виду того, что глава района назначил ответственным должностное лицо - заместителя главы района по обеспечению жизнедеятельности ФИО4, который следит за выполнением указанных мероприятий, администрацией <адрес> неоднократно направлялись запросы на коммерческие предложения, однако ввиду их отсутствия невозможно заключить муниципальный контракт на проведение указанных работ.
В судебное заседание не явились: административный ответчик - глава Михайловского района Амурской области ФИО3, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ убыл в командировку в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; представители заинтересованных лиц – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, администрации Новочесноковского сельсовета Михайловского района Амурской области, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств процессуального характера не поступало.
Суд определил в порядке статей 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика – администрации Михайловского района Амурской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации является государственным органом, единой Федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 4 статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Положениями ст. 17 Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно пункту «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) закреплено, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона №35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе, участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон №16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 4).
В силу ч 2 ст. 12 Федерального закона №16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны: выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона; оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению; предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона; обеспечивать на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 года №2201 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования).
В силу п. 6 Требований настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ) и специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования (п.п.3);
- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъекта дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в течение 5 месяцев) со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде ( п.п.5);
- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ( п.п 6);
- реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры ( п.п.7);
- установить на основании утвержденных результатов оценки уязвимости: границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, для которой устанавливается особый режим допуска физических лиц; границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на которых проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр; границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск физических лиц в которые осуществляется по пропускам (п.п.9);
- утвердить в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, организационно-распорядительные документы ( п.п.10);
- при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений ( п.п.17):
- при переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное дорожное агентство на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры обеспечить внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры);
- организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационнораспорядительными документами субъекта и утвержденным планом обеспечения безопасности объекта ( п.п.29).
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Михайловского района Амурской области проведена проверка исполнения администрацией Михайловского района Амурской области требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, в ходе которой выявлены нарушения.
Судом установлено и следует из представленных материалов дела, что на территории Михайловского района расположен объект транспортной инфраструктуры - мост через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое». Субъектом транспортной инфраструктуры является администрация Михайловского района.
Приказом Федерального дорожного агентства от 22.08.2017 года №1738 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» указанному объекту присвоена четвертая категория опасности, мост через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (л.д. 49).
Из материалов дела следует, что 25.11.2022 года прокурором Михайловского района Амурской области в адрес главы администрации Михайловского района вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (л.д. 10-12).
Согласно материалам дела в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ на указанное выше представление прокурора района глава администрации Михайловского района Амурской области указал, что распоряжением главы администрации Михайловского района Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ, назначено ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и обеспечении транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. В целях разработки плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры, который должен быть разработан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, администрацией Михайловского района направлен запрос в <данные изъяты><адрес> (л.д. 13).
Как следует из представленных в материалы дела - писем главы администрации Михайловского района Амурской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ административные ответчики обращались в АНО «<данные изъяты>» с просьбой о сообщении информации о возможности выполнения работ по оценке уязвимости в разработке планов обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (мостового сооружения, находящегося в муниципальной собственности (л.д.49 оборотная сторона, л.д. 50).
Кроме того, материалами дела подтверждается, что Автономная некоммерческая организация «Центр независимых экспертиз и сертификации на автотранспорте» (АНО «<данные изъяты>») ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес администрации <адрес> коммерческое предложение, согласно которому АНО «Центр Дальтрансэксперт» готов предложить сотрудничество по проведению оценки уязвимости и разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (Мостового сооружения) с указанием стоимости работ (л.д. 51).
Вместе с тем, как следует из ответа главы администрации Михайловского района Амурской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора <адрес>№, и подтверждается результатам проведённой прокуратурой <адрес> проверки, администрацией Михайловского района Амурской области оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» - не проводилась, плана обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» - не разработан (л.д. 15).
Обстоятельства выявленных нарушений административными ответчиками в указанной части не оспорены. Выявленные нарушения ставят под угрозу безопасность граждан, находящихся на объекте транспортной безопасности, их защита от любых посягательств со стороны третьих лиц должным образом не обеспечена.
Довод стороны административного ответчика – администрации Михайловского района Амурской области в лице представителя по доверенности ФИО1 о том, что главой Михайловского района не принимаются меры по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, ввиду отсутствия финансирования, а так же отсутствия заявок для проведения торгов и заключения муниципального контракта, признается судом несостоятельным, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 4).
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района (Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2023 года).
По смыслу указанных выше норм, вопросы создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Поскольку выявленные в деятельности административного ответчика – главы Михайловского района Амурской области нарушения после представления прокурора района до настоящего времени не устранены, что стороной административного истца не оспаривается, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора района о признании незаконным бездействия главы Михайловского района Амурской области ФИО3, выразившееся в необеспечении проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области, а также в непринятии мер к разработке плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково - Высокое» Михайловского района Амурской области.
Рассматривая письменное заявление представителя административного ответчика – администрации Михайловского района Амурской области в лице и.о. главы района о частичном признании административных исковых требований прокурора Михайловского района Амурской области в части возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; а так же возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности разработать план обеспечения безопасности объекта - моста через <адрес> км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое», на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). В главах 15 и 22 КАС РФ норма процессуального права, регулирующая порядок принятия решения судом в случае признания административного иска административным ответчиком, отсутствует. В указанных главах также не имеется нормы, препятствующей признанию административного иска административным ответчиком по данной категории административных дел.
В силу ч. 1 ст. 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон (ч. 2 ст. 157 КАС РФ).
В ч. 3 ст. 157 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Согласно ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 2, ч. 3 ст. 157 КАС РФ, ч. 4 ст. 194 ГПК РФ, считает возможным решить вопрос о признании административного иска стороной административного ответчика и указать в решении суда только на признание административного иска и принятия его судом.
Представитель административного ответчика – администрации Михайловского района Амурской области и.о. главы ФИО6, признал административные исковые требования в части возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; а также в части возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности разработать план обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое», на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Письменное заявление о частичном признании административного иска от ДД.ММ.ГГГГ№ (вход. №), приобщено к материалам административного дела, последствия признания административного иска, предусмотренные ст. 157 КАС РФ, стороне ответчика разъяснены и понятны (л.д. 33).
Суд принимает признание административного иска стороной административного ответчика в части возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; а так же возложения на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности разработать план обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково-Высокое», на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Принимая во внимание приведенные выше нормы действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым признать незаконным бездействия главы Михайловского района Амурской области ФИО5, выразившееся в необеспечении проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – моста через <адрес> км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области, а также в непринятии мер к разработке плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково - Высокое» Михайловского района Амурской области, обязать администрацию Михайловского района Амурской области обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – моста через р.Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области, и разработать план обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области, на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При этом, при определении срока, в течение которого обязанность должна быть выполнена, судом учитываются, разумность, характер и объем действия, необходимых для выполнения ответчиком обязанностей, возложенных на него решением суда.
Обсуждая вопрос о сроке, который требуется административному ответчику – администрации Михайловского района Амурской области для устранения допущенных нарушений законодательства, в части требования об обязании администрации Михайловского района Амурской области обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – моста через р.Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области, суд, учитывая, указанный прокурором района в административном исковом заявлении срок, принимая во внимание признание иска административным ответчика в указанной части, а так же учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, считает возможным обязать административного ответчика – администрацию Михайловского района Амурской области исполнить возложенную на нее судом обязанность по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – моста через р.Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области – в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным, принимая во внимание характер и объем действий, необходимых для выполнения административным ответчиком обязанностей, возложенных на него решением суда.
Определяя срок, который требуется административному ответчику - администрации Михайловского района Амурской области для устранения допущенных нарушений законодательства, в части требования об обязании администрации Михайловского района Амурской области разработать план обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области, суд, учитывая, указанный прокурором района в административном исковом заявлении срок, принимая во внимание признание иска административным ответчиком в указанной части, а так же учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, считает возможным обязать административного ответчика – администрацию Михайловского района Амурской области исполнить возложенную на него судом обязанность по разработке плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области– в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным, принимая во внимание характер и объем действий, необходимых для выполнения административным ответчиком обязанностей, возложенных на него решением суда.
На основании изложенного, административные исковые требования прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы Михайловского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, о возложении на администрацию Михайловского района Амурской области обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры путем обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха автомобильной дороги «Новочесноково-Высокое» Михайловского района Амурской области, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. ст. 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия главы Михайловского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, о возложении на администрацию Михайловского района Амурской области обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры путем обеспечения безопасности объекта - моста через р. Куприяниха автомобильной дороги «Новочесноково-Высокое» Михайловского района Амурской области, - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие главы Михайловского района Амурской области ФИО3, выразившееся в необеспечении проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области, а также в непринятии мер к разработке плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково - Высокое» Михайловского района Амурской области.
Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области.
Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу разработать план обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через р. Куприяниха км 0+300 на автомобильной дороге «Новочесноково – Высокое» Михайловского района Амурской области, на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Михайловского районного суда О.Е. Чубукина
Решение в окончательной форме принято 01 декабря 2023 года.