ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2855/2021 от 12.05.2021 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Роменской В.Н.,

при секретаре Асабиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2855/2021 по административному иску ФИО2 к Министерству строительства <адрес>, ППК «Фонд защиты граждан-участников долевого строительства», АО «Дом.РФ» о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить нарушения прав,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства <адрес>, ППК «Фонд защиты граждан-участников долевого строительства», АО «Дом.РФ» о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить нарушения прав, мотивируя заявленные требования следующими доводами.

ФИО2 включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.

При ознакомлении с планом-графиком, размещенным на сайте министерства строительства <адрес>ФИО2 стало известно, что в документе отсутствуют меры по решению ее проблем как пострадавшего гражданина, включенного в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории <адрес>.

Административный истец обратилась в министерство <адрес> с заявлением произвести разработку плана-графика по решению проблем граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории <адрес>, пострадавшего при строительстве «Татищев-2», с указанием информации о сроке восстановления прав.

ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ответ, в котором указано, что в отношении ЖСК «Татищев-2» не могут применяться механизмы защиты прав граждан-участников долевого строительства.

ФИО2 полагает, что, отказав ей в разработке плана-графика по решению проблем граждан, пострадавших при строительстве «Татищев-2», министерство строительства <адрес> нарушило ее права. В частности, не направил ни в АО «Дом.РФ», ни в ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» сведения по объекту ЖСК «Татищев-2» незавершенному строительством 6-ти секционному панельному жилому дому с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенный в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а, для рассмотрения вопроса о включении его в Единый реестр проблемных объектов. В связи с чем, нарушены права ФИО2, поскольку отсутствие указанного объекта в ЕРПО препятствует в реализации мер по защите прав и законных интересов.

В связи с чем, ФИО2 обратилась в суд с данным административным иском.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила требования и просит суд:

1. признать незаконным не включение министерством строительства <адрес>ФИО2 в план-график по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены мер по решению проблем гражданина, включенного в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории <адрес> по объекту ЖСК «Татищев-2» незавершенному строительством 6-ти секционному панельному жилому дому с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенный в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а;

2. обязать министерство строительства <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и включить в план-график по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены мер по решению проблем гражданина, включенного в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории <адрес> по объекту ЖСК «Татищев-2» - незавершенному строительством 6-ти секционному панельному жилому дому с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенный в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а для утверждения в установленном законом порядке и разместить его в открытой общедоступной части в единой информационной системе жилищного строительства в соответствии с № 214-ФЗ;

3. обязать министерство строительства <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в единой информационной системе жилищного строительства согласно п.4.1.5.3 инструкции АО «Дом.РФ» по использованию ЕИСЖС «Личный кабинет» контролирующего органа руководство пользователя сведения о ФИО2 как гражданине, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту ЖСК «Татищев-2» - незавершенному строительством 6-ти секционному панельному жилому дому с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенный в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а;

4. признать незаконным изложенный в письме министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответ о несоответствии объекта ЖСК «Татищев - незавершенному строительством 6-ти секционному панельному жилому дому с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенный в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а критерию проблемного объекта «застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства», являющемуся основанием для включения объекта ЖСК «Татищев-2» ЕРПО;

5. обязать министерство строительства <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разместить в единой информационной системе жилищного строительства сведения по объекту ЖСК «Татищев-2» - незавершенному строительством 6-ти секционному панельному жилому дому с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенный в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а как проблемного объекта – многоквартирного дома, в отношении которого застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства многоквартирного и у застройщика ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия разрешения на строительство данного объекта;

6. признать незаконным не направление министерством строительства <адрес> документов по спорному объекту в АО «Дом.РФ» для рассмотрения вопроса о включении его в Единый реестр проблемных объектов, в том числе, сведений о нарушении застройщиком сроков завершения строительства, истечении у застройщика срока действия разрешения на строительство, об имеющихся требованиях ФИО2 и других граждан;

7. обязать министерство строительства <адрес> в течение месяца со дня вступления решения в законную силу направить сведения по спорному объекту в АО «Дом.РФ» для рассмотрения вопроса о включении его в Единый реестр проблемных объектов;

8. обязать <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить региональный план-график в отношении спорного объекта и разместить его в открытой общедоступной части в единой информационной системе жилищного строительства;

9. признать незаконным не направление <адрес> в ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» ходатайства в порядке, предусмотренном Правилами решения публично-правовой компанией о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных Законом № 218-ФЗ, в отношении спорного объекта;

10. обязать <адрес> направить в ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» ходатайство в порядке, предусмотренном Правилами принятия решения публично-правовой компанией о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных Законом № 218-ФЗ, в отношении спорного объекта;

11. обязать АО «Дом.РФ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить объект ЖСК «Татищев-2» - незавершенный строительством 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенный в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Единый реестр проблемных объектов;

12. обязать АО «Дом.РФ» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сведения по объекту ЖСК «Татищев-2» - незавершенного строительством 6-ти секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенного в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а как проблемному объекту в Единой информационной системе жилищного строительства на официальной интернет-странице единого реестра проблемных объектов и в Едином реестре жилищно-строительных кооперативов на официальной интернет-странице;

13. обязать ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить объект ЖСК «Татищев-2» - незавершенный строительством 6-ти секционный панельный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-м этаже, расположенный в 3а квартале <адрес> северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а в Единый реестр проблемных объектов;

14. обязать ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать сведения по спорному объекту как проблемному объекту в Единой информационной системе жилищного строительства на официальной интернет-странице единого реестра проблемных объектов и в Едином реестре жилищно-строительных кооперативов на официальной интернет-странице.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2, представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, уточненные административные требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в административном иске.

Представители административных ответчиков – Министерство строительства <адрес>, ППК «Фонд защиты граждан-участников долевого строительства», АО «Дом.РФ» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ЖСК «Татищев-2» ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал административные исковые требования ФИО2 в полном объеме.

Суд, выслушав доводы административного истца, его представителя, ознакомившись с возражениями представителей административных ответчиков, выслушав мнение представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы административного дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также их совокупности, считает, что требования, заявленные в уточненном административном исковом заявлении, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1-2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3-4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд полагает, что срок для обращения в суд с данным иском административным истцом не пропущен (ответ из министерства административным истцом получен ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд - ДД.ММ.ГГГГ).

Разрешая заявленные требования суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан, члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.

Таким образом, ЖСК выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного жилого дома на основании выданного такому кооперативу разрешения на строительство.

Как установлено судом, ЖСК «Татищев-2» является застройщиком многоэтажного шестисекционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, квартал 3-А, северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а (общая площадь здания 35740,76 кв. м, этажность 17 (в том числе технический этаж) (далее - объект) на основании разрешения на строительство № RU 63302000-503 от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время срок указанного разрешения на строительство истек.

Основанием возникновения права требования на жилое помещение в ЖСК «Татищев-2» является не договор долевого участия в строительстве, а договор купли-продажи пая, сторонами по которому являются ЖСК (застройщик) и член ЖСК (пайщик).

ЖСК «Татищев-2» не находится в какой-либо стадии банкротства, тогда как применение механизмов Фонда с целью восстановления прав граждан - участников долевого строительства возможно при условии признания застройщика банкротом и введения процедуры конкурсного производства.

Единым институтом развития в жилищной сфере АО «ДОМ.РФ» осуществляется формирование и ведение единой информационной системы жилищного строительства, в рамках которой оператор формирует единый реестр проблемных объектов (далее - ЕРПО) в соответствии с критериями, установленными статьей 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Спорный объект не соответствует требованиям статьи 23.1 Закона № 214-ФЗ и не подлежит включению в ЕРПО в связи с тем, что под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве (согласно части 3 статьи 4 Закона № 214-ФЗ договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации), либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Разработка «дорожных карт» в отношении объектов, не включенных в ЕРПО, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена.

Учитывая изложенное, в отношении ЖСК «Татищев-2» не могут применяться механизмы защиты прав граждан - участников долевого строительства, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Также суд принимает во внимание следующие положения законодательства.

В соответствии с ч. 1.1 и 1.2 ст. 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.

Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.

В силу положений ч. 2 ст. 23.3 Закона № 214-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оператором системы является АО «ДОМ.РФ» - единый институт развития в жилищной сфере, который обеспечивает бесперебойное функционирование системы, возможность интеграции и взаимодействия иных информационных систем с системой. Информационное взаимодействие информационных систем субъектов информации и пользователей информации с системой осуществляется с использованием единых форматов данных.

Таким образом, оператор ЕИСЖС обеспечивает функционирование информационной системы на основании информации, предоставляемой субъектами, в обязанности которых в силу требований законодательства входит ее размещение.

Так, субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в системе (ч. 3.1 ст. 23.3 Закона № 214-ФЗ).

Порядок, способы, сроки и периодичность размещения информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в ЕИСЖС, а также состав сведений, относящихся к информации, утверждены Постановлением Правительства РФ от РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О единой информационной системе жилищного строительства».

В соответствии с Постановлением информация размещается указанными в ч. 3.1 статьи 23.3 Закона № 214-ФЗ субъектами информации самостоятельно, без предварительного запроса о ее предоставлении единым институтом развития в жилищной сфере и являющимся оператором системы жилищного строительства (АО «ДОМ.РФ»), без его согласия на такое размещение и не требует проведения оператором предварительной проверки содержания размещаемой информации.

Ответственность за достоверность размещенной в системе жилищного строительства информации несет разместивший ее субъект информации.

В связи с чем, АО «ДОМ.РФ» не уполномочено на размещение исключение информации об объекте строительства в ЕИСЖС (ЕРПО).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом изложенных обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения уточненных административных исковых требований ФИО2 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 219, 226, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования ФИО2 к Министерству строительства <адрес>, ППК «Фонд защиты граждан-участников долевого строительства», АО «Дом.РФ» о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить нарушения прав – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.Н. Роменская