ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2856/2022 от 02.06.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0018-01-2022-002938-81

Дело № 2а-2856/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 июня 2022 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С., при секретаре Королевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора города Архангельска к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить дорожные знаки,

установил:

заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд с административным иском к администрации ГО «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить дорожные знаки №6.4 «Парковка (парковочное место), № 8.17 «Инвалиды», предусмотренные проектами организации дорожного движения по ул. Гайдара и просп.Новгородский в г. Архангельске, которые отсутствуют в заездных карманах на проезжей части по адресам: ул. Гайдара, д.42, просп. Новгородский, д.32, просп.Новгородский, д.27, просп. Новгородский, д.74, просп. Новгородский в районе д. 34 по ул. Серафимовича, просп. Новгородский д. 88, просп.Новгородский, д.91, просп. Новгородский в районе д. 40 по ул. Поморская, просп. Новгородский в районе д. 44 по ул. Поморская, просп.Новгородский, д.113, просп. Новгородский д. 173, просп. Новгородский, д.175, просп. Новгородский д. 181, просп. Новгородский д. 91, просп.Новгородский д. 174, просп. Новгородский в районе д. 30 по ул. Гайдара в г. Архангельске, и нанести разметку 1.24.3 для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Архангельска проведена проверка по обращению Харитонова Е.В. по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, осуществления мероприятий по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), том числе с дополнительной информацией «Инвалид». В ходе проверки установлено, что парковочные места для инвалидов, обозначенные дорожными знаками .4 «Парковка (парковочное место), № 8.17 «Инвалиды», предусмотренные проектами организации дорожного движения по ул. Гайдара и просп. Новгородский в г. Архангельске, отсутствуют в заездных карманах на проезжей части по адресам: ул. Гайдара, д.42, просп. Новгородский, д.32, просп. Новгородский, д.27, просп. Новгородский, д.74, просп. Новгородский в районе д. 34 по ул. Серафимовича, просп. Новгородский д. 88, просп. Новгородский, д.91, просп. Новгородский, д. в районе д. 40 по ул. Поморская, просп. Новгородский в районе д. 44 по ул. Поморская, просп. Новгородский, д.113, просп. Новгородский д. 173, просп. Новгородский, д. 175, просп. Новгородский д. 181, просп. Новгородский д. 91, просп. Новгородский д. 174, просп. Новгородский в районе д. 30 по ул. Гайдара. Отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Архангельску в адрес департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры вносились предписания, которое не было исполнено. Прокуратурой г. Архангельска ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

В судебном заседании прокурор Иванова Н.В. исковые требования уточнила, просила установить срок для исполнения решения суда 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика Иштуганова Н.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в настоящем финансовом году денежные средства на проведение ремонта спорного участка дороги отсутствуют, для проведения работ требуется организация аукциона в порядке, предусмотренном федеральным законом, проведение работ в осеннее-весенний период затруднительно в связи с погодными условиями. Кроме того, на исполнении администрации ГО «Город Архангельск» имеется около 230 неисполненных решений по указанной категории дел, которые должны исполняться.

Заинтересованные лица УМВД России по г. Архангельску, ОГИБДД по г.Архангельску о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 3, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статей 12, 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), статей 16, 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 443- ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена на органы местного самоуправления, отсутствие финансирования или его недостаточный объем, о чем указывается Администрацией не освобождают её от необходимости исполнения установленных законом обязанностей.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пунктам 1,2 статьи 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом № 443-ФЗ.

Пунктом 9 статьи 18 Федерального закона № 44Э-ФЗ предусмотрено, что проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их; с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.

Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены статьей 16 Федерального закона № 443-Ф3, тогда как непосредственные требования к составу и содержанию комплексных схем рганизации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения в настоящее время установлены Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2020 года № 274 (вступили в силу с 1 января 2021 года).

Судом установлено, прокуратурой города Архангельска проведена проверка по обращению Харитонова Е.В. по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, осуществления мероприятий по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), том числе с дополнительной информацией «Инвалид».

В ходе проверки установлено, что парковочные места для инвалидов, обозначенные дорожными знаками № 6.4 «Парковка (парковочное место), № 8.17 «Инвалиды», предусмотренные проектами организации дорожного движения по ул. Гайдара и просп. Новгородский в г. Архангельске, отсутствуют в заездных карманах на проезжей части по адресам: ул. Гайдара, д.42, просп. Новгородский, д.32, просп. Новгородский, д.27, просп. Новгородский, д.74, просп. Новгородский в районе д. 34 по ул. Серафимовича, просп. Новгородский д. 88, просп. Новгородский, д.91, просп. Новгородский, д. в районе д. 40 по ул. Поморская, просп. Новгородский в районе д. 44 по ул. Поморская, просп. Новгородский, д.113, просп. Новгородский д. 173, просп. Новгородский, д. 175, просп. Новгородский д. 181, просп. Новгородский д. 91, просп. Новгородский д. 174, просп. Новгородский в районе д. 30 по ул. Гайдара.

Отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по году Архангельску в адрес департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры вносились предписания от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения 30 суток. В связи с неисполнением требований в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным п. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №6 Октябрьского судебного района г. Архангельска вынесено постановление о назначении административного наказания. Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации ГО «Город Архангельск» привлечен к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Архангельска было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ на представление и ответом от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры администрация городского округа «Город Архангельск» проинформировала, что установка соответствующих знаков будет произведена в последующие периоды при наличии соответствующего финансирования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Требования к порядку размещения на стоянках специальных парковочных ест для инвалидов и их размерам определены разделом 4.2 Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 605 от 27.12.2011.

Для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов, совместно со знаком 6.4 применяют табличку 8.17 «Инвалиды» (ГОСТ Р 52289-2019).

Разметку 1.24.3 применяют для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид» (п. 6.2.30 ГОСТ Р 52289-2019).

Согласно статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пп.5 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают отнесение к вопросам местного значения городского округа дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Принимая во внимание совокупность установленных по данному делу обстоятельств, исходя из системного толкования приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что администрация ГО «Город Архангельск» в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за обустройством парковочных мест для инвалидов в соответствие с требованиями законодательства. Администрация ГО «Город Архангельск» как орган публичной власти, неправомерно уклонилась от выполнения обязанности по организации проведения работ по установке дорожных знаков и нанесении разметки при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

Необходимая совокупность указанных условий по настоящему делу имеется.

В целях восстановления нарушенных прав граждан на административного ответчика должна быть возложена обязанность в разумный срок установить дорожные знаки №6.4 «Парковка (парковочное место), № 8.17 «Инвалиды», предусмотренные проектами организации дорожного движения, которые отсутствуют в заездных карманах на проезжей части по адресам: ул. Гайдара, д.42, просп. Новгородский, д.32, просп. Новгородский, д.27, просп. Новгородский, д.74, просп. Новгородский в районе д. 34 по ул. Серафимовича, просп. Новгородский д. 88, просп. Новгородский, д.91, просп. Новгородский, д. в районе д. 40 по ул. Поморская, просп. Новгородский в районе д. 44 по ул. Поморская, просп. Новгородский, д.113, просп. Новгородский д. 173, просп. Новгородский, д. 175, просп. Новгородский д. 181, просп. Новгородский д. 91, просп. Новгородский д. 174, просп. Новгородский в районе д. 30 по ул. Гайдара и нанести разметку 1.24.3 для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

С учетом мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений, суд полагает разумным установление срока для исполнения требований до 01.08.2023 года. Суд принимает во внимание, что администрация городского округа «Город Архангельск» является органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В силу ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для исполнения решения суда, орган местного самоуправления не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Кроме того, суд принимает во внимание возможность установления дорожных знаков в весенне-летний период с учетом температурного режима.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора города Архангельска к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить дорожные знаки удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Архангельск», выразившееся в неустановке дорожных знаков №6.4 «Парковка (парковочное место), № 8.17 «Инвалиды», предусмотренных проектами организации дорожного движения, в заездных карманах на проезжей части по адресам: ул. Гайдара, д.42, просп. Новгородский, д.32, просп.Новгородский, д.27, просп. Новгородский, д.74, просп. Новгородский в районе д. 34 по ул. Серафимовича, просп. Новгородский д. 88, просп.Новгородский, д.91, просп. Новгородский в районе д. 40 по ул. Поморская, просп. Новгородский в районе д. 44 по ул. Поморская, просп.Новгородский, д.113, просп. Новгородский д. 173, просп. Новгородский, д.175, просп. Новгородский д. 181, просп. Новгородский д. 91, просп.Новгородский д. 174, просп. Новгородский в районе д. 30 по ул. Гайдара в г. Архангельске.

Возложить на администрацию городского округа «Город Архангельск» обязанность в срок до 01.08.2023 года установить дорожные знаки №6.4 «Парковка (парковочное место), № 8.17 «Инвалиды», предусмотренные проектами организации дорожного движения по ул. Гайдара и просп. Новгородский в г.Архангельске, в заездных карманах на проезжей части по адресам: ул. Гайдара, д.42, просп. Новгородский, д.32, просп.Новгородский, д.27, просп. Новгородский, д.74, просп. Новгородский в районе д. 34 по ул. Серафимовича, просп. Новгородский д. 88, просп.Новгородский, д.91, просп. Новгородский в районе д. 40 по ул. Поморская, просп. Новгородский в районе д. 44 по ул. Поморская, просп.Новгородский, д.113, просп. Новгородский д. 173, просп. Новгородский, д.175, просп. Новгородский д. 181, просп. Новгородский д. 91, просп.Новгородский д. 174, просп. Новгородский в районе д. 30 по ул. Гайдара в г. Архангельске, и нанести разметку 1.24.3 для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

Администрации городского округа «Город Архангельск» сообщить об исполнении решения суду и заместителю прокурора города Архангельска в течение одного месяца с момента фактического исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2022 года.

Председательствующий И.С. Кирьянова