Дело № 2а-2859/2021
УИД 04RS0007-01-2021-004534-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к председателю Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ, заместителю мэра-руководителю аппарата Администрации г.Улан-Удэ, Администрации г.Улан-Удэ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ответчикам, просил признать незаконным основанное на избыточных требованиях копии паспорта решение председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ ФИО2 об отказе в бесплатной приватизации (заключении соответствующего договора) жилого помещения, признать незаконным решение заместителя мэра – руководителя аппарата Администрации г.Улан-Удэ ФИО3 об отказе в удовлетворении жалобы в части избыточности (отсутствия оснований) требования копии паспорта и отказе на этом основании в предоставлении муниципальной услуги – бесплатной приватизации жилищного фонда.
В обоснование иска указал, что *** истцом в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ поданы документы для оформления занимаемого на основании договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность путем бесплатной приватизации. Пакет поданных документов, исходя из информации, предварительно полученной от сотрудников КУИ, состоял из оригинала ордера ..., справки о составе семьи на приватизацию, заявления о приобретении в личную собственность квартиры на бланке, предоставленном сотрудником КУИ, технического паспорта жилого помещения. При подаче указанного пакета документов истцом уполномоченному сотруднику КУИ был предъявлен паспорт гражданина РФ, все реквизиты которого истцом были внесены в заявление. Однако сотрудник, сверив данные паспорта с указанными в заявлении, вознамерилась изготовить ксерокопии некоторых страниц паспорта, аргументируя свое намерение требованиями некоего регламента. В ответ на запрет истца, в расписке, подтверждающей прием документов, сотрудником пункт о ксерокопии паспорта был вычеркнут. Согласно этой расписке, выдача (не указано чего) назначена на *** В указанную дату сотрудником истцу было вручено лишь письмо от *** исх.... за подписью председателя КУИ ФИО2 Д,Б. с разъяснением необходимости предоставления копии паспорта, без которой поданный пакет документов, якобы, не соответствует некоторым положениям Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилищного фонда г.Улан-Удэ» (утв. Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 14.07.2014 №188, далее – Регламент). В процессе общения на личном приеме ФИО2 подтвердила свою осведомленность о ситуации и деталях. Согласно разделу 5 Регламента, истцом *** была подана жалоба на решение и/или действия (бездействие) должностных лиц (муниципальных служащих) КУИ, председателя КУИ (вх. №... которая в части избыточности требования копии паспорта и отказе по этим основаниям в предоставлении муниципальной услуги была оставлена без удовлетворения. О результатах рассмотрения жалобы истец был уведомлен письмом от *** (исх....) заместителя мэра – руководителя аппарата Администрации г.Улан-Удэ ФИО3, которое получено истцом *** при личной явке.
Обжалуя в суд указанные решения, которыми нарушено право истца на бесплатную приватизацию жилого помещения, заявитель исходит из следующего:
П.2.6 Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в числе таких документов паспорт заявителя, предоставление копии паспорта не предусмотрено;
Подпунктом а) пункта 2.7 Регламента запрещено требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами. Однако от истца требуют копию паспорта;
Пунктом 2.9.1 Регламента предусмотрены основания для отказа в приватизации жилого помещения. Одним из таких оснований является непредставление документов, указанных в п.2.6 Регламента. Как указано выше все документы, предусмотренные п.2.6 Регламента, в том числе паспорт истцом были представлены;
Согласно пункту 3.3 Регламента специалист КУИ проверяет полноту пакета документов и направляет запрос (истец полагает, в порядке межведомственного информационного взаимодействия) о документах, указанных в п.2.6.1, в случае, если заявитель не представил их по своей инициативе. При наличии у специалиста (сотрудника) КУИ сомнений в достоверности указанных истцом в заявлении реквизитов паспорта и/или обнаружении сведений, отметок, записей иных признаков, влекущих недействительность паспорта, такие сомнения в том же порядке межведомственного взаимодействия легко развеять путем направления соответствующего запроса в МВД;
Расписка (приложение 4 к Регламенту) сама по себе не устанавливает каких-либо требований (условий) к пакету документов, предусмотренных п.2.6 Регламента, а является лишь учетной формой, подтверждающих прием от заявителя документов. При этом, как указано в п.3.2 Регламента, расписка выдается заявителю вне зависимости от полноты соответствия п.2.6 Регламента принятых от заявителя документов.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Администрация г.Улан-Удэ, Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков ФИО4 административный иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила отказать в иске.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований на основании следующего.
Судом установлено, что административный истец *** подал документы в КИУ Администрации г.Улан-Удэ для оформления занимаемого им жилого помещения в собственность путем бесплатной приватизации.
На данное обращение за подписью председателя КУИ Д.Б,ФИО2 был дан ответ, согласно которому в соответствии с п.2.9.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилищного фонда г.Улан-Удэ», утвержденного постановлением Администрации г.Улан-Удэ от ***..., одним из оснований для отказа в приватизации жилого помещения является непредставление документов, указанных в п.2.6 Административного регламента, а именно, отсутствие в материалах дела заверенной копии паспорта. Разъяснено, что для заключения договора приватизации истцу необходимо предоставить нотариально заверенную копию паспорта или предоставить оригинал паспорта для изготовления и заверения копии паспорта специалистами Комитета.
Данное решение было обжаловано ФИО1, на жалобу *** был дан ответ руководителем аппарата Администрации г.Улан-Удэ ФИО3, жалоба оставлена без удовлетворения в части избыточности требования предоставления копии паспорта, поскольку п.3.2 Регламента предусмотрено заверение копии принятых документов после проверки их соответствия оригиналу.
Суд не находит оснований для признания вышеуказанных решений незаконными.
Порядок предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилищного фонда г.Улан-Удэ» определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилищного фонда г.Улан-Удэ», утвержденным Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 14.07.2014 №188.
Пунктом 2.6 Регламента определен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Документы, представляемые заявителем для предоставления муниципальной услуги:
- заявление на приватизацию жилого помещения, заявление составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Административному регламенту;
- паспорт(для лиц до 14 лет – свидетельство о рождении), паспорт доверенного лица;
- документ, удостоверяющий полномочия представителя гражданина;
- ордер либо договор социального найма на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности г.Улан-Удэ;
- справка на приватизацию;
-технический паспорт на жилое помещение;
- постановление органов опеки и попечительства (в случае, если несовершеннолетние дети не принимают участие в приватизации);
- нотариально удостоверенное согласие об отказе гражданина от приватизации жилого помещения (в случае отказа от приватизации).
В случае, если гражданин был зарегистрирован в ином жилом помещении позднее 04.07.1991 (кроме несовершеннолетних членов семьи), необходимо предоставление следующих документов:
а) справки с места жительства (справки с прежнего места жительства, с момента наступления совершеннолетия, где гражданин проживал с 04.07.1991 по дату регистрации в жилом помещении, которое подлежит приватизации). В случае если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении Управления информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ (далее - Управление), Комитет запрашивает его в Управлении, если гражданин не представил его самостоятельно;
б) документа организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о неиспользовании права на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилых помещений (домов) того региона, где гражданин проживал за период с 04.07.1991 по 01.10.1998.
2.6.1. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые подлежат представлению в рамках межведомственного взаимодействия и которые заявитель вправе представить самостоятельно:
- справка на приватизацию (Комитет запрашивает в Управлении информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ, если гражданин не представил самостоятельно);
- справка с места жительства (в случае если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении Управления, Комитет запрашивает его в Управлении, если гражданин не представил самостоятельно);
(в ред. Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 05.07.2017 N 210)
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости того региона, где гражданин проживал после 01.10.1998 (Комитет запрашивает в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ-Росреестр).
(в ред. Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 05.07.2017 N 210)
2.7. При предоставлении муниципальной услуги запрещено требовать от заявителя:
а) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
б) представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении органов местного самоуправления, предоставляющих муниципальную услугу, органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
в) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
г) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
- изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги;
- наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
- истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги;
- выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
2.9.1. Основанием для отказа в приватизации жилого помещения является в том числе непредставление документов, указанных в п. 2.6 настоящего Административного регламента, кроме документов, запрашиваемых Комитетом, указанных в подпункте 2.6.1.
3.2. Основанием для начала административной процедуры "Прием и регистрация документов, необходимых для рассмотрения вопроса о приватизации жилого помещения" является обращение заявителя (заявителей) в Комитет с документами, указанными в пункте 2.6 настоящего Административного регламента.
Специалист отдела формирования и регистрации муниципального имущества, приватизации жилищного фонда Комитета (далее - специалист Отдела):
- устанавливает предмет обращения, устанавливает личность заявителя (заявителей), проверяет документы, удостоверяющие личность заявителя (заявителей), представителя заявителя (заявителей), полномочия представителя заявителя (заявителей);
- проверяет документы на предмет соответствия перечню, указанному в пункте 2.6 настоящего Административного регламента;
- заверяет копии принятых документов после проверки их соответствия оригиналу;
Согласно п.п.2.6, 3.2 Административного регламента, копия паспорта должна быть в наличии для оказания муниципальной услуги «Приватизация жилищного фонда», в связи с чем, какой-либо избыточности требований со стороны сотрудников КУИ суд не усматривает, нарушение п.2.7 Регламента не допущено. Действие Административного регламента распространяется для всех граждан и каких-либо исключений для отдельных лиц им не предусмотрено.
Кроме того, суд считает обоснованными доводы представителя ответчиков о том, что наличие копии паспорта позволяет сотрудникам КУИ установить иные адреса проживания после 04.07.1991 г., проверить наличие несовершеннолетних детей. Помимо этого, органы местного самоуправления в соответствии с ч.1.4 ст.18 ФЗ №218-ФЗ обязаны направлять документы для государственной регистрации права в электронном виде, в случае отсутствия копии паспорта государственная регистрация права не будет произведена.
При этом суд учитывает, что ФИО1 не лишен права повторно обратиться в Комитет по управлению имуществом и землепользованию с заявлением о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
В данном случае таких обстоятельств судом не установлено, иск суд находит необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 к председателю Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ, заместителю мэра-руководителю аппарата Администрации г.Улан-Удэ, Администрации г.Улан-Удэ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
В окончательной форме решение суда принято 25.08.2021г.
Судья О.В.Мотошкина