Дело №2а-285/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суджанский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Селихова И.В.,
при секретаре Понариной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Суджанского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области о признании бездействия незаконным и принятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества,
установил:
Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области опризнании бездействия незаконным и принятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Суджанского района проведена проверка соблюдения законодательства РФ о муниципальной собственности в деятельности администрации Погребского сельсовета. Установлено, что деятельность должностных лиц администрации Погребского сельсовета в данной области не обеспечивает соблюдение положений указанного действующего законодательства РФ, в частности, что на территории муниципального образования «Погребской сельсовет» находится 3 действующие водонапорные башни, которые располагаются по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №). Указанные водонапорные башни в реестре муниципального имущества Погребского сельсовета не значатся. Водонапорные башни не имеют собственника, на балансе Погребского сельсовета не состоят, что подтверждается информацией администрации Суджанского района, информацией Комитета по управлению имуществом Курской области, информацией Суджанского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, информацией главы Погребского сельсовета. Водонапорные башни являются объектами особой важности и жизнеобеспечения населения Погребского сельсовета Суджанского района. В силу бесхозяйности указанных водонапорных башен нарушается ст. 42 Конституции РФ, предусматривающая права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В нарушение ст. ст. 16, 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Курской области от 28.04.2015 № 38-ЗКО, ст. 225 ГК РФ, работа по признанию данных водонапорных скважин бесхозяйными и принятию их в собственность муниципального образования, администрацией Погребского сельсовета не ведется.
Отсутствие действий администрации сельсовета по постановке на учет в территориальном органе Федеральной регистрационной службы и определению в последующем собственника названных башен затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в виде того, что отсутствие собственника этого имущества лишает граждан права на обращение в суд с требованием о надлежащем содержании имущества и может повлечь нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг водоснабжения надлежащего качества.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - водонапорных башен, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), в Управлении Росреестра по Курской области, а именно: обеспечить изготовление технических и кадастровых паспортов, технических планов водонапорных башен, обратиться с заявлением в Управление федеральной службы государственного регистра, кадастра и картографии по Курской области.
В судебном заседании процессуальный административный истец - помощник прокурора Лукьянцева М.С. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, надлежащим образом извещённого о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Согласно ст. 51 настоящего Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перераспределены полномочия по решению вопросов местного значения между сельскими поселениями и муниципальными районами.
Статьёй 5 Федерального закона от 29.12.2014 № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ» внесены изменения в ч. 11.1. ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которыми дополнен перечень случаев, установленных законом, при которых используется порядок передачи имущества от одного муниципального образования другому.
Согласно ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городами, округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъекта РФ, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Во исполнение требований ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ Законом Курской области от 28.04.2015 № 38-ЗКО установлен порядок согласования между органами местного самоуправления перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности и подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти Курской области, перечень документов, необходимых для принятия правового акта Курской области о разграничении муниципального имущества, и момент возникновения права собственности на муниципальное имущество, передаваемое муниципальным образованиям.
Таким образом, органами местного самоуправления должна проводиться работа по передаче и принятию имущества в установленном порядке.
Исходя из смысла ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация обеспечения надежного водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 3 Устава муниципального образования «Погребской сельсовет» Суджанского района Курской области, принятого решением Собрания депутатов Погребского сельсовета Суджанского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения Погребского сельсовета Суджанского района Курской области относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Погребской сельсовет» находится 3 действующих водонапорных башни, которые располагаются по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №).
В соответствии с сообщением Администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на 3 водонапорные башни, расположенные на территории сельсовета, не зарегистрировано. В отношении водонапорных башен, расположенных в <адрес> и <адрес> имеются акты приёма-передачи от <данные изъяты> Водонапорная башня, расположенная в <адрес>, в собственность сельсовета не передавалась.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о водонапорных башнях, которые располагаются по адресам: <адрес>, не могут быть предоставлены в связи с невозможностью их идентификации. Кадастровый номер № принадлежит земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>; кадастровый номер № принадлежат земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению администрации Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности «Суджанский район» Курской области водонапорные башни, которые располагаются по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №) не значатся.
В реестре государственного имущества Курской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не содержатся сведения о водонапорных башнях, которые располагаются по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), что подтверждается сообщением Комитета по Управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям Суджанского отделения Черноземного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ в архиве Суджанского отделения отсутствуют сведения в отношении объектов недвижимости - водонапорных башен, расположенных на территории Погребского сельсовета Суджанского района Курской области.
Таким образом, судом, с учётом обстоятельств по делу, исследованных доказательств, установлено, что водонапорные башнине имеют собственника.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение ст. ст. 16, 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Курской области от 28.04.2015 № 38-ЗКО, ст. 225 ГК РФ, работа по признанию данных водонапорных скважин бесхозяйными и принятию их в собственность муниципального образования, администрацией Погребского сельсовета не ведется.
Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что организация водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях является осуществлением публичной функции органа местного самоуправления.
Отсутствие действий администрации сельсовета по постановке на учет в территориальном органе Федеральной регистрационной службы и определению в последующем собственника водонапорных башен затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в виде того, что отсутствие собственника этого имущества лишает граждан права на обращение в суд с требованием о надлежащем содержании имущества и обеспечения надежного водоснабжения, и может повлечь нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг водоснабжения надлежащего качества.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что организация органом местного самоуправления обеспечения надежного водоснабжения населения, предусмотренная действующим законодательством, в настоящее время не может быть реализована по причине неопределённости балансовой принадлежности водонапорных башен.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что необращение администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области в уполномоченный орган с заявлением о принятии водонапорных башен на учёт как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, а также им не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленные в обоснование исковых требований.
С учётом изложенного, административные исковые требования прокурора Суджанского района Курской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 170-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Суджанского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - водонапорных башен, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №).
Возложить на администрацию муниципального образования «Погребской сельсовет» Суджанского района Курской области обязанность до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - водонапорных башен, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), в Управлении федеральной службы государственного регистра, кадастра и картографии по Курской области, а именно: обеспечить изготовление технических и кадастровых паспортов, технических планов водонапорных башен, обратиться с заявлением в Управление федеральной службы государственного регистра, кадастра и картографии по Курской области с заявлением о принятии на учёт указанных объектов недвижимого имущества как бесхозяйных.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Селихов И.В.