РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2019 года город Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Малеевой Т.Н.,
при секретаре Корниенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-285/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права и обязании совершить определенные действия,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права и обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указал, что он обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации перехода права на незавершенный строительством жилой дом с земельным участком и гаражом на основании договора пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ему было сообщено о том, что регистрация перехода права в отношении незавершённого жилого дома была приостановлена на три месяца до ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия в реестре его права на жилой дом по заявленному адресу. Кроме того, в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ было указано еще одно основание для приостановления регистрации перехода права – это наличие разночтений в дате рождения административного истца по тексту договора пожертвования. Поскольку по тексту договора пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ была выявлена опечатка в дате его рождения, она была устранена путем предъявления ДД.ММ.ГГГГ на регистрацию административному ответчику по описи договора пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ с учетом исправления описки. Кроме того им было подано заявление о внесении в реестр ранее возникшего права на старый жилой дом и земельный участок на котором он расположен, которое было исполнено административным ответчиком, о чем выдана выписка от ДД.ММ.ГГГГ и которую он по описи от ДД.ММ.ГГГГ предоставил ответчику в качестве дополнительного документа на регистрацию перехода права, подтверждающая право собственности на старое строение. Однако устно ему было предложено зарегистрировать объект незавершенного строительства - жилой дом, что и было им сделано. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права на объект незавершенного строительства - жилой дом площадью 977,7 кв.м. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено в ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик уведомил его о приостановлении государственной регистрации права по причине того, что не предоставлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ ему регистратором были выданы уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права по причине того, что им не были предоставлены необходимые документы из-за которых была приостановлена регистрация. ДД.ММ.ГГГГ он получил от административного ответчика уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации права на объект незавершенного строительства - жилой по причине того, что им не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Полагает, что уведомления административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными и безосновательными, поскольку правовых оснований для отказа в регистрации перехода права на земельный участок, на объект незавершенного строительства - жилой дом и на гараж у административного ответчика не имелось. Оснований для отказа ему в регистрации права по уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не содержится в ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости». Ссылки на отсутствие права у административного истца на незаверенный строительством жилой дом также незаконны, в связи с чем отказ нарушает права истца на регистрацию перехода права собственности. Кроме того законом не предусмотрено право ответчика требовать предоставления разрешения на ввод в эксплуатацию дома при регистрации права на объект незавершенного строительства - жилой дом, так как имеет место регистрация незаверенного объекта строительства, который в силу ст. 130 ГК РФ является объектом недвижимости и следовательно подлежит государственной регистрации. Разрешение на строительство данного объекта на земельном участке было предоставлено ответчику, но документы по описи на регистрацию последним приняты не были. В качестве основания для отказа в регистрации перехода права по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, а также отказа по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что нет регистрации на жилой дом. Однако предметом договора пожертвования является объект незавершенного строительства - жилой дом, для регистрации права на который не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию. Отказ в регистрации права на земельный участок и гараж также безоснователен, поскольку оснований, предусмотренных ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» не имеется. Кроме того оспариваемыми уведомлениями нарушены права административного истца на приобретение права собственности на указанный объект недвижимости, право на регистрацию объекта недвижимости. Исходя из изложенного просит обязать устранить нарушение его прав признав недействительными уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и обязать произвести действия по регистрации перехода права по договору пожертвования и по регистрации права на незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Религиозной Организации Церковь Евангельских Христиан «Святой Троицы» г. Тула в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просил обязать административного ответчика произвести действия по регистрации права на объект незавершенного строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> за собой, а также обязать произвести действия по регистрации перехода права по договору пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ним и заинтересованным лицом. Кроме того пояснил, что все документы предоставлялись в регистрирующий орган через МФЦ. Также указал, что действиями административного ответчика нарушается его право на распоряжение имуществом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по ордеру адвокат Тимошевский А.В. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того пояснил, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении регистрации в отношении земельного участка вынесено в нарушение положений ст.35 ЗК РФ и п.п.5 п.1 ст.1 ЗК РФ. Ссылка в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении регистрации в отношении домовладения на ч.10 ст.40 ФЗ-218 неправомерна, так как противоречит положениям ст.26 ФЗ-218. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гаража вынесено в нарушение ст.27 ФЗ-218, так как стороной административного истца был представлен исправленный договор пожертвования, где была указана верная дата рождения ФИО1 Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка незаконно, поскольку само приостановление регистрации (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) было вынесено неправомерно. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении домовладения незаконно в связи с тем, что административному ответчику был предоставлен исправленный договор пожертвования, где была указана верная дата рождения ФИО1 Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ незаконно, так как само приостановление регистрации не было основано на законе. Кроме того полагал, что правовых оснований требовать у ФИО1 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию для государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом площадью 977,7 кв.м. у административного ответчика не имелось, поскольку данный объект уже состоит на кадастровом учете. Исходя из изложенного просил обязать устранить нарушение прав административного истца признав недействительными уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и обязать произвести действия по регистрации права на объект незавершенного строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> за его доверителем, а также обязать произвести действия по регистрации перехода права по договору пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между административным истцом и заинтересованным лицом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на основании договора пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ на объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 811 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым №, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 38,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; здание, с кадастровым №, назначение: жилой дом, общей площадью 977,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о приостановлении осуществления государственной регистрации права сроком на три месяца до ДД.ММ.ГГГГ, так как в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали сведения о зарегистрированных правах истца на вышеуказанное здание (жилой дом, общей площадью 977,7 кв.м.), а также было выявлено наличие разночтений в дате рождения административного истца по тексту договора пожертвования. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, так как в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО1 на объект недвижимого имущества (жилой дом), общей площадью 977,7 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в качестве дополнительного документа ФИО1 был представлен договор пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором была исправлена ошибка в дате рождения истца. ДД.ММ.ГГГГ в качестве дополнительного документа была представлена выписка от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности ФИО1, для подтверждения права собственности ФИО1 на жилой дом, площадью 52,50 кв.м. При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором было установлено, что согласно данным ЕГРН на объект с кадастровым №, общей площадью 977,7 кв.м. сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Документы, подтверждающие право собственности на указанный объект ФИО1 представлены не были.
Кроме того ранее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объект, общей площадью 977,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект было отказано ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, так как в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации. Одновременно согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости за ФИО1 зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ на нежилое здание с кадастровым №, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 38,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 811 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>а. ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом с кадастровым №, общей площадью 52,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В ходе проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, Управлением была запрошена информация в инспекции Тульской области по государственному и архитектурно-строительному надзору об объекте, общей площадью 977,7 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Из ответа инспекции Тульской области по государственному и архитектурно-строительному надзору следует, что визуальным осмотром установлено, что объект капитального строительства по адресу: <адрес> обладает признаками нежилого помещения религиозного значения. При этом истцу ранее сообщалось о необходимости получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию для государственной регистрации права собственности на жилой дом, общей площадью 977,7 кв.м., однако вышеуказанный документ ФИО1 представлен не был. Исходя из изложенного полагает, что заявленные требования фактически направлены на признание права собственности на объект с кадастровым №, назначение: жилой дом, общей площадью 977,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем заявителем избран ненадлежащий способ защиты права. Одновременно административный истец не лишен возможности защищать свои права, в том числе в порядке искового производства с требованиями о признании права собственности.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ч.1 ст.1 N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч.3 ст.1 N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч.4 ст.1 N 218-ФЗ).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.6 ст.1 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7 ст.1 N 218-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В силу положений ст.4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
П. 5, п.7 и п.11 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, ранее представлены документы на государственную регистрацию другой сделки с этим же объектом недвижимости или перехода, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято;
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч.2 ст.26 N 218-ФЗ).
Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу ч.3 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п.4 ст.35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом за ФИО1 на праве собственности зарегистрированы: земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 811 кв.м., а также нежилое здание с кадастровым №, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 38,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (гараж), жилой дом с кадастровым №, общей площадью 52,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе рассмотрения дела.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества, а именно: земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 811 кв.м., нежилое здание с кадастровым №, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 38,3 кв.м, здание с кадастровым №, назначение: жилой дом, общей площадью 977,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с договором пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве документов-оснований для государственной регистрации перехода права собственности ФИО1 был представлен: Договор пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ; заявление о государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ; согласие от ДД.ММ.ГГГГ№; свидетельство о государственной регистрации религиозной организации от ДД.ММ.ГГГГ№; устав от ДД.ММ.ГГГГ№; протокол от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно договору пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 безвозмездно передает в собственность Религиозной Организации Церковь Евангельских Христиан «Святой Троицы» города Тулы земельный участок, площадью 811 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, с расположенным на нем незавершенным строительством жилым домом, с кадастровым №, литера «Б», площадью застройки 417,4 кв.м., жилой пристройкой Б1, площадью застройки 8,9 кв.м., с хозяйственными пристройками: навес лит. «б», «б1», «б2», вход в подвал «б3», общей площадью по внутреннему обмеру 1 160,8 кв.м., а также с нежилым зданием (гараж), с кадастровым №, площадью 38,3 кв.м. принадлежащие ему на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии пп. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации прав сроком на три месяца до ДД.ММ.ГГГГ, так как в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали сведения о зарегистрированных правах истца на вышеуказанное здание (жилой дом, общей площадью 977,7 кв.м.), а также было выявлено наличие разночтений в дате рождения административного истца по тексту договора пожертвования.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве дополнительного документа был представлен договор пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором была исправлена ошибка в дате рождения ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ в качестве дополнительного документа была представлена выписка от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности ФИО1, для подтверждения права собственности ФИО1 на жилой дом площадью 52,5 кв.м.
Поскольку документы, подтверждающие право собственности на объект с кадастровым №, общей площадью 977,7 кв.м. ФИО1 представлены не были ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, о чем последний надлежащим образом был уведомлен.
Тот факт, что сведений о правообладателе объекта с кадастровым №, площадью 977,7 кв.м, назначение: жилой дом, год ввода в эксплуатацию: ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> в ЕГРН не содержится подтверждается кадастровым паспортом на указанный объект недвижимости.
Одновременно суд принимает во внимание, что земельный участок и гараж, расположенные по вышеуказанному адресу, принадлежат административному истцу на праве собственности, однако все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, а также с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств государственным регистратором обоснованно были приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ и направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации права, а в последующем, с учетом того обстоятельства, что документы, подтверждающие право собственности на указанный выше объект ФИО1 представлены не были, ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения и направлены уведомления об отказе в государственной регистрации права, в связи с чем доводы стороны административного истца о нарушении действующего законодательства, в том числе положений ст.ст.26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, являются несостоятельными.
Обжалуемые уведомления вынесены уполномоченными лицами, в пределах предоставленных полномочий.
В силу ч.1 и ч.2 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
Положениями ст.13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
П.6 ч.5 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Кроме того в статье 1 указанного Закона даны понятия государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Согласно ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч.10 ст.55 ГрК РФ).
При этом упрощенная процедура регистрации права возможна только в отношении объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объект индивидуального жилищного строительства, разрешение на строительство которого получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может превышать параметры, указанные в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), при условии, если параметры такого объекта соответствуют требованиям указанного разрешения на строительство (ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объект, общей площадью 977,70 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии п. 5, п. 11 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации прав сроком на три месяца до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заявленного к регистрации, поскольку ранее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, в связи с тем, что из ответа инспекции Тульской области по государственному и архитектурно-строительному надзору (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что визуальным осмотром установлено, что объект капитального строительства по адресу: <адрес> обладает признаками нежилого помещения религиозного значения. Согласно письма ( № от ДД.ММ.ГГГГ) отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Тульской области содержится информация о том, что земельный участок с кадастровым № предоставлен для ИЖС, однако фактически используется для эксплуатации нежилого здания (здания в качестве церкви, не в соответствии с видом разрешенного использования). Помимо того, поскольку ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором вынесено решение о приостановлении осуществления государственной регистрации прав в отношении данного объекта недвижимости в соответствии со ст.26 Закона №218-ФЗ до принятия окончательного решения по данному делу о переходе права собственности на основании договора пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ, проводить действия по государственной регистрации права по объекту, заявленному к регистрации не представляется возможным.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе рассмотрения дела.
Поскольку при проведении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области правовой экспертизы документов представленных ФИО1 было установлено, что здание обладает признаками нежилого помещения религиозного назначения, а земельный участок предоставлялся для ИЖС ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации прав, о чем последнему было направлено соответствующее уведомление с указанием на необходимость предоставления соответствующего документа.
Так как разрешения на ввод в эксплуатацию заявленного к регистрации объекта недвижимости предоставлено не было, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости, о чем последний был уведомлен.
Помимо того согласно кадастрового паспорта указанный объект учтен ДД.ММ.ГГГГ как жилой дом площадью 977,7 кв.м.
Разрешение на строительство объекта заявленных параметров материалы дела не содержат и административным истцом не представлено, в связи с чем доводы стороны административного истца в данной части не могут быть приняты судом, в том числе об отсутствии необходимости предоставления разрешения на ввод в эксплуатацию на объект незавершенного строительства.
Одновременно суд принимает во внимание тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом зарегистрировано право на жилой дом, с кадастровым №, общей площадью 52,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (зарегистрирован БТИ г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №), поскольку государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п.5 ч.4 ст.14 N 218-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом зарегистрировано право на нежилое здание (гараж) с кадастровым №, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 38,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Кроме того согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование : для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 811 кв.м. адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.
Данные обстоятельства признавались сторонами в ходе рассмотрения дела.
Исходя из изложенного и с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств государственным регистратором обоснованно было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ и направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права, а в последующем, с учетом того обстоятельства, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, заявленного к регистрации, ФИО1 представлен не был, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение и направлено уведомление об отказе в государственной регистрации права, в связи с чем доводы стороны административного истца о нарушении действующего законодательства, в том числе положений ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, являются несостоятельными.
Обжалуемые уведомления вынесены уполномоченными лицами, в пределах предоставленных полномочий.
Таким образом доводы о том, что нарушено право административного истца на регистрацию объекта недвижимости, право на распоряжение имуществом и что оснований требовать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию для государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом площадью 977,7 кв.м. у административного ответчика не имелось, поскольку данный объект уже состоит на кадастровом учете, являются несостоятельными.
Доводы о том, что оспариваемыми уведомлениями нарушены права административного истца на приобретение права собственности на вышеуказанный объект недвижимости не могут быть приняты судом, поскольку КАС РФ и в частности глава 22, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о нарушении его прав, поскольку нарушений действующего законодательства со стороны административного ответчика, на которые указывает сторона административного истца, допущено не было, в связи с чем не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права и обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07.03.2019 года.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>