ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-285/2021 от 19.08.2021 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-285/2021

10 RS 0006-01-2021-000641-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 19 августа 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Вышеуказанное административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в кадастровом квартале 10:12:0051301:396, площадью 25000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, с которым административный истец не согласен, полагая, что оспариваемое решение было вынесено формально. Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведения о координатах территориальных и функциональных зон. Спорный земельный участок не входит в состав существующих запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, водоохранных зон и прибрежных защитных полос и не принадлежит к землям лесного фонда. Министерство и органы местного самоуправления осмотр испрашиваемого земельного участка не осуществляли. Расположенные в его пределах мелиоративные каналы не являются водными объектами, расположенными в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер. Водные и лесные объекты в границах испрашиваемого земельного участка отсутствуют. Особые условия использования территории и установления ограничения использования земельного участка по этим основаниям отсутствуют.

Административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом административном заявлении ФИО1

Представители административных ответчиков - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным изложенным в оспариваемом решении.

Представители заинтересованных лиц - Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Министерству сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, извещенные должным образом, в судебном заседании отсутствовали.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия указал об отсутствии в Министерстве информации о наличии специальных защитных лесов в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 10:12:0051301:396.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, кадастровый квартал 10:12:0051301:396, площадью 25000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. .4-21), Министерство отказало ФИО1 в удовлетворении заявления по тем основаниям, что согласно схемы зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав схемы территориального планирования Мийнальского сельского поселения предполагаемый к образованию земельный участок располагается в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

ФИО1, не согласившись с принятым решением Министерства, обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Согласно пп. 11, 12 ч.1 ст.115 Лесного кодекса РФ запретные и нерестоохранные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, входят в состав ценных лесов, относящихся к защитным лесам (п. 4 ч. 2 ст. 111 ЛК РФ).

В силу ч. 2 ст. 110 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

Обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Отказывая ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, административный ответчик сослался на схему зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав схемы территориального планирования Мийнальского сельского поселения, согласно которой испрашиваемый земельный участок расположен в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Суд полагает, что указанные административным ответчиком основания не нашли своего подтверждения. Надлежащих доказательств, подтверждающих расположение спорного земельного участка в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, ответчиком не представлено.

Полномочия в области лесных отношений, в том числе полномочия по ведению государственного лесного реестра (ГРЛ) в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия, в соответствии со ст.83 ЛК РФ переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в ответе на запрос суда указало, что по данным ГРЛ леса в границах Лахденпохского муниципального района представлены лесами, расположенными на землях лесного фонда, а также лесами, расположенными на землях обороны и безопасности. При этом испрашиваемый земельный участок не входит в границы указанных лесов и располагается за пределами водоохраной зоны водного объекта.

Администрация Мийнальского сельского поселения сообщила об отсутствии сведений о расположении испрашиваемого ФИО1 земельного участка, образуемого в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в зоне специального защитного леса и в запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер.

Администрация Лахденпохского муниципального района сообщила, что согласно Генерального плана Минальского сельского поселения, испрашиваемый участок расположен в функциональной зоне Лес, в зоне ограничений градостроительной деятельности Специальный защитный лес. Правилами землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения градостроительные регламенты для функциональных зон не установлены. Информация о зонах нерестовых полос не отражена в документах территориального планирования Мийнальского сельского поселения.

Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия сообщило о том, что отсутствует информация о наличии специальных защитных лесов в границах испрашиваемого административным истцом земельного участка.

По правилам установления рыбоохранных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ), рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов. Исходя из приказа Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» рыбоохранные зоны установлены только для морей. Рыбоохранные зоны на территории <адрес> Республики Карелия не установлены.

Таким образом, с учетом позиции ответчиков, заинтересованных лиц и исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оспариваемым решением права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Поскольку право административного истца было нарушено действиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца к данному Министерству как к надлежащему административному ответчику.

Нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. и принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

В удовлетворении требований к администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия следует отказать, так как указанными ответчиками права истца не нарушались.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме .4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 25000 кв.м., в кадастровом квартале 10:12:0051301:396, расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение 10:10:0030119, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 24.02.2021вх. и принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 25000 кв.м., в кадастровом квартале 10:12:0051301:396, расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

В части удовлетворения требований к администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказать.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Назарова

Мотивированное решение составлено 31 августа 2021 года.