ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-285/2022 от 15.02.2022 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-285/2022

64RS0048-01-2021-006219-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2022 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Рословой О.В.,

при помощнике судьи Сидоркиной О.Р.,

с участие представителя административного истца Стаценко А.Г., представителя административного ответчика Титова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение, обязании принять решение по вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение,

установил:

Буров Ю.А. обратился в суд с административным иском к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании принять решение. В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры, находящейся по адресу: <адрес> общей площадью 205,7 кв.м с кадастровым номером 64:48:060207:862. В августе 2021 года истец обратился в комитет по архитектуре администрации МО «Город Саратов» с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое, однако распоряжением от 30 сентября 2021 года №16-р ему отказано в переводе жилого помещения в нежилое помещение. В качестве основания для отказа ответчик сослался на «непредставление определенного п.5 ч.2 ст. 23 ЖК РФ подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого)». При этом указано, что проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения требуются на основании п. 5.1 раздела 5 «СП 118.13330.2021*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 635/10, согласно которому состав помещений и их площади определяются в соответствии с технологией функциональных процессов соответствующих типов общественных зданий и в соответствии с расчетными нормами. Другим основанием для отказа послужило «непредставление определенных п.6,7 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, а также согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Выражая несогласие с оспариваемым решением, ФИО1 указывает, что как следует из положений ч.2 ст. 32 ЖК РФ требование о предоставлении подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения действует только в том случае, когда для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется переустройство и (или) перепланировка. Однако для обеспечения использования переводимого помещения административного истца в качестве нежилого помещения никакого переустройства и (или) перепланировки не требуется. При этом, полагает, что указанные административным ответчиком требования СП 118.13330.2021 не распространяются на перевод жилого помещения административного истца, поскольку многоквартирный дом по адресу: <адрес> не является новым, реконструированным либо капитально реконструированным общественным зданием или сооружением, а переводимое жилое помещение не встраивается в жилое здание. Таким образом, отсутствие подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, не может служить основанием для отказа в переводе, поскольку административный истец намерен использовать переводимое помещение в качестве нежилого без проведения его переустройства и (или) перепланировки. Также истец выразил несогласие с отказом в переводе жилого помещения в нежилое в связи с непредставлением протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, указывая, что многоквартирный дом общей площадью 268,7 кв.м по адресу: <адрес> состоит только из двух помещений – жилой площадью 205,7 кв.м. и нежилого помещения площадью 63 кв.м. При этом собственником обоих помещений является ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Следовательно, требование о согласии смежных собственников (п.7 ч.2 ст. 23 ЖК РФ) фактически выполнено. Что же касается требования о протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.6 ч.2 ст. 23 ЖК РФ), то данный протокол не оформляется в силу п.7 ст. 46 ЖК РФ, поскольку все помещения в многоквартирном доме принадлежат одному собственнику ФИО1 На основании изложенного, считая, что оспариваемое распоряжение комитета по архитектуре не основано на нормах закона, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным распоряжение комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 сентября 2021 года № 16-р «Об отказе в переводе жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение», обязать комитет в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять решение по вопросу перевода жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего ФИО1, в нежилое помещение.

Административный истец ФИО1 извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Стаценко А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Титов О.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал представленный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение является муниципальной услугой, предоставление которой осуществляется на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации МО «Город Саратов» от 07 июня 2010 года № 1463. Согласно п.3.2.1. административного регламента основанием для начала исполнения административной процедуры является обращение заявителя в комитет. Согласно ч.2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий перевод помещений и предоставляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описание (в случае, если переводимое жилое помещение является жилым – технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. При этом указывает, что проект переустройства и (или) перепланировки требуется на основании п.5.1 раздела 5 «СП 118.13330.2012» Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализирована редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 201 года № 635/10, согласно которому состав помещений и их площади определяются в соответствии с технологией функциональных процессов соответствующих типов общественных зданий и в соответствии с расчетными нормами. Ссылаясь на положения п.7 ст. 46 ЖК РФ, в соответствии с которой, в случае если в многоквартирном доме все помещения принадлежат одному собственнику, решение по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме, указывает на то, что указанное решение в письменном форме в адрес комитета ФИО6 представлено не было. Необходимость предоставления указанных документов также закреплена административным регламентом. Согласно п.1 ч.1 ст.24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается в случае непредставления определенных ч.2 ст. 23 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. В связи с не предоставлением административным истцом документов, необходимость предоставления которых установлена положениями ЖК РФ и закреплена в административном регламенте, считает, что ему правомерно было отказано в предоставлении муниципальной услуги, в связи с чем просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов», извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.

Исходя из положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) во взаимосвязи со ст. 152 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство, конкретизирующее положения названной статьи Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, что и имело место по настоящему делу исходя из следующего.

На основании части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок их принятия, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, являясь собственником жилого помещения площадью 205,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02 апреля 2021 года (л.д. 10-13), в лице своего представителя Стаценко А.Г. 23 августа 2021 года обратился в комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение. К заявлению приложены: выписка из ЕГРН от 02 апреля 2021 года, договор купли-продажи от 15 ноября 2016 года, технический паспорт от 07 декабря 2020 года, доверенность.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 распоряжением комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 сентября 2021 года № 16-р в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение отказано. Основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение послужило непредставление заявителем, определенного п.5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, подготовленного и оформленного в установленном порядке, проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения), а также в связи с непредставлением, определенных п. 6,7 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, а также согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Не согласившись с вынесенным распоряжением, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные требования суд, руководствуясь положениями статей 22, 23, 24, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» от 07 июня 2010 года № 1463, приходит к выводу, что оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 сентября 2021 года № 16-р не имеется и исходит из следующего.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Как указано в части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

Из содержания частей 5 - 9 статьи 23 ЖК РФ следует, что переводу жилого помещения в нежилое помещение может сопутствовать необходимое переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения для обеспечения испрашиваемого использования такого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

В силу частей 3 - 6 статьи 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

В части 1 статьи 24 ЖК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, в соответствии с которой отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается, в частности, в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, является административный регламент.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07 июня 2010 года № 1463 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение».

В соответствии пунктом 2.2 административного регламента муниципальная услуга предоставляется комитетом по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов».

Согласно положению о комитете по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской думы от 25 июня 2021 года № 90-725, комитет в сфере градостроительства осуществляет, в том числе, полномочия по принятию решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (пункт 3.4.7).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом распоряжение вынесено уполномоченным органом – комитетом по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» в пределах предоставленных полномочий.

Пунктом 2.6 административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: заявление о переводе помещения, составленное по форме согласно приложению № 1 к регламенту, при направлении заявления по почте подпись заявителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена; документ, удостоверяющий личность; доверенность на право представлять интересы собственника соответствующего помещения, оформленная в установленном порядке (в случае, если с заявлением обращается уполномоченное собственником помещения лицо); правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуется для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение; копии учредительных документов юридического лица (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально), решение о переводе уполномоченного органа юридического лица (в случае, если собственником переводимого помещения является юридическое лицо); документ, подтверждающий наличие согласия, предусмотренного частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ; заверенная многофункциональным центром копия комплексного запроса в случае обращения заявителя в многофункциональный центр с комплексным запросом.

В соответствии с пунктом 2.9. административного регламента заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги в случае: непредставления предусмотренных пунктом 2.6 регламента документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (с учетом положений п. 2.7 регламента); представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства; непредставления документов, предусмотренных дефисами 4, 5, 6 пункта 2.6 регламента, в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления заявителю (в случае поступления ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение).

Таким образом, одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение, предусмотренных административных регламентом и частью 1 статьи 24 ЖК РФ является не предоставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, к числу которых, в том числе относится, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Как следует из оспариваемого распоряжения, административным истцом не представлены проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, необходимость предоставления которого установлена п.5.1 раздела 5 «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 635/10, а также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, а также согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Выражая несогласие с указанными основаниями для отказа, административный истец указал на то, что для обеспечения использования переводимого помещения административного истца в качестве нежилого помещения никакого переустройства и (или) перепланировки не требуется, требования же СП 118.13330.2021 в данном случае на перевод принадлежащего ему жилого помещения в нежилое помещение не распространяются.

Оценив представленные по делу доказательства, суд, руководствуясь нормами материального права, регулирующими вопросы, связные с переводом жилого помещения в нежилое помещение, в их взаимосвязи, находит доводы административного истца несостоятельными в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов административного дела, административном истцом в 2019 году произведена перепланировка и объединение квартир <адрес> на основании проекта, согласованного с комитетом по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов».

Актом приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки помещения, расположенного по адресу: <адрес> принято решение о приятии к приемке в эксплуатацию помещения после проведенных переустройства и перепланировки.

Согласно пояснительной записке к проекту перепланировка помещений предусматривает демонтаж печи, ненесущей перегородки для организации кухни-столовой, ненесущий перегородки туалета для увеличения площади коридора, ненесущей перегородки между жилыми комнатами коридором для увеличения площади жилой комнаты, ненесущей перегородки между жилыми комнатами.

Из плана жилого помещения после перепланировки следует, что в составе жилого помещения имеются жилые комнаты, кухня столовая, на котором отображено размещение кухонной плиты в помещении кухни-столовой, что свидетельствует о назначении помещения в качестве жилого помещения.

Исходя из анализа положений части 2 статьи 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если помещение используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Вместе с тем, доказательств того, что принадлежащее административному истцу на праве собственности жилое помещение после проведения его перепланировки не используется в качестве постоянного проживания, а также доказательства, подтверждающие возможность использования указанного помещения после проведенной истцом перепланировки в качестве нежилого помещения и его соответствие требованиям, предъявляемым к нежилым помещениям, материалы дела не содержат.

Исходя из заявления ФИО1, целью перевода жилого помещения в нежилое помещение является его использование заявителем в качестве магазина непродовольственных товаров как самостоятельного объекта недвижимости.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрены отдельные требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям любого назначения. Они должны отвечать требованиям: механической и пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.

При этом пунктом 1 части 2 статьи 1 приведенного Федерального закона установлено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения не только при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, но и при изменении функционального назначения, техническом обслуживании зданий.

В свою очередь, Свод Правил 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 635/10, распространяет свое действие не только на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, но и в том числе при изменении их функционального назначения.

Таким образом, положения указанного административным ответчиком Свода правил подлежат применению и в отношении зданий и сооружений при изменении их функционального назначения.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В. Пунктом 3.1 Приложения В. Свода правил «Общественные здания и сооружения СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10 установлен перечень основных функционально-типологических групп здания и помещения сервисного обслуживания населения, к которым относятся предприятия розничной и мелкооптовой торговли, а также торгово-развлекательные комплексы.

В силу части 10 статьи 23 ЖК РФ при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

На основании приведенных правовых норм суд приходит к выводу, что реализация гражданином своего права на перевод жилого помещения в нежилое помещение возможна только в случае осуществления процедуры, связанной с предоставлением заявителем проекта перепланировки помещения.

Вместе с этим доказательства того, что помещение истца после проведения переустройства (перепланировки) отвечает установленным требованиям, в связи с чем, не требуется подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, заявителем не представлено.

Принимая во внимание, что спорное жилое помещение планируется использовать под магазин непродовольственных товаров, суд, руководствуясь положениями части 2.1 статьи 23 ЖК РФ, содержащей исчерпывающий перечень документов, которые можно не представлять при разрешении вопроса о переводе помещения - к числу таковых проект переустройства и (или) перепланировки не относится, приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца о том, что он вправе не представлять подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения и законности отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение по указанному основанию.

Также суд не находит оснований для признания незаконным распоряжения комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» по доводам административного истца об отсутствия необходимости предоставления протокола общего собственников помещений в многоквартирным доме, в связи с тем, что административный истец является единоличным собственником нежилого помещения и жилого помещения из которых состоит указанный дом.

На смотря на то, что согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет площадь 268, 7 кв.м. при этом административному истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение площадью 205,7 кв.м., расположенное в указанном доме и нежилое помещение площадью 63 кв.м., из буквального толкования специальной нормы, установленной в частью 7 статьи 46 ЖК РФ, следует, что в многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме.

В соответствии с пунктом 4.5 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено, в том числе, решение вопросов, связанных с принятием решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение, должно было быть оформлено административным истцом в письменной форме и представлено в уполномоченный орган при подаче заявления о переводе жилого помещения в нежилое помещение. Вместе с тем, данное решение было принято ФИО1 только 31.01.2022 года и представлено только в ходе рассмотрения дела.

Руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которым основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд исходит из того, что каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о принятии административным ответчиком оспариваемого распоряжения с нарушением требований нормативных правовых актов, не установлено. Кроме того, суд приходит к выводу, что истец не лишен возможности реализовать свои права и законные интересы, связанные с переводом принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в нежилое помещение и связанные с дальнейшим использованием имущества, в предусмотренном законом порядке, предоставив в уполномоченный орган подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, а также решение о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, принятое единолично собственником, которому принадлежат помещения, расположенные в многоквартирном доме, оформленное в письменном виде.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь положениями ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение, обязании принять решение по вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, то есть 22 февраля 2022 года.

Судья О.В. Рослова