ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-285/2022 от 25.08.2022 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-285/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вилюйск 25 августа 2022 года

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Даниловой А.М., при помощнике судьи Андреевой У.Н., с участием административного истца Готовцева А.Г., представителя административного ответчика Платоновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности принять меры по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества,

установил:

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Готовцев А.Г. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику. В обоснование указано, что прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок постановки на учет бесхозяйного имущества, по результатам которого установлено, что Администрацией МО «» требования закона в этой части не исполняются надлежащим образом. Так, на территории муниципального образования выявлены движимые объекты - газопроводы, имеющие признаки бесхозяйных, по которым административным ответчиком не приняты меры по их оформлению в муниципальную собственность, что нарушает требования Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Установить собственников объектов не представилось возможным, в связи с отсутствием сведений о них в регистрирующих органах. Отсутствие собственников затрудняет эксплуатацию и содержание газовых сетей, что может привести к их аварийному состоянию, недопоставке газоснабжения, что в климатических условиях Республики Саха (Якутия) является недопустимым. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика внесено представление об устранении нарушений, которое администрацией рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления и возложить обязанность принять меры по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных газопроводов, расположенных по следующим адресам: (протяженность 60,3 м); (протяженность 25 м); (протяженность 11,9 м); (протяженность 19,8 м); (протяженность 11 м).

В судебном заседании административный истец - заместитель прокурора Готовцев А.Г. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Платонова Д.А. в судебном заседании с административным иском согласилась частично. Суду пояснила, что администрация готова принять бесхозяйные газопроводы в муниципальную собственность, в части бездействия не согласна, поскольку администрацией проводятся работы по устранению выявленных нарушений.

Представители заинтересованного лица АО «Сахатранснефтегаз» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованные лица Каратаева К.А., Егоров К.Х., Иванов А., Кирюшкин А.В., Плитко В., извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, сведения о причинах неявки суду не сообщили. Их явка не является обязательной, не признана судом обязательной, на основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность либо поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Из материалов дела следует, что на территории МО «» выявлены газовые вводы, расположенные по адресам: (подземно - 55 м, надземно - 5,30 м, общей протяженностью 60,3 м); (подземно - 25 м, надземно - 32,5 м, общей протяженностью 57,5 м); (протяженность 11,9 м); (протяженность 19,8 м); (протяженность 11 м), имеющие признаки бесхозяйных.

Собственники газопроводов не установлены, о чем свидетельствует Дорожная карта по оформлению бесхозяйных объектов газоснабжения , согласованная генеральным директором АО «Сахатранснефтегаз», главой МР «Вилюйский улус (район) и утвержденная Министром промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ, с приложением №***** «Бесхозяйные газопроводы МР «Вилюйский улус (район), не требующие обязательной государственной регистрации».

Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) №*****/И-015-7267 от ДД.ММ.ГГГГ информация об указанных газопроводах отсутствует в Реестре государственного имущества Республики Саха (Якутия).

В материалах дела имеются акты приемок и строительные паспорта объектов газораспределительной системы, с указанием их характеристик, месторасположения, протяженности, сведений о заказчиках газопроводов. При этом от заказчиков газопроводов притязания на объекты газоснабжения не поступили.

Таким образом, судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что газовые вводы являются бесхозяйными.

Обращаясь в суд с административным иском, заместитель прокурора оспаривает бездействие органа местного самоуправления по оформлению и принятию в муниципальную собственность бесхозяйных газопроводов.

К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенным публичными полномочиями органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми, иными актами, определяющими его полномочия.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ч.5 ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества. Находящееся в муниципальной собственности движимое имущество является объектом учета в реестрах.

Судом установлено, что на территории МО «» размещены газопроводы, которые не имеют собственников и эксплуатируются без необходимых документов. Работа с бесхозяйным имуществом в виде газопроводов органом местного самоуправления не организована. Сведений об их постановке на учет, оформлении в установленном порядке не имеется. Меры по принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность не приняты. Доказательств обратного, в нарушение ст.62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлено.

Согласно материалам дела по факту выявленных нарушений законодательства ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района в адрес и.о. главы муниципального образования внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Из представленного ответа главы МО «» №***** от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление рассмотрено, указано, что ведется переписка по выявлению бесхозяйных газопроводов с АО «Сахатранснефтегаз», Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Комитетом имущественных и земельных отношений Вилюйского улуса, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия).

Доводы административного ответчика об отсутствии бездействия суд находит несостоятельными, поскольку из материалов дела установлено, что меры по оформлению бесхозяйного движимого имущества в муниципальную собственность начаты после поступления представления заместителя прокурора. Административный ответчик ограничился направлением запросов об истребовании реестров бесхозяйного движимого имущества в 2022 году. Между тем, как следует из материалов дела, указанные реестры им направлены в 2021 году. Таким образом, каких-либо действенных мер по устранению нарушений законодательства административным ответчиком не принято.

При этом орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные движимые вещи.

В связи с бездействием администрации прокуратурой района принято решение об использовании судебного понуждения с целью обеспечения фактического устранения выявленных нарушений.

Бездействие администрации по оформлению в собственность бесхозяйных газопроводов и реализации необходимых в отношении них мероприятий не отвечает требованиям законодательства, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законом требованиям может способствовать совершению противоправных действий.

Отсутствие собственников у газопроводов влечет невозможность исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания, ремонта, содержание их в исправном и безопасном состоянии, негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг. Бесхозяйные газопроводы, находящиеся без надлежащего контроля и содержания, и к которым имеется свободный доступ посторонних лиц, являются потенциально опасными объектами для общественной безопасности, поскольку создают угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.

Таким образом, бездействие Администрации МО «», выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества в виде газопроводов нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Принимая во внимание, что вопрос по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов относится к компетенции органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о возложении на нее обязанности принять в муниципальную собственность указанные газопроводы.

Доводы административного ответчика о неправильном указании номера дома по , вместо , являются необоснованными, поскольку материалами дела установлено, что газопровод по признан бесхозяйным.

В силу ч.3 ст.62, ч.1 ст.178 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и может выйти за пределы заявленных требований, в связи с чем полагает целесообразным при определении протяженности газопровода учесть подземную и наземную части трубы, поскольку газопровод является единой конструкцией.

В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ при наличии достаточных оснований и документов, подтверждающих, что газовые вводы являются бесхозяйными, в целях предупреждения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, суд считает необходимым установить срок для совершения определенных действий в 02 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных заместителем прокурора требований, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального образования «» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) обязанность принять в муниципальную собственность бесхозяйные газопроводы, расположенные по адресам: (Якутия) (протяженность 60,3 м); (протяженность 57,5 м); (протяженность 11,9 м); (протяженность 19,8 м); (протяженность 11 м), в течение 02 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.М. Данилова