ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2861/20 от 30.06.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-2861/2020

75RS0001-02-2020-002829-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года г. Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Емельяновой В.Е.,при секретаре Былковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконным бездействия (проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите лесов на территории Петровск-Забайкальского, Красночикойского, Хилокского, Бадинского, Беклемишевского районов), понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее.

Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части проведения лесоустройства. В ходе проверки деятельности Министерства природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) по соблюдению требований лесного законодательства при проведении лесоустройства лесного фонда на Байкальской природной территории в границах Забайкальского края установлено, что в нарушение лесного законодательства Министерством длительное время свыше 15 лет не проводилось лесоустройство, а, соответственно, таксация лесов Байкальской природной территории Забайкальского края не проводилась в следующих лесничествах на общей площади 4364,1 тыс. га: Петровск-Забайкальское лесничество на площади 662 тыс. га, Красночикойское лесничество на площади 2275,5 тыс. га, Хилокское лесничество на площади 1098,2 тыс. га., Бадинское лесничество на площади 186,3 тыс. га, Беклимишевское лесничество на площади 142,1 тыс. га.

Длительное не проведение лесоустройства на территории земель лесного фонда или применение таксационных материалов, которым больше 15 лет и использование лесных участков без их таксации и других мероприятий, не позволяет с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а так же другие характеристики лесных ресурсов на территории лесничеств, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а актуальной информацией лесничества зачастую не располагают. Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в лесничествах, без проведенной таксации может привести к негативным последствиям в виде невыполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и производству лесов. С учетом заявления об уточнении исковых требований просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выраженное в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Петровск-Забайкальского, Хилокского, Бадинского лесничеств, где срок таксации и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляет более 15 лет на общей площади 1946,5 тыс. га. Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в течении 3-х лет с момента вступления решения суда в силу организовать проведение лесоустройства путем таксации и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, где срок таксации и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляет более 15 лет: на территории Петровск-Забайкальского лесничества на площади 662 тыс. га, в том числе в Петровск-Забайкальском участковом лесничестве на площади 59,1 тыс. га, в Балягинском участковом лесничестве на площади 69,9 тыс. га, Катангарском участковом лесничестве на площади 110,8 тыс. га, Малетинском участковом лесничестве на площади 210,4 тыс. га, Новопавловском участковом лесничестве на площади 99,3 тыс. га, Толбагинском участковом лесничестве на площади 63,6 тыс. га, Хохотуйском участковом лесничестве на площади 48,9 тыс. га; на территории Хилокского лесничества на площади 1098,2 тыс. га, в том числе в Хилокском участковом лесничестве на площади 51,1 тыс. га, Линевоозерском участковом лесничестве на площади 175,1 тыс. га, Энгорокском участковом лесничестве на площади 188,1 тыс. га, Хушенгинском участковом лесничестве на площади 188,3 тыс. га, Харагунском участковом лесничестве на площади 182,4 тыс. га, Могзонском участковом лесничестве на площади 313,2 тыс. га; на территории Бадинского лесничества на площади 186,3 тыс. га, в том числе в Бадинском участковом лесничестве на площади 109,3 тыс. га, Жипхегенском участковом лесничестве на площади 77 тыс. га.

Помощник прокурора Пешкова А.Б. требования поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, просил прекратить производство по делу в связи с имеющимся вступившим в законную силу решением суда.

Представитель третьего лица - Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ (в ред. от 08.06.2015 г.) "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р «О границах Байкальской природной территории» утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - буферной экологической зоны. Согласно указанному распоряжению Петровск-Забайкальское, Красночикойское, Хилокское, Бадинское, Беклемишевское входят в границы буферной экологической зоны Байкальской природной территории.

Согласно положению части 2 статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», буферная экологическая зона – территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 5 вышеуказанного Закона, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой, в том числе в соответствии с принципом приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохраной зоны.

В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РФ основными принципами лесного законодательства являются: 1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; 2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; 4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; 5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; 6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности.

Согласно пунктам 1, 12.18.1, 12.18.1.7 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области лесных отношений. Министерство в области лесных отношений осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия, в том числе проводит на землях лесного фонда лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена Лесоустроительная инструкция, пунктом 3 которой предусмотрено, что лесоустройство включает в себя, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции закреплено, что проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п. 29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Согласно пункта 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов -10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет.

Из материалов дела следует, что Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части проведения лесоустройства. В ходе проверки деятельности Министерства природных ресурсов Забайкальского края по соблюдению требований лесного законодательства при проведении лесоустройства лесного фонда на Байкальской природной территории в границах Забайкальского края установлено, что в нарушение лесного законодательства Министерством длительное время свыше 15 лет не проводилось лесоустройство, а соответственно таксация лесов Байкальской природной территории Забайкальского края не проводилась в следующих лесничествах на общей площади 4364,1 тыс. га:

- Петровск-Забайкальское лесничество на площади 662 тыс. га, в том числе по участковым лесничествам: Петровск-Забайкальское участковое лесничество на площади 59,1 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ Балягинское участковое лесничество на площади 69,9 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ); Катангарское участковое лесничество на площади 110,8 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ); Малетинское участковое лесничество на площади 210,4 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ); Новопавловское участковое лесничество на площади 99,3 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ); Толбагинское участковое лесничество на площади 63,6 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ); Хохотуйское участковое лесничество на площади 48,9 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ

- Хилокское лесничество на площади 1098,2 тыс. га, в том числе по участковым лесничествам: Хилокское участковое лесничество на площади 51,1 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ Линевоозерское участковое лесничество на площади 175,1 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ); Энгорокское участковое лесничество на площади 188,1 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ); Хушенгинское участковое лесничество на площади 188,3 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ); Харагунское участковое лесничество на площади 182,4 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ Могзонское участковое лесничество на площади 313,2 тыс. га (давность устройства ДД.ММ.ГГГГ);

- Бадинское лесничество на площади 186,3 тыс. га, в том числе в Бадинском участковом лесничестве 109,3 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ и в Жипхегенском участковом лесничестве на площади 77 тыс. га (давность лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Лесохозяйственным регламентам Петровск-Забайкальского, Хилокского, Бадинского, лесничеств резервные леса на их территориях отсутствуют.

В соответствии с пунктом 32 Лесоустроительной инструкции, таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 116 Лесоустроительной инструкции).

Таким образом, осуществляемая в отношении лесных участков деятельность должна быть направлена именно на сохранение уникальной ценности земель лесного фонда и находящихся на них природных ресурсов, что и обеспечит права граждан на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в сфере функционирования и охраны лесов.

В результате отсутствия лесоустройства в виде таксации и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в Петровск-Забайкальском, Хилокском, Бадинском лесничествах невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанных территорий, установленных запретов и ограничений деятельности на данных территориях, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту. Одновременно с этим созданы условия для незаконного планирования и назначения мероприятий, не предусмотренных лесоустроительными документами, что ведет к утрате ценности этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что на территории указанных участковых лесничеств мероприятия по таксации не проводились с ДД.ММ.ГГГГ и это обстоятельство в силу приведенных норм препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в судебном заседании доводы представителя ответчика о том, что на выполнение таких мероприятий средства федерального бюджета министерству не выделяются, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений лесного законодательства - в течение 3 лет.

Указанные представителем ответчика доводы о прекращении производства по делу суд находит несостоятельными.

Решением Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) Российской Федерации возложена обязанность обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Забайкальского края, где сроки таксации составляют более десяти лет, на момент проведения лесоустроительных работ, согласно представляемым Государственной лесной службой Забайкальского края расчетным потребностям; обеспечить финансирование авиамониторинга в лесном фонде Забайкальского края в объеме, достаточном для осуществления Государственной лесной службой Забайкальского края, КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов», авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе с п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза РФ от 22.09.21997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом России ДД.ММ.ГГГГ, с кратностью патрулирования не менее 1.37.

На Государственную лесную службу Забайкальского края возложена обязанность в течении пяти лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по лесничествам расположенным на территории Забайкальского края, где сроки проведенной таксации превысили десять лет на момент проведения лесоустроительных работ (Акшинское, Аргунское, Балейское, Беклемишевское, Верхне-Читинское, Газимуро-Заводское, Ингодинское, Карымское, Красночикойское, Кыринское, Нерчинское, Оленгуйское, Ононское, Тунгокоченское, Чарское, Читинское, Шилкинское).

На Государственную лесную службу Забайкальского края КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» возложена обязанность обеспечить на постоянной основе выполнение авиамотиторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований установленных п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза РФ от 22.09.21997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом России ДД.ММ.ГГГГ, с кратностью патрулирования не менее 1.37.

Сведений о том, что в рамках указанного дела рассматривались требования прокурора о возложении на Государственную лесную службу Забайкальского края обязанности провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по лесничествам расположенным на территории в Петровск-Забайкальском, Хилокском и Бадинском лесничествах, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.

Исходя из изложенного, суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выраженное в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Петровск-Забайкальского, Хилокского, Бадинского лесничеств, где срок таксации и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляет более 15 лет на общей площади 1946,5 тыс. га.

Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в течении 3-х лет с момента вступления решения суда в силу организовать проведение лесоустройства путем таксации и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, где срок таксации и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляет более 15 лет:

- на территории Петровск-Забайкальского лесничества на площади 662 тыс. га, в том числе в Петровск-Забайкальском участковом лесничестве на площади 59,1 тыс. га, в Балягинском участковом лесничестве на площади 69,9 тыс. га, Катангарском участковом лесничестве на площади 110,8 тыс. га, Малетинском участковом лесничестве на площади 210,4 тыс. га, Новопавловском участковом лесничестве на площади 99,3 тыс. га, Толбагинском участковом лесничестве на площади 63,6 тыс. га, Хохотуйском участковом лесничестве на площади 48,9 тыс. га;

- на территории Хилокского лесничества на площади 1098,2 тыс. га, в том числе в Хилокском участковом лесничестве на площади 51,1 тыс. га, Линевоозерском участковом лесничестве на площади 175,1 тыс. га, Энгорокском участковом лесничестве на площади 188,1 тыс. га, Хушенгинском участковом лесничестве на площади 188,3 тыс. га, Харагунском участковом лесничестве на площади 182,4 тыс. га, Могзонском участковом лесничестве на площади 313,2 тыс. га;

- на территории Бадинского лесничества на площади 186,3 тыс. га, в том числе в Бадинском участковом лесничестве на площади 109,3 тыс. га, Жипхегенском участковом лесничестве на площади 77 тыс. га.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Решение изготовлено в окончательной форме 02 июля 2020 года.

Судья В.Е. Емельянова