ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2862/2022 от 22.07.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-2862/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2022 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгак А.А., при секретаре судебного заседания Саая А.-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2862/2022 по административному иску ФИО45 к начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва ФИО13, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о признании незаконными действия, решения, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, возложении обязанности устранить допущенные нарушения об оспаривании действий (бездействия), возложения обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав административного истца ФИО14 и ее представителя по устному ходатайсту ФИО6, просивших удовлетворить административные исковые требования, представителей административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва ФИО9, ФИО10, полагавших исковые требования не подлежащими удовлетворению,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд вышеуказанным административным исковым заявлением к административным ответчикам.

В обоснование административного иска с учётом уточнения указано на то, 21.12.2021 по запросу Каа-Хемского районного суда руководитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва ФИО15 направила ответ председателю Каа-Хемского районного суда ФИО7, в котором сообщила суду о том, что решением Совета адвокатской палаты Республики Тыва от 15.05.2019 № 80 её статус прекращён в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». При этом административный ответчик ФИО19 дала заключение о том, что в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», что она не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия в процессе в качестве законного представителя. Это вытекает из смысла и содержания оспариваемого ответа ФИО16. Будучи ФИО2ФИО17 должностным лицом, предоставляет официальную информацию, не соответствующую закону, а именно распространила ложные сведения в отношении нее, направляя официальные ответы по запросам суда, о том, что она, якобы, участвует в судах представителем, не имея на это право, то есть вводит в заблуждение и суд, и граждан, являющихся ее доверителями. Своими действиями ФИО18 унизила ее честь и достоинство, грубым образом вмешалась в ее частную жизнь, с целью подорвать доверие к ней со стороны доверителей, для подрыва ее имиджа и доверия кого бы то ни было, умаления ее достоинства и авторитета, чтобы посеять сомнения среди населения относительно ее порядочности перед доверителями, для того, чтобы население считало ее лгуньей, скрывающей, что она, не имея права быть представителем. ФИО21 распространила порочащую и прежде всего не соответствующую закону информации в виде прямых утверждений, которая стала доступна третьим лицам. Умышленный характер действий ФИО20 очевиден в силу ее статуса – руководителя государственного органа, осуществляющего надзорные функции за адвокатурой. В результате оспариваемых действий административных ответчиков и также их бездействия как проверяющего адвокатуру органа, были созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов как административного истца, поскольку судебные заседания откладывались в связи с запросами суда в адвокатскую палату Республики Тыва и в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва. Просит признать оспариваемые действия, решение административного ответчика - должностного лица руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва ФИО22 незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими ее права, свободы и законные интересы, создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации ее законных интересов, признать оспариваемые действия, решение административного ответчика - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими ее права, свободы и законные интересы, создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации ее законных интересов, обязать административных ответчиков Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва устранить допущенные нарушения прав, свобод и реализации ее законных интересов, также создавшие препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации ее интересов по представлению интересов доверителей в суде путем направления опровержения в судебные инстанции, направления извещений с разъяснениями ее доверителям в срок 10 дней, также сообщить об этом в течение месяца в суд, ей, со дня вступления в законную силу решения по административному делу.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва указывает на то, что ответ Управления не содержит в себе прямого указания на то, что ФИО23 не вправе быть представителем в суде, поскольку содержит в себе исключительно сведения о прекращении статуса адвоката ФИО24., содержащиеся в реестре адвокатов Республики Тыва и ссылку на положения абзаца второго пункта третьего статьи 17 ФЗ-63. Решение о допуске представителем сторон к участию в деле принимает исключительно суд, рассматривающий дело. Также указывают, что Управление является ненадлежащим ответчиком. Ответ Управления не является решением, содержащим в себе признаки распорядительных функций, не содержал в себе указания на запрет участия в суде ФИО25 в качестве представителя. Далее, решение Совета вступает в силу со дня его вынесения, обжалование в судебном порядке приятого Советом решения о прекращении статуса адвоката, не является основанием для его приостановления. Федеральный закон № 63 имеет равную юридическую силу с ГПК РФ и УПК РФ. У ФИО27 отсутствует право на обращение в суд в защиту неопределённого круга лиц, поскольку ни в силу закона, нив силу каких-либо полномочий ФИО26. таким право не обладает. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований Доржу Э.М.

Определением суда привлечено в качестве административного соответчика Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.

В судебном заседании административный истец ФИО28 и ее представитель по устному ходатайству ФИО6 просили удовлетворить административное исковое заявление.

Представители административных ответчиков ФИО9, ФИО10 просили отказать в удовлетворении административного иска, представив письменное возражение.

Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок подачи административного искового заявления административным истцом не пропущен.

Как следует из материалов дела, 21.12.2021 № 17/03-4517 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва направил на запрос председателя Каа-Хемского районного суда Республики Тыва о правомерности участия ФИО29 в суде в качестве представителя по доверенности ответ о том, что решением Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 15.05.2019 № 80 статус адвоката ФИО30. прекращён в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». На основании решения Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 15.05.2019 № 80 распоряжением Управления от 28.05.2019 № 156-р в реестр адвокатов Республики Тыва внесены сведения о прекращении статуса адвоката ФИО31. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», лицо, статус адвоката которого прекращён по основаниям, предусмотренным, в частности подпунктами 1, 2 пункта 2 настоящей статьи, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя.

Решением Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 15.05.2019 № 80, в связи с наличием в действиях (бездействии) адвоката ФИО32 имеющей регистрационный номер в реестре адвокатов Республики Тыва № 17/417 нарушения п.п. 1 ч. 4 ст. 7, ч. 1 и 6 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», п. 1 ст. 8, п.п. 1 п. 1 ст. 9 и п. 2 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката, применена мера дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката с установлением срока на 1 год по истечении которого может быть допущена ФИО46 к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.

Приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26 (ред. от 28.01.2022) "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" утверждено Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту, согласно пункту 1 которого следует, что Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Управление является юридическим лицом, имеет печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, со своим наименованием, малую выжимную металлическую печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета в территориальных органах Федерального казначейства (пункт 11 Положения).

Из пункта 3 Положения следует, что основными задачами Управления являются: 1) обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) координация деятельности территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России в рамках координационных советов при управлениях Минюста России (далее - подведомственные федеральные службы и учреждения соответственно); 3) обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации; 4) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 5) осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций; 6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии с п. 6 Положения Управление осуществляет следующие полномочия:

- получает в установленном порядке запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполняет их либо направляет для исполнения в другие органы государственной власти, а также направляет в установленном порядке запросы о правовой помощи, рассматривает другие обращения в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации;

- ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации;

- направляет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром юстиции Российской Федерации (пункт 7 Положения).

В силу пункт 8 Положения, начальник Управления: организует работу Управления на плановой основе, осуществляет общее руководство его деятельностью с соблюдением принципа единоначалия, контролирует выполнение возложенных на Управление задач и несет персональную ответственность за их выполнение без доверенности представляет интересы Управления в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и перед третьими лицами; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по следующим основаниям: подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты; вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным; смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления; выявление обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона; нарушение положений пункта 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 1, 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, на основании заключения квалификационной комиссии при: 1) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем; 2) нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката.

Лицо, статус адвоката которого прекращен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (п.3 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Лицо, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 и подпунктами 1, 2 и 2.1 пункта 2 настоящей статьи, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя (абз.2 п.3 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

О принятом в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи решении совет в десятидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, за исключением случая прекращения статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, соответствующее адвокатское образование, а также территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

В силу ч.ч. 1,2,3 ст. 49 ГПК РФ, представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены, за исключением лиц, указанных в статье 51 настоящего Кодекса.

Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.

Как следует из материалов дела, решением Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 15.05.2019 № 80 прекращен статус адвоката ФИО33 сроком на 1 год по истечении которого ФИО43. может быть допущена к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.

16 декабря 2021 года Каа-Хемским районным судом Республики Тыва в адрес начальника правления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва ФИО34 направлен запрос о том, что в производстве суда находится гражданское дело по иску ФИО11 к ГБУ РТ «Дерзиг-Аксынский психоневрологический интернат с детским отделением» о восстановлении на работе, по которому представителем истца по доверенности является ФИО35. представителем ответчика заявлено ходатайство о проверке полномочий ФИО36 на представительство в суде со ссылкой на абз. 2 п.3 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Просили предоставить сведений о том, имеет ли право ФИО44 представлять интересы в суде по доверенности.

В ответ на запрос начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва ФИО37 предоставила ответ от 21 декабря 2021 года № 17/03-4517 о том, что Решением Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 15.05.2019 № 80 прекращен статус адвоката ФИО38 В настоящее время у ФИО39 статус адвоката прекращен. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ лицо, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 и подпунктами 1, 2 и 2.1 пункта 2 настоящей статьи, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя.

Согласно распоряжению и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва от 28 мая 2019 года № 156-р внесены в реестр адвокатов Республики Тыва сведения о прекращении статуса адвоката ФИО40

В ответ на запрос суда из Каа-Хемского районного суда Республики Тыва предоставлены сведения о том, что после поступления ответа на запрос из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва ФИО41 продолжила участвовать в рассмотрении дела в качестве представителя истца.

С учётом вышеизложенного, ответ, данный начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва на обращение председателя Каа-Хемского районного суда Республики Тыва о возможности участия ФИО42 в суде в качестве представителя по доверенности соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку начальником Управления Министерства юстиции в ответ на запрос суда предоставлены сведения о прекращении статуса адвоката решением адвокатского органа, а также процитированы положения абзаца 2 пункта 3 статьи 17 Федерального закона, поскольку в запросе суда была ссылка на данную норму.

В данном случае суд не усматривает нарушений прав и законных интересов административного истца, поскольку каких-либо иных сведений, порочащих честь и достоинство административного истца не сообщалось, вместе с тем, право на участие по гражданскому делу в качестве представителя истца не нарушалось, что подтверждается ответом Каа-Хемского районного суда Республики Тыва.

В этой связи, оспариваемое административным истцом решение административных ответчиков является законным, соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы, не создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца.

Основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Наличия совокупности таких условий при разрешении заявленных требований судом не установлено.

При таких обстоятельствах административные исковые требования о признании незаконными действия, решения, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, возложении обязанности устранить допущенные нарушения об оспаривании действий (бездействия), возложения обязанности устранить допущенные нарушения не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Доржу Эремаа Маспый-ооловны к начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике ФИО2ФИО4, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о признании незаконными действия, решения, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, возложении обязанности устранить допущенные нарушения об оспаривании действий (бездействия), возложения обязанности устранить допущенные нарушения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2022 года (с учетом выходных дней).

Судья А.А. Донгак