Дело № 2а-2863/2022, УИД: 51RS0002-01-2022-003901-12,
решение в окончательной форме составлено: 24.08.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2022 года город Мурманск
Первомайский районный суд г. Мурманска в составе председательствующего судьи Жуковой М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мильчаковой В.В., помощником судьи Исаевой А.В.,
с участием административного истца ФИО3, обеспеченного посредством видеоконференцсвязи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Федеральному казенному учреждению *** о признании действий *** ФИО4 незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению *** (далее по тексту ФИО5) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании приговора *** суда *** от *** с *** он отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении *** (далее по тексту ФИО5), откуда *** был этапирован для проведения следственных действий в ФИО5
*** по утренней поверке, находясь в камере №*** ФИО5, не имея на лицевом счёте денежных средств, а так же почтовых марок и конвертов, он передал сотруднику специального учета ФИО5 в открытом виде ходатайство, адресованное в *** Главного следственного управления следственного комитета (далее по тексту ГСУ СК) России *** следователю ФИО1, для последующей отправки по назначению, однако на следующий день указанное ходатайство сотрудник отдела специального учета (далее по тексту ОСУ) вернул ему, представив официальный отказ в направлении адресату указанного ходатайства, в котором указано, что *** ГСУ СК России *** не входит в перечень государственных органов и учреждений, указанных в п.58 Правил внутреннего распорядка, в которые обращения осужденных при отсутствии денежных средств на лицевом счёте отправляются за счёт ***.
Полагая, что такой отказ не отвечает требованиям ч.4 ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ), п.58 Правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 №295 (далее по тексту ПВР) и Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», просит суд взыскать с ФИО5 в свою пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Определением судьи от *** к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены ГУФСИН России ***, определением от *** в качестве административного ответчика привлечена *** ФИО4, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов РФ и УФСИН России.
В судебном заседании административный истец ФИО3, участие которого обеспечено посредством видео-конференц-связи, настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном иске, уточнил исковые требования, дополнив их просьбой о признании действий *** ФИО4 незаконными в части отказа в направлении, переданной им почтовой корреспонденции в адрес следователя *** ГСУ СК России ***ФИО1 на основании письменного ответа от ***№***.
Представитель административного ответчика ФИО5 в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, а так же представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых она выразила несогласие с заявленными требованиями, в обоснование указав, что *** ГСУ СК России ***, в соответствии с пунктом 58 Приказа Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 №295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее по тексту Правила №295), не входит в перечень органов, в которые отправка корреспонденции осужденных осуществляется за счет средств исправительного учреждения, в связи с чем, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Административный ответчик *** ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители заинтересованных лиц – Министерства финансов РФ и УФСИН России, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.
Заслушав административного истца, изучив письменные возражения представителя административного ответчика ФИО5, изучив материалы административного дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО3 приговором суда осужден к 9 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, прибыл в *** из ФИО5 *** и убыл *** для отбывания наказания.
Ответом *** ФИО4 от ***№*** осужденному ФИО3 отказано в отправке корреспонденции, адресованной, в адрес следователя *** ГСУ СК России ***ФИО1, которое на основании п. 58 ст. 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, подается на отправку за счет осужденного.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемы прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действиями законных интересов гражданина или организации.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Осужденным при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В соответствии с п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295, предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет исправительного учреждения (за исключением направляемых в форме телеграмм). Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.
Из содержания ч. 1, 3 ст. 1, ч. 1 ст.5 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ) и п.п. 1,2,3 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38, следует, что Следственный комитет Российской Федерации (далее Следственный комитет РФ) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства; Следственный комитет РФ составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета РФ; руководство деятельностью Следственного комитета РФ осуществляет Президент Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ в систему Следственного комитета РФ входят следственные отделы и отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 (далее – Конвенция), каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В правовом единстве указанных норм международного права и позиций Европейского Суда по правам человека с нормами национального законодательства осужденные обладают правом на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, как и другие граждане Российской Федерации, без цензуры корреспонденции, поэтому отказ *** ФИО4 в отправке письма ФИО3, адресованного следователю *** ГСУ СК России ***ФИО1, входящего в систему федерального государственного органа – Следственного комитета, противоречит требованиям ч. 4 ст. 15 УИК РФ и п. 58 Правил внутреннего распорядка, а также нарушает права административного истца, что является основанием как для признания данного отказа *** ФИО4 незаконным, так и для взыскания компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении.
Разрешая требование о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд исходит из того, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; при определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания в связи с отказом в отправке обращения ФИО3, адресованного следователю ***ФИО1, в размере 2000,00 рублей.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к Федеральному казенному учреждению *** о признании действий *** ФИО4 незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ *** ФИО4 в отправке обращения ФИО3, адресованного следователю *** главного следственного управления следственного комитета России ***ФИО1
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО3 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Обязать Федеральное казенное учреждение *** отправлять обращения ФИО3, адресованные следователю ***ФИО1
В остальной части иска отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.
Копию решения в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Судья М.Ю. Жукова