ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2864/19 от 20.01.2020 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-347/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тверь 20 января 2020 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Зварич Е.А.,

при секретаре Кольцовой М.А.,

с участием представителя административного истца – Абраменко Е.И.

административного ответчика - Королевой В.Ю.

представителя заинтересованного лица - Ивановой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Заволжского района города Твери, глава администрации Заволжского района города Твери Синягина Д.Н. о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления,

установил:

Административные истцы администрации Заволжского района города Твери, глава администрации Заволжского района города Твери Синягина Д.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Заволжскому межрайонному следственному отделу г. Твери СУ СК России по Тверской области, следователю Заволжского межрайонного следственного отдела г. Твери СУ СК России по Тверской области Королевой В.Ю. о признании незаконным представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления от 25.10.2019 № 712пр-19.

Административные истцы полагают, что указанное представление является незаконным, а также нарушающим их права и законные интересы. Считают, что содержание представления не соответствует требованиям ст. 158 ч.2 УПК РФ. Кроме того, не отвечает признакам законности и обоснованности, т.к. не содержит мотивированных доводов и ссылок на нормативные правовые акты или иные акты с указанием конкретных статей которые истцы обязаны были исполнить. Представление должно быть конкретным и вносится только тогда, когда действительно иными мерами невозможно восстановить режим законности.

Истцы не являются субъектами, указанными в ч.2 ст. 158 УПК РФ, поскольку выявлено ненадлежащее исполнением сотрудниками ООО «Тверь Водоканал» своих должностных обязанностей 15.10.2019.

В соответствии с Положением № 1043 от 29.08.2014 ни администрация, ни ее руководитель не наделены полномочиями по содержанию инженерно-технических систем водоснабжения и водоотведения, их сооружений и элементов, по контролю и надзору в отношении деятельности ООО «Тверь Водоканал».

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Неисполнение оспариваемого представления влечет привлечение к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Ссылаясь ст. 46, 47 Конституции РФ, ст. ст. 1,41,124,125,126 КАС РФ, просят признать незаконным оспариваемое представление.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Тверь Водоканал».

В судебном заседании представитель административного истца Абраменко Е.И. полностью поддержала требования административного искового заявления. Дополнила, что аварийная ситуация создана по вине ООО «Тверь Водоканал». Полномочия по содержанию дорог возложены на структурное подразделение Департамент транспорта, который является самостоятельным юридическим лицом. Контроль и надзор администрация за департаментом не осуществляет. Принятие мер указанных в представлении не входит в полномочия истцов. Представление от 25.10.2019 истцами не исполнено, однако к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ следователем не привлечены.

Административный ответчик следователь Заволжского межрайонного следственного отдела г. Твери СУ СК России по Тверской области Королева В.Ю. возражала против удовлетворения заявленного иска, полагая его необоснованным. Поддержала доводы, приведенные в возражениях. Указала на законность оспариваемого представления и наличие оснований для принятия мер реагирования. МУП «ЖКХ» является муниципальным предприятием созданным в целях повышения эффективности использования муниципального имущества, улучшения состояния городской инфраструктуры, внедрения новых видов услуг для юридических и физических лиц в области ремонта и эксплуатации жилищного фонда, обеспечения жилищно-коммунальных услуг в городе Твери. Ссылается на п.3.1.6 и главу 9 Положение об администрации Заволжского района г. Твери Устав города Твери, где предоставлены полномочия администрации района в области жилищно-коммунального хозяйства. Должностные лица администрации правомочны составлять протоколы за нарушения правил благоустройства территории города по Закону Тверской области от 14.07.2003 № 46-30 «Об административных правонарушениях». Считает, что представление прав и законных интересов административных истцов не нарушает. При вынесении представления руководствовалась п. 36 Инструкции утвержденной приказом Следственного комитета РФ № 72 от 11.10.2012. Просила в удовлетворении иска отказать. В отношении истцов протоколы об административных правонарушениях по ст. 17.7 КоАП РФ не составлялись. Материал №712пр-19 от 15.10.2019 заведен по факту проверки сообщения на информационном портале. Статья 144 УПК РФ обязывает проводить проверку сообщений о преступлениях. По результатам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ООО «Тверь Водоканал».

Представитель заинтересованного лица ООО «Тверь Водоканал» Иванова О.Н. оставила удовлетворение исковых требований на усмотрение суда. Пояснила, что канализационный люк находился на обслуживании МУП «ЖЭК». Представление следственного комитета от 07.11.2019 получено и исполнено. Канализационный колодец на ул.З.Коноплянниковой был огорожен на время восстановительных работ, которые завершены 22.10.2019.

Остальные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом явка сторон не признана обязательной.

В связи с указанными обстоятельствами судом определено провести судебное заседание в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (ст. 1, Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О Следственном комитете Российской Федерации" )

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" одной из основных задач Следственного комитета являются организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств.

Уголовная ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно за неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности предусмотрена статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Деяния, предусмотренные статьей 238 УК РФ, посягают на общественные отношения, связанные с охраной здоровья населения.

Следователем Заволжского межрайонного следственного отдела г. Твери СУ СК России по Тверской области Королевой В.Ю. проведена проверка сообщения на информационном портале «Твое информационное пространство» о падении пожилого мужчины в открытый канализационный люк 15.10.2019 на ул. Зинаиды Коноплянниковой г. Твери. Рапорт об обнаружении признаков преступления предусмотренного ст. 238 УК РФ в действиях сотрудников ООО «Тверь Водоканал» зарегистрирован в КРСоП №712пр- 19 от 15.10.2019.

Постановлением от 25.10.2019 отказано в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях сотрудников ООО «Тверь Водоканал» состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ.

Частью 1 статьи 144 Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации установлено, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной этим кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

В силу статьи 145 названного кодекса по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 данного кодекса; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 Кодекса (часть 1). О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (часть 2).

По результатам проверки следователем Королевой В.Ю. внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления от 25.10.2019 № 712пр-19 в отношении администрации Заволжского района города Твери. Как следует из представления, причины и условия аварийной ситуации на проезжей части ул. З. Коноплянниковой повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Названным представлением администрации Заволжского района города Твери предложено:

1.Рассмотреть на совещании руководства сотрудников администрации Заволжского района г. Твери, где указать на выявленные недостатки в работе и принять исчерпывающие меры по их устранению,

2. Провести профилактические мероприятия, направленные на устранение недостатков в работе ООО «Тверь Водоканал»,

3. Принять конкретные меры по вопросу устранения причин, способствующих созданию аварийной ситуации на сооружениях, которые обслуживает ООО «Тверь Водоканал».

На исполнение Представления от 25.10.2019 и уведомления о принятых мерах администрации Заволжского района города Твери установлен месячный срок с момента получения Представления.

Оценивая законность оспариваемого представления, суд приходит следующему.

Согласно ст. 2 УК РФ одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений.

В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ дознаватель или следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Следовательно, законом предусмотрена обязанность соответствующего должностного лица организации рассмотреть поступившее от следователя или дознавателя представление и в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 г., регистрационный N 27314, опубликован 6 марта 2013 г. в "Российской газете".

Абзацем первым пункта 36 Инструкции установлено, что при проверке сообщения о преступлении правомочное должностное лицо следственного органа Следственного комитета с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих немедленного реагирования, обязано в пределах своих полномочий незамедлительно принять меры к предотвращению и пресечению преступления, а также к обнаружению и фиксации следов преступления и иных доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.

О мерах, принятых по сообщению о преступлении, и их результатах следователь должен постоянно информировать руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя для определения необходимости принятия дополнительных организационных мер.

Вопреки доводам истцов представление основано на действующем уголовно-процессуальном законодательстве, внесено в пределах полномочий следователя, представление не вмешивается в компетенцию администрации и его руководителя, поскольку лишь предлагает провести профилактические мероприятия, рассмотреть представление на совещании, с принятием мер по создавшейся аварийной ситуации на объекте инженерной инфраструктуры водоснабжения жилищно-коммунального хозяйства города Твери.

Доводы стороны административного истца о наличии полномочий по содержанию дорог у департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери не свидетельствуют о незаконности представления, поскольку последний является структурным подразделением администрации города Твери по вопросам жизнеобеспечения города Твери.

Администрация Заволжского района в городе Твери является территориальным подразделением Администрации города Твери, наделенным органом местного самоуправления исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Полномочия администрации района распространяются на территорию района в пределах его установленных границ. (Постановление Администрации города Твери от 29 августа 2014 г. N 1043 "О положении об администрации Заволжского района в городе Твери" Глава1).

В соответствии с п. 2.1 Положения Глава администрации района отвечает за деятельность администрации района в целом.

Администрация района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения согласно Уставу города Твери в следующих сферах в рамках делегированных полномочий:…жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики (п.3.1.6.Положения).

Главой 9 Положения регламентированы полномочия администрации района в области жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики, где пунктом 9.10 предусмотрено взаимодействие с организациями при проведении ими аварийных работ в жилищном фонде, на инженерных сетях и сооружениях района, а п. 9.14 возможность внесения в администрацию города Твери предложения по развитию системы водоснабжения, газоснабжения, электрификации, телефонизации на территории района.

Вносит в Администрацию города Твери предложения по развитию системы водоснабжения, газоснабжения, электрификации, телефонизации на территории района.

Согласно п.9.18 осуществляет систематическое обследование территории района на предмет выявления нарушений Правил благоустройства территории города Твери на территории района, в том числе требований по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (ст. 9.18 Положения)

Правила благоустройства территории города Твери (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Уставом города Твери и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области благоустройства территорий муниципальных образований.

Организация благоустройства территории города Твери в соответствии с Правилами осуществляется органами местного самоуправления города Твери в соответствии с их компетенцией, определенной Уставом города Твери и иными муниципальными правовыми актами города Твери (Утверждено Решение Тверской городской Думы от 16 октября 2014 г. N 368 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Твери").

Согласно материалам дела 15.10.2019 в ООО «Тверь Водоканал» поступила заявка от МУП «ЖЭК» о провале колодца на проезжей части по адресу: ул. З.Коноплянниковой д. 3

Колодец является объектом инженерной инфраструктуры водоснабжения. Объекты жилищно-коммунального хозяйства города Твери включены в реестр муниципальной собственности.

Обязанности по содержанию и эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и водоотведения возложено на ООО «Тверь Водоканал».

Однако это не исключает полномочий истцов в области жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики, в том числе нормотворчество.

Приведённые административным истцом доводы о том, что виновником аварийной ситуации является ООО «Тверь Водоканал» отмену оспариваемого представления не влекут.

В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственного комитете Российской Федерации» статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственного комитете Российской Федерации», руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, а также следователи вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета. В течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и о результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета.

В каждом случае представление должно отвечать требованиям обоснованности и мотивированности. В нем особое внимание должно быть уделено: а) указанию обстоятельств, способствовавших совершению преступления; б) конкретным мерам, которые необходимо предпринять для устранения этих обстоятельств. При этом следует учесть: а) недопустимость вмешательства в деятельность организаций или должностных лиц; б) презумпцию невиновности. В представлении не должна констатироваться или предрешаться виновность конкретных лиц в преступлениях или административных правонарушениях.

Законные требования следователя (дознавателя) определяются его полномочиями как участника уголовного судопроизводства (глава 6 УПК РФ).

Представление следователя законно и обоснованно, соответствует действующему уголовно-процессуальному законодательству, а потому не может нарушать права руководителя администрации, налагать на него обязанности, не предусмотренные законом, повлечь какие-либо неблагоприятные последствия для самой администрации Заволжского района города Твери.

Доводы о последствиях неисполнение предписания влекущих привлечение глава администрации Заволжского района города Твери Синягина Д.Н. к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ противоречит Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007).

Так, статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение законных требований следователя, дознавателя.

Субъектом ответственности являются должностные лица.

Таким образом, нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена ответственность за невыполнение данной обязанности лицами, не являющимися участниками уголовно-процессуального производства.

Как следует из материалов проверки сообщения о преступлении Заволжского межрайонного следственного отдела г. Твери СУ СК России по Тверской области, зарегистрированные в КРСоП №712пр-19 от 15.10.2019 оно проводилась в отношении ООО «Тверь Водоканал». Согласно объяснениям следователя Королевой В.Ю. протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ст. 17.7 КоАП в отношении должностных лиц администрации Заволжского района города Твери не составлялись.

Кроме того, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

Оспариваемое представление принято полномочным органом в соответствии с действующим законодательством, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены и ему не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно не возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В рамках заявленных требований стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований.

При решении вопроса о своевременности обращения, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, предусмотренный положениями ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований административного искового заявления администрации Заволжского района города Твери, глава администрации Заволжского района г. Твери Синягина Д.Н. о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 27 января 2020 года.

Председательствующий Е.А. Зварич