ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2864/20 от 25.06.2020 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

дело № 2а-2864/2020

27RS0004-01-2020-003116-16

Решение

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи - Осиповой И.Н.

с участием административного истца - адвоката Рябинина Д.А.,

представителя административного ответчика - Николаевой И.В., действующей на основании доверенности, предоставившей сведения о наличии высшего юридического образования

при секретаре судебного заседания Ушаковой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Рябинина Д.А, к Главному государственному санитарному врачу Федеральной службы исполнения наказаний России об обжаловании постановления,

Установил:

Административный истец Рябинин Д.А. обратился в суд с административным иском к Главному государственному санитарному врачу Федеральной службы исполнения наказаний России о признании недействительным положения п.2 постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленного административного иска указал, что положением п.2 постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в части предписания «Предоставлять свидания подозреваемым, обвиняемым и осужденным с защитниками, адвокатами и другими лицами, имеющими право на оказание юридической помощи в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется стекло» должно быть признано недействительным. Административный истец является адвокатом, осуществляет деятельность по оказанию юридической помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в том числе в следственных изоляторах ФСИН России. С ДД.ММ.ГГГГ сотрудники следственных изоляторов, в частности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, ссылаясь на вышеуказанные оспариваемые положения постановления административного ответчика свиданий с подзащитным осуществляется в помещениях комнат краткосрочных свиданий, посредством переговоров с использованием технических средств, имеющих техническую возможность для их прослушивания, а также в присутствии иных лиц в помещении данных комнат. Данное положение нарушает положение пункта 5 части 3 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", статью 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" о конфиденциальности свиданий адвоката с доверителем наедине без ограничения их числа и продолжительности. Просит признать недействительными положения п.2 постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в части предписания «Предоставлять свидания подозреваемым, обвиняемым и осужденным с защитниками, адвокатами и другими лицами, имеющими право на оказание юридической помощи в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется стекло».

В судебном заседании административный истец Рябинин Д.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, по доводам указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Николаева И.В. возражала по заявленным требованиям в полном объеме, по доводам указанным в письменных возражениях. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно материалам дела, в соответствие с положения п.2 постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что «Предоставлять свидания подозреваемым, обвиняемым и осужденным с защитниками, адвокатами и другими лицами, имеющими право на оказание юридической помощи в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется стекло».

В соответствии с ч. 1 ст. 29, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право, в частности, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 65).

В соответствии с требованиями ст. 31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Управлении организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту - УОМСО ФСИН России) (утв. Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ) одной из основных задач и функций Управления является обеспечение государственного надзора за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации в учреждениях и органах УИС. Согласно п. 12 Положения об УОМСО ФСИН России в структуру Управления входит главный государственный санитарный врач ФСИН России, который осуществляет организацию Госсанэпиднадзора в уголовно-исполнительной системе.

Права должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях УИС, определены п. 10 Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы (утв. Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГN 205). Так, согласно абз. девятому п. 10 Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы указанные должностные лица вправе принимать обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом, в пределах имеющихся у него полномочий.

Обжалуемые положения п. 2 постановления ГГСВ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предоставление свиданий подозреваемым, обвиняемым и осужденным с защитниками, адвокатами и другими лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, следует осуществлять в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется стекло, с использованием средств индивидуальной защиты (масок для защиты органов дыхания, бахил и перчаток) всеми участниками свидания, направлено исключительно на недопущение заноса на территорию учреждений УИС РФ вируса COVID 19, носит профилактический характер, согласуется с нормами действующего законодательства Российской Федерации, гарантирующего каждому конституционное право на охрану его здоровья.

Инфекционное заболевание - новая коронавирусная инфекция COVID- 19 -входит в перечень заболеваний, при угрозе распространения которой возможно введение ограничительных мероприятий.

В ходе рассмотрения дела административным истцом не предоставлено надлежащих доказательств и не приведено достаточных доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности оспариваемого постановления.

Нарушений прав и законных интересов административного истца, равно как и других лиц, не допущено, доказательств обратного, административным истцом не предоставлено.

Таким образом, положением п. 2 постановления ГГСВ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела в судебном заседании не было установлено нарушений прав административного истца Рябинина Д.А. суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в части признании нарушения прав административного истца, возложении обязанности, взыскании компенсации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Рябинина Д.А, к Главному государственному санитарному врачу Федеральной службы исполнения наказаний России об обжаловании постановления - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий судья: И.Н. Осипова

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020 года