Дело № 2а-2864/2020 17 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Александрова А.А.,
при секретаре Арюткиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, понуждении принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, направить соглашение о выкупе жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – администрация МО «Город Архангельск»), в котором просила: признать бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск» в части проведения процедуры изъятия земельного участка, на котором расположен жилой дом для государственных и муниципальных нужд незаконным; возложить обязанность в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой ... канал в г.Архангельске и принять решение об изъятии жилого помещения жилого дома, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа; возложить обязанность на администрацию после принятия решения об изъятии земельного участка направить по месту жительства ФИО1 соглашение, в котором будет указана выкупная цена изымаемого жилого помещения и иные условия выкупа. Также истец просила взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг в сумме 27000 руб.
В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, ... канал, ..., на основании свидетельства о праве собственности 29-AЛ 002799 от <Дата>. Распоряжением от <Дата><№>р на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата><№> многоквартирный жилой ... канал в г.Архангельске был признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам дома было направлено требование <№> от <Дата>. <Дата> ответчик уведомил истца об изменении срока сноса дома до <Дата>. Вместе с тем, на момент обращения с иском указанный срок истек, однако административным ответчиком не предпринято мер по изъятию жилых помещений административных истцов. Ответчик не направил в адрес истца соглашение, в котором должна быть указана выкупная цена изымаемого жилого помещения и иные условия выкупа.
Представитель административного истца в судебном заседании иск поддержала.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании с иском согласилась.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил. Представитель ответчика в отзывах на исковое заявление от <Дата> и <Дата> (л.д.39, 139) с иском не согласилась, полагает, что бездействия ответчик не допускал. Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» <Дата> опубликовано сообщение о планируемом изъятии земельного участка и жилых помещений в городской газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном сайте Администрации МО «Город Архангельск». В соответствии со ст.56.5 ЗК РФ определен 60-дневный срок для подачи заявлений заинтересованными лицами о зарегистрированных правах. Срок, указанный в публикации истек, <Дата>. В настоящее время администрация готовит проект распоряжения об изъятии земельного участка и жилых помещений. После принятия распоряжения об изъятии при наличии денежных средств администрацией муниципального образования будут проведены процедуры с целью определения выкупной стоимости жилых помещений дома в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4, Департамент городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по вызову суда не явились (представителей не направили).
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, ... канал, ..., на основании свидетельства о праве собственности 29-AЛ 002799 от <Дата>.
Распоряжением от <Дата><№>р на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата><№> многоквартирный жилой ... канал в г.Архангельске был признан аварийным и подлежащим сносу.
Собственникам дома было направлено требование <№> от <Дата>. <Дата> ответчик уведомил истца об изменении срока сноса дома до <Дата>.
В соответствии с частями 1, 2, 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст.32 ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В установленный срок собственниками жилых помещений в доме по адресу: г.Архангельск, ...<***>, ... не осуществлено мероприятий по сносу или реконструкции указанного жилого дома.
В силу положений ст. 32 ЖК РФ направление проекта соглашение об изъятии жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, является частью процедуры изъятия этого имущества. При этом реализация такой процедуры осуществляется с момента принятия решения об изъятии этого имущества. Иного не следует и из положений ст.ст. 56.2-56.10 Земельного кодекса российской Федерации, устанавливающих порядок изъятии земельных участков для государственных и муницпиальных нужд.
Согласно ст.56.5 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны, в том числе, обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» <Дата> опубликовано сообщение о планируемом изъятии земельного участка и жилых помещений в городской газете «Архангельск-город воинской славы» (л.д.40) и на официальном сайте Администрации МО «Город Архангельск». В публикации указано, что получить информацию о предполагаемом изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, а также подать заявления об учете прав на земельный участок и иные объекты недвижимого имущества, заинтересованные лица могут в течение 60 дней с момента опубликования настоящего сообщения. Срок, указанный в публикации истек, <Дата>.
Учитывая, что на момент обращения с административным иском (<Дата>) срок, указанный в публикации, не истёк, доводы искового заявления не могут быть признаны обоснованными. Срок, прошедший с <Дата> до момента вынесения настоящего решения, также не свидетельствует о виновном бездействии администрации муниципального образования.
Как сообщил ответчик, в настоящий момент проводится работа по подготовке проекта распоряжения об изъятии. После издания распоряжения об изъятии земельного участка необходимо определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение с соблюдением требований Федерального закона от <Дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федерального закона от <Дата> №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в настоящий момент исковые требования заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного не имеется оснований для удовлетворения заявления истца о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, понуждении принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, направить соглашение о выкупе жилого помещения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А.Александров