ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2865/2022 от 01.08.2022 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68RS0001-01-2022-003266-90

Копия

Дело №2а-2865/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 1 августа 2022 года)

27 июля 2022 года г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе судьи Толмачевой М.С., при секретаре Казарине Д.А., с участием представителя административного истца помощника прокурора Тамбовской области Ермаковой Е.С., представителя административного ответчика межрегионального территориального Управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях Овчинниковой Я.М., представителя заинтересованного лица АО «Пигмент» Алпатовой Е.А., представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по Тамбовской области Чернова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора к межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «Пигмент» и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора обратился в Октябрьский районный суд с административным исковым заявлением к межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «» и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой области проведена проверка в сфере соблюдения законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в ходе которой установлено, что на территории АО «» по адресу: расположен ряд защитных сооружения – убежищ: в здании заводоуправления, , инвентарный , в административно-бытовом корпусе цеха , , инвентарный , в отдельно стоящем строении, , инвентарный , в административном здании , инвентарный . АО » эксплуатирует данные объекты в мирное время, что подтверждается инвентаризационными карточками.

Административный истец, ссылаясь на положения п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1309 от 29 ноября 1999 года, ФЗ № 28-ФЗ от 2 февраля 1998 года «О гражданской обороне», п.2 раздела 3 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт –Петербурга и муниципальную собственность» указывает, что объекты связи инженерной инфраструктуры, в том числе, защитные сооружения гражданкой обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.

Согласно п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №2284 от 24 декабря 1993 года защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В ходе проведенной проверки установлено, что в результате приватизации в ОАО «» перешло право собственности на вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны, при этом указанные убежища относятся к федеральной собственности, однако межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, являющееся уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным имуществом в проявляет бездействие, выразившееся в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «Пигмент».

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Ермакова Е.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика - территориального Управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях Овчинникова Я.М. административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений, дополнительно указала, что Управление ожидает окончание административных процедур по стороны АО «Пигмент» по передаче спорного имущества в федеральную собственность на добровольной основе, поскольку данные процедуры требуют значительных временных и денежных затрат. Также указала, что поскольку АО «Пигмент» согласилось взять на себя бремя расходов по переоформлению и передачи спорных объектов в федеральную собственность, Управлением Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях дополнительных действий не производится, в том числе по причине отсутствия как необходимых документов для оформления прав федеральной собственности, которые в настоящее время оформляются АО «Пигмент», так и надлежащего финансирования.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Пигмент» Алпатова Е.А. административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений, указала, что АО «Пигмент» намерено передать объекты гражданской обороны в федеральную собственность во вне судебном порядке после завершения всех административных процедур по формированию убежищ как самостоятельных объектов недвижимости и снятии с них обременений банка по договору ипотеки.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Чернов А.А. административные исковые требования заместителя прокурора области поддержал в полном объеме, указав, что спорные объекты гражданской обороны должны находиться в федеральной собственности.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ПАО Банк «ВТБ», надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыл, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Предметом прокурорского надзора, является в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, …органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 21, Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Отношения в области гражданской обороны и защиты мест с массовым пребыванием людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583, а также Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года № 575.

В силу ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 4 названного Закона).

Согласно положениям ст. ст. 8, 9 вышеуказанного Федерального закона организации поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, а также планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.Порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны пределен в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.

В соответствии с п. 13 указанного постановления в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Вышеуказанные Правила в соответствии с п. 1.2 должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно п. 3.2.1 Правил в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года №583, статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища ПРУ, заверенного организацией, -эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. При режиме повседневной деятельности должны выполняться требования, обеспечивающие сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.

Пункт 2 раздела III Приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную Собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относит объекты связи и инженерной инфраструктуры, в том числе защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.

Пункт 15 того же Постановления определяет, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается и лицами, участвующими в деле не опровергнуто, что прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории АО «» по адресу: расположены защитные сооружения – убежища: в здании заводоуправления, , инвентарный , в административно-бытовом корпусе цеха , , инвентарный , в отдельно стоящем строении, , инвентарный , в административном здании , инвентарный , право собственности на которые в результате приватизации зарегистрировано за ОАО «Пигмент», которое эксплуатирует данные объекты в настоящее время.

Данные обстоятельства подтверждаются техническими паспортами сооружений, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из журнала учета защитных сооружения гражданской обороны АО «», инвентаризационными карточками защитных сооружений гражданкой обороны , , , , дополнениями и изменениями к плану приватизации Тамбовского производственного объединения «», сообщением заместителя начальника ГУ МСЧ России по № ИВ-143-1269 от ДД.ММ.ГГГГ, паспортами убежищ.

В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года № 461, межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тамбовской и Липецкой областей.

Согласно п. 2.1.37. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и лицами, участвующими в деле не опровергнуто, что территориальным Управлением Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях не предпринимались никакие действия по истребованию из чужого незаконного владения имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «Пигмент» по причине добровольного согласия со стороны АО «Пигмент» по переоформлению и передачи спорных объектов в федеральную собственность, со стороны которого в настоящее время совершаются административные процедуры по проведению кадастровых работ, формированию убежищ как самостоятельных объектов недвижимости, снятии с них обременений в виде ипотеки.

Вместе с тем, оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что проведение АО » административных процедур по добровольной передаче спорных объектов гражданской обороны в федеральную собственность, с учетом истечения сроков, установленных между территориальным Управлением Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях и АО «Пигмент» по добровольной передаче спорных объектов (4 квартал 2021 года), не снимает с территориального Управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях прямой обязанности, установленной законом по принятию мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества, в связи с чем приходит к выводу, что административные исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, суд принимает во внимание и сообщение руководителя территориального Управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от ДД.ММ.ГГГГ исх. -ЛМ02.1/1171, направленное в адрес прокуратуры , согласно которому в связи отсутствием со стороны АО «» необходимого пакета документов для заключения договора пожертвования о передаче защитных сооружений гражданской обороны Управлением рассматривается вопрос об истребовании защитных сооружений гражданской обороны в судебном порядке, однако, на дату вынесения настоящего решения такие действия со стороны административного ответчика не совершены.

Ссылки представителя административного ответчика на отсутствие необходимых документов для оформления спорных объектов в федеральную собственность суд считает не состоятельными, поскольку суду не представлено доказательств обращения представителей территориального Управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в органы Росреестра по для оформления права федеральной собственности в отношении спорных защитных сооружений гражданской обороны с документами, имеющимися в наличии (технических паспортов, инвентаризационных карточек) и отказ регистрирующего органа в оформлении прав собственности.

С учетом обстоятельств дела, суд полагает необходимым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме, а также установить административному ответчику срок исполнения настоящего решения в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с возложением на территориальное Управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях обязанности письменно уведомить суд об исполнении решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования заместителя прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие межрегионального территориального Управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, выразившееся в не принятии мер, направленных на истребование из чужого незаконного владения имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО «».

Обязать межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях принять меры к истребованию из чужого незаконного владения недвижимого имущества – защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, расположенных на территории АО » по адресу: здании заводоуправления, , инвентарный , в административно-бытовом корпусе цеха , , инвентарный , в отдельно стоящем строении, , инвентарный , в административном здании , инвентарный .

Установить срок исполнения настоящего решения в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать территориальное Управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях письменно уведомить суд об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Толмачева

Копия верна.

Судья М.С. Толмачева