ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2868/19 от 18.10.2019 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело 2а-2868/2019

УИД 55RS0005-01-2019-004022-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2019 года город Омск

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Карева Е.П., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска ФИО3, представителя административного ответчика Администрации города Омска ФИО4, при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., помощник судьи Сущенко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности на Администрацию города Омска принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Первомайский районный суд города Омска с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности на Администрацию города Омска принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В обоснование требований указала, что административному истцу, на праве собственности, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит жилой дом, площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана регистрационная надпись, за , стр. . Ей же, на праве собственности, принадлежит земельный участок из категории земель населенных пунктов - для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Она обращалась в суд с иском о признании реестровой ошибки и ее исправлении. Первомайским районным судом постановлено решение, о признании наличия реестровой ошибки в описании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, об исправлении реестровой ошибки в описании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> соответствии с заключением и одновременным добавлением точек с координатами в ГКН согласно схеме № 3. Земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне ОД1 (общественно-деловая зона) в соответствии с решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск»; вид разрешенного использования - для строительства административного здания. Она обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска с обращением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид земельного участка с кадастровым номером «для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более трех этажей)». В соответствии с постановлением Мэра города Омска от 29 января 2019 г. № 3-пм публичные слушания состоялись 26 февраля 2019 г. В ходе публичных слушаний отмечено, что испрашиваемое разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более трех этажей) не соответствует проекту планировки территории. Таким образом, по результатам состоявшихся 26.02.2019 г. публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка на основании заключения и рекомендаций Комиссии, подпунктом 6 пункта 1 постановления от 19 апреля 2019г. № 317-п. Администрацией г. Омска отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более трех этажей). ФИО1 полагает, что отказ администрации в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является незаконным и нарушает ее права и законные интересы как собственника земельного участка. В соответствии со статьями 36, 37, 39 ГрК РФ, частями 1, 2 статьи 14, статьями 42, 43, 45 Правил землепользования и застройки можно прийти к выводу о том, что подпункт 6 пункта 1 постановления от 19 апреля 2019 г. № 317-п Администрации г. Омска не соответствует требованиям действующего законодательства, основано на заключении о результатах публичных слушаний от 26 февраля 2019 года и рекомендаций Комиссии по подготовке рекомендаций о предоставлении разрешения в его предоставлении от 26 февраля 2019года, которые не содержат правовых оснований, препятствующих предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером «для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более трех этажей)». Принятое решение не содержит должной мотивировки, позволяющей сделать выводы о том, соответствует ли испрашиваемый условно разрешенный вид использования градостроительному регламенту и соблюдаются ли при таком виде использования участка требования технических регламентов. Результаты публичных слушаний и рекомендации специальной комиссии, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для уполномоченного органа местного самоуправления, поэтому при установлении факта соблюдения обозначенных выше условий условного разрешенного использования земельного участка такой орган вправе принять решение о предоставлении соответствующего разрешения. Стоит отметить, что действующее законодательство предусматривает возможность строительства жилых домов на территории общественно-деловых зон градостроительного зонирования. Кроме того, с учетом результатов публичных слушаний комиссией по подготовке проекта ПЗЗ г. Омска было рекомендовано предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером «для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более трех этажей)». На основании вышеизложенного, просила признать незаконным постановление Администрации от 19 апреля 2019 г. № 317-п об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования - земельного участка с кадастровым номером в части пункта 1, подпункта 6; обязать Администрацию г. Омска в трехдневный срок принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании доводы административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ФИО1ФИО2, действующая на основании устного заявления административного истца, в судебном заседании исковые требования также поддержала, дополнительно пояснила, что полагает срок обжалования не пропущенным, поскольку имелись разногласия между рекомендациями в предоставлении разрешения и об отказе в предоставлении соответствующего разрешения, в связи с чем, ФИО1 обратилась к Мэру с просьбой дополнительно рассмотреть возможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. По результатам рассмотрения обращения, административный орган ответил отказом, в связи с чем, учитывая, что имелись дополнительные обращения, истец в досудебном порядке использовал способы защиты своего нарушенного права, полагала срок на обжалование не пропущенным.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению, по основаниям указанным в отзыве. Дополнительно указала на пропуск административным истцом срока обращения в суд.

Представитель административного ответчика Администрации города Омска ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании также полагала заявленные требования необоснованными, по основаниям, изложенным в отзыве, указала на пропуск административным истцом срока обращения в суд за защитной предполагаемого нарушенного права.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно материалам дела, в том числе кадастровой выписки о земельном участке по состоянию на 10.12.2015 г., выданной ФБУ «ФКП Управления Росреестра» по Омской области, истец является собственником жилого дома и земельного участка, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью: кв.м.

Административный истец обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером для размещения индивидуального жилого дома (не более 3 этажей).

Мэром г. Омска издано постановление от 29 января 2019 года № 3- пм «Об организации и проведении публичных слушаний по проекту постановления Администрации г. Омка о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства».

Публичные слушания по проекту постановления Администрации г. Омка о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , состоялись 21 февраля 2019 года.

Согласно протоколу публичных слушаний и заключению о результатах публичных слушаний, рассмотрены обращения о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования, в том числе земельного участка с кадастровым номером , докладчиком отмечено, что испрашиваемое разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка данного земельного участка для размещения индивидуального жилого дома (не более 3 этажей), не соответствует проекту планировки территории, расположенной в границах: улица
<адрес> округах города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 12 июля 2018 года № 696-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п», в части расположения указанного земельного участка с кадастровым номером в зонах планируемого размещения объектов жилой застройки средней этажности. Кроме того, в Комиссию поступила информация иного участника публичных слушаний ведущего инженера отдела обеспечения первичных мер пожарной безопасности Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям департамента общественной безопасности Администрации города Омска о необеспечении противопожарным водоснабжением (до ближайших пожарных гидрантов более 200 м.).

Согласно заключению по результатам публичных слушаний (л.д. 40-44) и рекомендациям по обращениям о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка (л.л. 45-55) по обращению ФИО1 рекомендовано предоставить разрешение на испрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка.

Постановлением Администрации города Омска от 19.04.2019 г. № 317-п «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», Уставом города Омска, на основании заключения о результатах публичных слушаний от 26 февраля 2019 года и рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска от 26 февраля 2019 года отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком (не более 3 этажей).

Административный истец просит признать указанное постановление незаконным, поскольку оно нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка. В обосновании указывая, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не являются обязательным для уполномоченного органа местного самоуправления, поэтому если испрашиваемый условно разрешенный вид использования соответствует градостроительному регламенту и при этом соблюдаются требования технических регламентов, орган вправе принять решение о предоставлении соответствующего разрешения.

Оценивая указанные доводы административного истца, суд отмечает, что в силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является одновременное наличие двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Суд считает, что постановление Администрации г. Омска об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является законным, обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Так, ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в ч. 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

При этом действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.

Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 года № 272 (ред. от 20.06.2018 г.) утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городе Омске.

В соответствии со ст. 6-10 указанного Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городе Омске для проведения публичных слушаний Мэром города Омска создается рабочий орган Администрации города Омска по организации и проведению публичных слушаний (далее - рабочий орган) и издается правовой акт об организации и проведении публичных слушаний.

В правовом акте Мэра города Омска об организации и проведении публичных слушаний указываются дата, время, место их проведения, формулировка выносимого на публичные слушания вопроса, а также состав и порядок работы рабочего органа.

Проекты правовых актов, а также необходимые документы по вопросам, выносимым на публичные слушания, подлежат опубликованию после опубликования либо одновременно с опубликованием правового акта о назначении (либо об организации и проведении) публичных слушаний, но не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения публичных слушаний.

Рабочая группа, а при организации публичных слушаний по инициативе Мэра города Омска - рабочий орган, разрабатывает повестку дня публичных слушаний с указанием порядка и времени выступлений докладчиков и иных лиц, зарегистрированных в качестве выступающих.

Житель города Омска, желающий выступать в публичных слушаниях, обязан зарегистрироваться в качестве выступающего. Рабочая группа, а при организации публичных слушаний по инициативе Мэра города Омска - рабочий орган, проводит регистрацию выступающего, которому объявляется о времени, установленном для выступления.

Выступающие на публичных слушаниях, жители города Омска, заинтересованные лица вправе представить в рабочую группу или рабочий орган письменные предложения и замечания по проектам правовых актов и вопросам, подлежащим рассмотрению на публичных слушаниях, для включения их в протокол публичных слушаний.

Ход публичных слушаний и выступления протоколируются. К протоколу прилагаются письменные предложения и замечания заинтересованных лиц.

По результатам публичных слушаний рабочая группа, а при организации публичных слушаний по инициативе Мэра города Омска - рабочий орган, в течение 14 рабочих дней составляет заключение о результатах публичных слушаний, в котором отражает выраженные позиции жителей города Омска и свои рекомендации, сформулированные по результатам публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Омска, иной официальной информации, а также размещению на официальном сайте Администрации города Омска или Омского городского Совета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Опубликование заключения осуществляется Мэром города Омска независимо от того, по чьей инициативе были назначены публичные слушания.

Результаты публичных слушаний, изложенные в заключении, принимаются во внимание при принятии органами местного самоуправления решения по вопросам, которые были предметом обсуждения на публичных слушаниях.

Результаты публичных слушаний, изложенные в заключении, могут быть приняты во внимание при принятии органами местного самоуправления решения по вопросам, аналогичным тем вопросам, которые являлись предметом обсуждения на публичных слушаниях.

Судом установлено, что в соответствии с порядком проведения публичных слушаний, установленным указанным решением Омского городского Совета, публичные слушания по проекту постановления Администрации г. Омска о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства были назначены на 21 февраля 2019 года постановлением Мэра города Омска от 29 января 2019 года.

21 февраля 2019 года состоялись вышеуказанные публичные слушания, что подтверждается протоколом публичных слушаний и заключением по результатам публичных слушаний.

В соответствии с требованиями муниципальных правовых актов, подготовлено заключение по результатам публичных слушаний и рекомендации по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка ФИО1

Согласно определению Верховного суда РФ от 28 января 2014 года № 18-КГ13-129 предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений при проведении процедуры предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Следовательно, установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об установлении условно разрешенного вида использования земельного участка, была соблюдена. Нарушений порядка проведения публичных слушаний по делу не установлено.

По смыслу положений статьи 7 ЗК РФ, частей 1 - 3 статьи 37 и статьи 39 Градостроительного кодекса РФ при установлении в отношении земельного участка основных и условно разрешенных видов его использования приоритетными является использование этого участка в соответствии с основными видами его использования. Использование земельного участка в соответствии с условно разрешенными видами его использования возможно только с разрешения органа местного самоуправления, полученного в установленном законом порядке.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 (ред. от 02.10.2019 г.) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В соответствии со ст. 9 указанных Правил, градостроительное зонирование территории города Омска осуществляется в соответствии с Генеральным планом, на основе комплексного анализа всех характеристик и особенностей территории города Омска.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанных Правил, градостроительный регламент в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включает в том числе: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования, требующие получения специального разрешения, которое принимается в порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящими Правилами.

В соответствии с картой градостроительного зонирования территорий города Омска, являющейся приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (л.д. 39) земельный участок административного истца находится в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1).

Для зоны ОД-1, вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей) отнесен к условно разрешенным видам использования.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, общественно-деловые зоны (ОД) выделены для обеспечения правовых условий использования и строительства новых объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В общественно-деловых зонах могут размещаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

Зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице № 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил.

Постановлением Администрации города Омска от 12.07.2018 г. № 696-п (ред. от 29.12.2018 г.) «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года № 896-п» утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: <адрес> административных округах <адрес>, в составе, в том числе положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: <адрес> административных округах <адрес>.

В соответствии с указанным Положением, проектируемая территория представлена тремя планировочными районами. II планировочный район расположен в границах: <адрес> этой территории предусмотрена комплексная реконструкция существующих кварталов и микрорайонов в границах: <адрес> с сохранением существующей планировочной структуры и сети улиц и проездов.

На остальной территории (от <адрес> до <адрес> (между <адрес>)) предусматривается реконструкция со сносом кварталов малоэтажной жилой застройки, размещением комплексной жилой застройки средней этажности с объектами общего образования.

На отдельных участках этого района предусматриваются зоны размещения объектов административно-делового и общественного назначения.

В соответствии с экспликацией из проекта планировки указанной территории, земельный участок, принадлежащий административному истцу, не подлежит отнесению в зону планируемого размещения жилой застройки средней этажности (Ж-3).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что использование земельного участка административным истцом для индивидуального жилищного строительства не соответствует проекту планировки территории, расположенной в границах: <адрес> административных округах <адрес>, поскольку земельный участок расположен не в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности, а в зоне объектов административно-делового и общественного назначения, суд не усматривает оснований для признания незаконным принятого Администрацией г. Омска постановления № 317-п от 19.04.2019 г. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В этой связи, суд не усматривает оснований для возложения обязанности на Администрацию города Омска принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку действующим законодательством определено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, на основании результатов публичных слушаний.

Частью 1 ст. 4 КАС РФ предусмотрено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Избранный способ защиты не должен нарушать права и законные интересы иных лиц. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с тем, что в судебном заседании не была установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого постановления ответчика нормативным правовым актам и нарушение этим решением прав и законных интересов административного истца, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

При этом суд отмечает, что административный истец не лишен возможности повторно обратиться за получением разрешения с представлением соответствующих доказательств, подтверждающих соблюдение градостроительных норм и правил, правил пожарной безопасности при возведении строения на своем земельном участке.

Доводы стороны административного иска о том, что по результатам публичных слушаний даны рекомендации предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, правового значения в рассматриваемом случае не имеют, поскольку хотя действующее законодательство и обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии (ч. 9 ст. 39 Градостроительный кодекс РФ), данные рекомендации не являются обязательными для органа, уполномоченного принимать решение, при наличии обстоятельств, препятствующих предоставлению соответствующего разрешения.

Кроме изложенного, суд учитывает и следующее обстоятельство.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

По смыслу положений ч. ч. 1, 2 ст. 95, ч. 7 ст. 219 КАС РФ лицам, пропустившим установленный названным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен по заявлению о восстановлении пропущенного процессуального срока, поданного в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Судом установлено, что оспариваемое постановление главой администрации города Омска было вынесено 19 апреля 2019 года.

Указанное постановление было опубликовано 25 апреля 2019 года в официальном печатном издании органа местного самоуправления – газета «Третья столица», № 17 (л.д. 132).

Также текст указанного постановления был размещен на официальном сайте Администрации г. Омска 26 апреля 2019 года (л.д. 133-134).

05 июня 2019 года административный истцом направлено обращение в Администрацию города Омска о дополнительном пересмотре заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, что также свидетельствует об осведомленности административного истца о вынесенном постановлении.

Вместе с тем, ФИО1 обратилась в суд с административным иском лишь 20.09.2019г. с пропуском установленного законом трехмесячного срока обжалования.

Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд за защитой предполагаемого нарушенного права ФИО1 не представлено.

Доводы представителя административного истца, о том, что срок на обжалование постановления от 19.04.2019 г. ими не пропущен, поскольку ими подавалось обращение в Администрацию г. Омска о пересмотре решения и они дожидались ответа, судом отклоняются, поскольку обжалование, прошение о пересмотре принятого постановления во внесудебном порядке не приостанавливает течение срока обжалования в суд и не препятствует такому обращению за судебной защитой.

На наличие каких-либо иных обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд с настоящим иском, с представлением соответствующих доказательств административный истец не ссылался, в связи с чем, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока.

Таким образом, поскольку административное исковое заявление об оспаривании постановления подано в суд 20.09.2019 года, то есть за пределами срока на обращение в суд с административным иском об отмене постановления Администрации г. Омска, а уважительность причин пропуска процессуального срока административном истцом не обоснована, в судебном заседании не установлена, указанное является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности на Администрацию города Омска принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности на Администрацию города Омска принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.10.2019 г.

Судья Е.П. Карев