Дело № 2а-2869/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 октября 2018года г.Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в составе председательствующего судьи Надежкина Е.В.
при секретаре Моисеенко Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> о признании отказа в организации парковочных мест для инвалидов на автомобильной парковке на придомовой территории многоквартирного дома
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> о признании отказа в организации парковочных мест для инвалидов на автомобильной парковке на придомовой территории многоквартирного дома. В обоснование доводов иска указав, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в приемную Президента РФ в Сибирском федеральном округе с просьбой оказать содействие в выделении парковочных мест для инвалидов на придомовой территории многоквартирного <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Мэрии <адрес> отказала в организации парковочных мест для инвалидов во дворе дома по адресу <адрес>. На придомовой территории указанного многоквартирного в рамках программы Благоустройства дворовых территорий организовано парковочное пространство с нанесением разметки. Однако места для инвалидов, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181 -ФЗ не выделены. Согласно позиции ответчика, норма ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ на придомовую территорию многоквартирного дома не распространяется, в удовлетворении требования было отказано, что является незаконным, так как согласно действующего законодательства парковочное место для автомашины которой пользуется инвалид должно быть организовано в месте жительства гражданина инвалида. Истец просит суд признать отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в организации парковочных мест для инвалидов на автомобильной парковке на придомовой территории многоквартирного дома незаконным, обязать администрацию <адрес> выделить парковочные места для инвалидов на парковке на придомовой территории многоквартирного дома по адресу <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину не явки в суд не сообщив.
Представитель административного истца адвокат Голубицкий Ю.Г. действующий на основании ордера в судебном заседании заявленный административный иск поддержал в полном объеме, дав аналогичные доводам иск пояснения.
Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО2 действующий на основании доверенности с предоставлением диплома в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, так как в компетенцию районной администрации не входит выделение и обустройство парковочным мест для инвалидов, данные вопросы разрешаются в рамках программы по благоустройству придомовой территории с учетом финансирования осуществляемого мэрией <адрес>, при этом необходимо согласие (решение) общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Представитель заинтересованного лица мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину не явки в суд не сообщив, возражений по существу административного иска не представив.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, видеоматериалы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181 -ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", стоянки (парковки) транспортных средств наряду с сооружениями, к которым относятся дорожные знаки, дорожными ограждениями, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, местами отдыха, остановочными пунктами, и так далее относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что дорожный фонд - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Статьей 2 Решения С. Д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 990 <адрес> «О муниципальном дорожном фонде <адрес>» установлено, что источником формирования муниципального дорожного фонда являются, в том числе, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>, на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов <адрес>, в том числе на формирование муниципального дорожного фонда.
Пунктом 2.2 Приложения к Решению С. Д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 990 «Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда <адрес>» предусмотрено, что направлениями расходования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда являются, в том числе, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов <адрес>.
Стороной административного ответчика не представлено доказательств того, что копия оспариваемого отказа была получена стороной истца в дату 01.12.17г., представителем административного ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что административный истец обратился в суд с рассматриваемым иском в установленный срок, которой необходимо исчислять с момента фактического ознакомления истца с оспариваемым отказом администрации района.
Судом при рассмотрении дела установлено, что административный истец ФИО1 проживает по адресу <адрес>, является инвалидом первой группы бессрочно, что подтверждается, справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела.
Согласно фотоматериалов, видеоматериалов, просмотренных в судебном заседании на придомовой территории <адрес> оборудованы парковочные места для автомашин, парковочное место для автомашин, которыми пользуются водители- инвалиды не оборудовано, отсутствуют необходимые дорожные знаки о том, что имеются парковочные места оборудованые для автомашин водителей имеющих инвалидность.
Исходя из норм действующего законодательства около жилых домов необходимо оборудовать стояночные места для автомобилей граждан- инвалидов в связи с чем оспариваемый ответ администрации <адрес> о том, что не подлежат применению в отношении истца положения ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181 –ФЗ по оборудованию парковочных мест для автомашин водителей-инвалидов является незаконным, нарушает права и законные интересы истца как инвалида на обустройство парковочного места на придомовой территории многоквартирного жилого дома для автомашины гражданина-инвалида, в связи с чем подлежат удовлетворению исковые требования о признании выше указанного ответа администрации <адрес> незаконным.
Суд не принимает во внимание доводы стороны административного ответчика о том, что требования ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» не применимы в ситуации с истцом по организации парковочного места для автомашины гражданина-инвалида, так как указанная норма распространяет свое действие на любые территории, независимо от вида собственности (частая, муниципальная, государственная), а потому распространяет на любую территорию, на которой организована парковка, так же Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения иска, так как администрацией <адрес> в переделах установленной компетенции должны были быть приняты меры к исполнению законодательства по защите законных прав гражданина-инвалида по обеспечению организации парковочного места на придомовой территории многоквартирного жилого дома, при отказе в удовлетворении требования истца не были приняты во внимание те обязанности, которые возложены действующим законодательством, на органы государственной, муниципальной власти по организации доступной и комфортной среды проживания для граждан- инвалидов в там числе для организации парковочных мест для транспорта.
Доказательств отсутствия технической или финансовой возможности для организации парковочного места для автомашин водителей инвалидов стороной ответчика в суд не представлено.
Вместе с тем не подлежат удовлетворению исковые требования об обязании администрации <адрес> выделить парковочные места для инвалидов на парковке на придомовой территории многоквартирного дома по адресу <адрес>, так как так как суд не вправе предрешать существа решения которое может быть принято государственным органом исходя из предоставленной компетенции, в данной части исковые требования подлежат удовлетворению в части обязания администрации <адрес> повторно в установленном порядке рассмотреть обращение о выделении парковочных мест для инвалидов на парковке на придомовой территории многоквартирного дома по адресу <адрес>.
При рассмотрении дела стороны не заявляли ходатайств о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к администрации <адрес> о признании отказа в организации парковочных мест для инвалидов на автомобильной парковке на придомовой территории многоквартирного дома– удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в организации парковочных мест для автомашин инвалидов на автомобильной парковке на придомовой территории многоквартирного дома по адресу <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> повторно в установленном порядке рассмотреть обращение о выделении парковочных мест для инвалидов на парковке на придомовой территории многоквартирного дома по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Е.В. Надежкин
Подлинник решения находится в гражданском деле №а-2869/2018 Калининского районного суда <адрес>.
Судья Е.В. Надежкин
Секретарь Г.С. Моисеенко
Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу
«_____» _________________ 2018 г
Судья: Секретарь:
.