ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-286/18 от 18.07.2018 Краснинского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-286/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Красный 18 июля 2018 года

Краснинский районный суд Смоленской области

в составе: председательствующего судьи Вдовиной Н.И.,

при секретаре Масловой О.П.,

с участием:

административного истца ФИО2,

представителя административного истца ФИО3,

представителей административных ответчиков ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 <данные изъяты> к прокурору Краснинского района Смоленской области, прокуратуре Краснинского района Смоленской области, Краснинской районной Думе Смоленской области о признании незаконными представления прокуратуры, решения Краснинской районной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с утратой доверия, об обязании Краснинской районной Думы опубликовать резолютивную часть решения по иску,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к прокурору Краснинского района Смоленской области, прокуратуре Краснинского района Смоленской области, Краснинской районной Думе Смоленской области о признании незаконными представления прокуратуры, решения Краснинской районной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с утратой доверия, об обязании Краснинской районной Думы опубликовать резолютивную часть решения по настоящему иску.

Требования мотивированы тем, что решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ досрочно - ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия были прекращены его полномочия как депутата Краснинской районной Думы пятого созыва. Основанием для вынесения вышеуказанного решения послужило представление прокуратуры Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».

Административный истец указал, что о вышеуказанном решении Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ как и о представлении прокуратуры, он узнал ДД.ММ.ГГГГ из информации, размещённой на официальном сайте Администрации МО «Краснинский район». Полагал, что вышеуказанные представление прокуратуры Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении его полномочий как депутата не законны и не обоснованы.

Так, прокуратурой Краснинского района Смоленской области на основании заявления председателя Краснинской районной Думы проведена проверка сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении депутата ФИО2 за 2015, 2016 г.г., в результате которой получена информация о том, что депутат ФИО2 представил заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера, а также о доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера своей супруги, поскольку не представил сведения о доходах за 2015-2016 годы своей супруги ФИО1. В представлении от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», адресованному председателю Краснинской районной Думы, прокурор требует решить вопрос о досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата МО «Краснинский район» ФИО2 в связи с утратой доверия.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ Смоленской областной Думой был принят областной закон №107-з «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых в Смоленской области гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности Главы Администрации муниципального образования по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав администраций муниципальных образований по контракту», которым установлен орган исполнительной власти, осуществляющий проверку, порядок осуществления проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера, а также о доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а также права лиц, замещающих муниципальные должности.

На момент обращения председателя Краснинской районной Думы ФИО4 в прокуратуру Краснинского района Смоленской области, проведения проверки прокуратурой Краснинского района, областной закон № 107-з являлся действующим правовым актом, который не утратил силу по настоящее время. Следовательно, проводя проверку в его отношении, прокуратура Краснинского района Смоленской области взяла на себя функцию, возложенную на орган исполнительной власти, осуществляющий проверку достоверности и полноты сведений доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера, а также о доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в отношении лица, замещающего муниципальную должность, в связи с чем, были нарушены его права как депутата, предусмотренные статьями 7, 8 Закона Смоленской области № 107-3 от 25.10.2017г.

Кроме того, считал, что решение Краснинской районной Думы Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочия депутата Краснинской районной Думы пятого созыва ФИО2 принято в нарушение ч. 1 ст. 34 Регламента Краснинской районной Думы Смоленской области, утверждённого решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ- без предварительного обсуждения в постоянной комиссии Краснинской районной Думы, а он был лишен предоставленных ему возможностей и гарантий, так как о заседании комиссии Краснинской районной Думой о решении вопроса о досрочном прекращении своих депутатских полномочий уведомлен не был, как и не уведомлен о заседании Краснинской районной Думы, на котором рассматривался вопрос о прекращении его полномочий как депутата.

Также указал, что во исполнение Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, 25.10.2017 Смоленской областной Думой принят областной закон № 106-з «О представлении в Смоленской области гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности Главы Администрации муниципального образования по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав администраций муниципальных образований по контракту, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей», которым были установлены сроки и форма представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лицо, уполномоченное на прием таких сведений, порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть, определен порядок исполнения установленной федеральным законодательством обязанности.

При этом истец указал, что сведения о своих доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера, а также о доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера своей супруги за 2015-2016 годы были предоставлены им по инициативе председателя Краснинской районной Думы Смоленской области ФИО4, в то время, как ни законом Смоленской области, ни правовым актом муниципального образования не был определен порядок исполнения установленной федеральным законодательством обязанности. При представлении вышеуказанных сведений, им в личной беседе, председателю Краснинской районной Думы Смоленской области ФИО4 было сообщено, о том, что с ФИО1 он более десяти лет не проживает, совместное хозяйство не ведет, супружеских отношений не поддерживает, в связи с чем, он не имеет возможности представить сведения о её доходах. Таким образом, председатель Краснинской районной Думы более трёх лет знал о сведениях, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных им за 2015г., и более двух лет о данных сведениях за 2016г., однако до возникновения между ним и ФИО4 личных неприязненных отношений информация о том, что он не имеет возможности представить сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, ФИО4 в правоохранительные органы не сообщалась. Только после возникновения личных неприязненных отношений последний обратился в Краснинскую районную прокуратуру с соответствующим заявлением.

Таким образом, считал, что при получении от него, как депутата, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотренных федеральным законодательством, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2015-2016 годы, на законодательном уровне не был определен порядок исполнения установленной федеральным законодательством обязанности, следовательно, у него отсутствовала обязанность по представлению вышеуказанных сведений, они были получены с нарушением действующего законодательства, и не могут являться официальными, в связи с чем, он не мог быть привлечён к ответственности, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель ФИО3 на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Дополнили, что такая формулировка как досрочное прекращение полномочий депутата «в связи с утратой доверия» не может быть применима в отношении депутата, так как она не предусмотрена специальным законом, которым регулируются все отношения, связанные с избранием, осуществлением деятельности, досрочном прекращении полномочий депутатов, привлечением их к ответственности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных федеральным законодательством – Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ФИО2 должностным лицом не является, в трудовых отношениях с Краснинской районной Думой Смоленской области не состоит, в связи с чем к нему не могла быть применена формулировка, указанная в ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Представитель административного ответчика - Краснинской районной Думы Смоленской области ФИО4 административный иск ФИО2 не признал, поддержал свой письменный отзыв на указанный иск, пояснив, что доводы административного истца о том, что у него отсутствовала обязанность по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги, являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании норм материального права. Указал, что после того, как из надежного источника ему достоверно стало известно, что депутат ФИО2 официально состоит в браке, и при этом, как за 2015, так и за 2016 годы, он не представлял сведений о доходах и имуществе своей супруги, он счел возможным обратиться об этом факте с соответствующим заявлением в прокуратуру района. После поступления в Думу представления прокурора, оно было вынесено на рассмотрение в депутатскую комиссию, а затем эта комиссия без проведения своей проверки, полагаясь на результаты проведенной прокурором проверки, вынесла это представление на рассмотрение районной Думы с рекомендацией удовлетворить полученное представление прокурора. Как о заседании депутатской комиссии, так и о заседании Думы, ФИО2 уведомлялся специалистом по телефону (путем направления смс-сообщения), так и письменно (путем направления простых писем без уведомления) с целью соблюдения установленных сроков. О том, получил ли эти письма ФИО2, ему не известно. При этом, ФИО2 ранее лично обращался с письменными заявлениями в Думу, в которых просил не извещать его о заседаниях комиссий и заседаниях Думы по телефону. Считал, что ФИО2 знал о том, какой вопрос будет разрешаться на заседании Думы, и преднамеренно не явился на него. Просил суд отказать ФИО2 в удовлетворении заявленного иска.

Представитель прокуратуры Краснинского района Смоленской области ФИО5 иск ФИО2 считал не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку проверка по заявлению председателя Краснинской районной Думы ФИО4 была проведена в рамках возложенных на прокуратуру полномочий в соответствии с поступившей информацией о нарушении депутатом ФИО2 ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем считал, что и проверка, так и акт реагирования на нее, были проведены и внесены в соответствии с федеральным законом.

Прокурор Краснинского района Смоленской области Старовойтов С.С. в заседание не прибыл, в заявлении просил рассматривать дело без его участия. Ранее, принимая участие в судебном разбирательстве, административный иск ФИО2 считал необоснованным. Указал, что на заявление, поступившее от председателя Краснинской районной Думы ФИО4, прокуратура отреагировала, по его поручению в соответствии с Федеральным законом № 273 и Федеральным законом «О прокуратуре» была проведена проверка и было вынесено представление, которое является актом реагирования прокурора, и который направляется в орган, уполномоченный его рассматривать, в данном случае, это была Краснинская районная Дума. Этот акт не является обязательным для исполнения, в случае отказа в удовлетворении требований представления, прокуратура могла обратиться с иском в суд. Учитывая, что его представление в отношении ФИО2 было удовлетворено, дальнейших действий не последовало. Права ФИО2 в части не предоставления ему документов, касающихся проведения прокурорской проверки, не были нарушены, поскольку ФИО2 обращался в прокуратуру для ознакомления с материалами надзорного производства, и был с ним ознакомлен в полном объеме.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что согласно постановлению избирательной комиссии муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ "О результатах выборов депутатов Краснинской районной Думы пятого созыва" ФИО2 <данные изъяты> является избранным депутатом по третьему пятимандатному избирательному округу (л.д.144).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной прокуратурой Краснинского района проверки соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в представительных органах местного самоуправления муниципальных образований запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции прокурором района С.С. Старовойтовым на имя председателя Краснинской районной Думы ФИО4 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В представлении отражен установленный в ходе проверки факт непредоставления в Краснинскую районную Думу депутатом ФИО2 сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своей супруги за 2015 г. и 2016 г. Прокурор потребовал рассмотреть представление на заседании Краснинской районной Думы и решить вопрос о досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Краснинской районной Думы МО «Краснинский район» ФИО2 в связи с утратой доверия (л.д.135,136).

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 названного закона, предметом надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При реализации этих полномочий прокурор вправе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ (далее - Федерального закона N 273-ФЗ) определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

С учетом буквального толкования вышеизложенных нормативно-правовых положений, оснований для удовлетворения требования ФИО2 о признании незаконным представления прокурора Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», вынесенного в его отношении, как депутата Краснинской районной Думы, не имеется, поскольку указанное представление внесено правомочным лицом, в пределах представленных полномочий должностным лицам органов прокуратуры на основании ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

Представления является одной из форм осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, в том числе, при реализации полномочий в области противодействия коррупции, оно было адресовано председателю Краснинской районной Думы ФИО4, и обязательно для рассмотрения депутатами Краснинской районной Думы.

Суд учитывает то обстоятельство, что прокурор в своем представлении не возложил на представительный орган муниципального образования «Краснинский район» - Краснинскую районную Думу обязанности по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО2, потребовав решить этот вопрос в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" на заседании депутатов Краснинской районной Думы.

При этом, суд соглашается с позицией, изложенной прокурором Краснинского района в ходе рассмотрения настоящего дела, что по результатам рассмотрения внесенного им представления, депутаты могли принять, в том числе, и решение об отказе в его удовлетворении.

В силу вышеизложенного, довод административного истца и его представителя о том, что с момента издания Закона Смоленской области № 107-3 от 25.10.2017г. и создания уполномоченного подразделения для осуществления проведения проверки достоверности и полноты сведений доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера, а также о доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей - отдела по профилактике коррупционных правонарушений аппарата Администрации Смоленской области, прокурор является неуполномоченным лицом для проведения указанных проверок, представляется суду несостоятельным.

Материалами дела установлено, что представление прокурора Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено на очередном заседании Краснинской районной Думы пятого созыва ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-51) и по результатам его рассмотрения Думой было принято решение , которым представление прокуратуры Краснинского района Смоленской области удовлетворено, полномочия депутата Краснинской районной Думы пятого созыва ФИО2 <данные изъяты> в связи с нарушением обязанности по подаче сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги ФИО1 за 2015 и 2016 годы досрочно прекращены в связи с утратой доверия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. (далее - Федерального закона N 131-ФЗ) была введена новая редакция части 7, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В силу части 7.1 статьи 40 этого Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ) регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. В новой редакции из данной части были исключены слова "осуществляющие свои полномочия на постоянной основе".

Такой порядок был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

С учетом изложенного, поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Краснинская районная Дума осуществляет деятельность на основании Регламента, утвержденного решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), контроль за соблюдением настоящего Регламента возлагается на Председателя Краснинской районной Думы (ст.1).

Согласно статье 34 Регламента решения Краснинской районной Думы принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов в постоянных комиссиях.

Решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также о проверке указанных сведений и их размещении на официальном сайте муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области.

Указанным Положением определено, что лица, замещающие муниципальные должности (в т.ч. депутаты), ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в представительный орган муниципального образования (Комиссию). В случае непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лицо, замещающее муниципальную должность, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 1, 5 гл.2 Положения).

Основанием для осуществления проверки достоверности и полноты вышеуказанных сведений, является информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пп. а, п. 1 гл.3 Положения). Проверка осуществляется Комиссией, решение о проведении проверки принимается не позднее 10 дней со дня поступления соответствующей информации и оформляется в письменной форме, проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о начале проверки (срок может быть продлен до 90 дней) (п.п. 3, 4 гл.3 Положения).

При осуществлении проверки лицо, замещающее муниципальную должность, вправе: давать пояснения в письменной форме, которые приобщаются к материалам проверки; представлять дополнительные материалы; обращаться к Комиссии с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы (п.п. 8,9 гл.3 Положения). Результаты проверки оформляются заключением. По окончании проверки Комиссия обязана ознакомить лицо, замещающее муниципальную должность, с результатами проверки. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании Комиссии, на котором вправе присутствовать лицо, в отношении которого проводилась указанная проверка (п.п.10, 11, 13 гл. 3 Положения).

Главой 4 Положения установлен порядок создания и деятельности комиссии муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области по контролю за достоверностью и полнотой сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области. Указанная комиссия образуется решением Краснинской районной Думы из депутатов, иных лиц по согласованию с руководителями соответствующих органов и организаций на срок полномочий Краснинской районной Думы текущего созыва.

Кроме того, решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности в Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, устанавливающий последовательность действий при увольнении (освобождении от должности) лиц, замещающих муниципальные должности в Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области (л.д.63-65).

Согласно указанного Порядка, после проведения проверки, которая проводится специалистом Краснинской районной Думы, уполномоченным в области профилактики коррупционных правонарушений и подготовки акта по ее результатам, при рассмотрении и принятии решения об увольнении (освобождения от должности) в связи с утратой доверия должны быть обеспечены: заблаговременное получение лицом, замещающим муниципальную должность, уведомления о дате, времени и месте рассмотрения результатов проверки; предоставление лицу, замещающему муниципальную должность, возможности дачи письменных объяснений по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административный истец ФИО2 должен был представить в Краснинскую районную Думу не позднее 1 апреля 2016 года сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО1 за 2015 год; не позднее 1 апреля 2017 года – аналогичные сведения за 2016 год. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1, депутат ФИО2 был обязан представить в силу того, что он состоит с ней в браке, чему подтверждением служит копия записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.133). Кроме того, сам ФИО2 в суде подтвердил, что их брак не расторгнут до настоящего времени.

Позиция административного истца и его представителя о том, что до принятия законов Смоленской области №106-з и №107-з от 25.10.2017, ни федеральным законодательством, ни муниципальным правовым актом МО «Краснинский район» порядок исполнения обязанности о предоставлении сведений о своих и супруги доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, не был установлен, ошибочна и не основана на законодательных актах, которые он, являясь депутатом Краснинской районной Думы пятого созыва, обязан был соблюдать. Более того, ФИО2 лично принимал участие в заседании Краснинской районной Думы ДД.ММ.ГГГГ, на котором и было утверждено Положение о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также о проверке указанных сведений и их размещении на официальном сайте муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области (л.д.141-143).

Судом из материалов дела и объяснений, данных в заседании участниками процесса, установлено, что административный истец ФИО2 свою обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1 за 2015 и 2016 не исполнил, с заявлением о невозможности по объективным причинам их представить в Краснинскую районную Думу в срок до 1 апреля 2016 и, соответственно, в срок до 1 апреля 2017, не обратился.

Вместе с тем, приведенные выше положения Порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности в Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области и Положение о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, административным ответчиком при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ N 09 "О досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) в связи с утратой доверия депутата Краснинской районной Думы ФИО2", в полном объеме соблюдены не были. Надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, административным ответчиком суду не представлено.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Однако, свою обязанность по доказыванию правомерности оспариваемого решения, предусмотренную частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Краснинская районная Дума, принявшая оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в связи с утратой доверия, не выполнила.

Так, суду не было представлено данных о проведении проверки по факту непредставления ФИО2 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги ФИО1, Комиссией муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области по контролю за достоверностью и полнотой сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области (согласно Регламента), либо специалистом Краснинской районной Думы, уполномоченным в области профилактики коррупционных правонарушений (согласно Порядка увольнения в связи с утратой доверия) никакой проверки по данному факту не проводилось. Заключения либо акта по результатам проверки не имеется, и как следствие – с результатами проверки ФИО2 ознакомлен не был. Кроме того, ФИО2, не будучи уведомлен о начале такой проверки, был лишен в ходе ее проведения, возможности представить свои объяснения и дополнительные материалы.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что такая проверка никем, кроме сотрудника прокуратуры, не проводилась, поскольку, по его мнению, в этом не было необходимости.

Сведений о самой Комиссии по контролю за достоверностью и полнотой сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, и о лице, уполномоченном в области профилактики коррупционных правонарушений, суду ответчиком также не представлено.

Из Положения о постоянных комиссиях, утвержденного решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Комиссии по контролю за достоверностью и полнотой сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, в представительном органе муниципального образования «Краснинский район» не существует, что не отрицалось в суде представителем ответчика (л.д.74-78).

Между тем, из указанного Положения следует, что ни одна из постоянных комиссий Краснинской районной Думы, не осуществляет полномочий по контролю за достоверностью и полнотой сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области. При этом, ее создание прямо предусмотрено Положением о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также о проверке указанных сведений, принятым решением районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ предусматрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Следовательно, вывод представителя административного ответчика о том, что проверки, проведенной прокуратурой Краснинского района, было достаточно для принятия ДД.ММ.ГГГГ решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, представляется суду несостоятельным.

Кроме того, из протокола заседания постоянной депутатской комиссии по законности, правопорядку и контролю органов местного самоуправления Краснинской районной Думы пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, на котором рассматривалось представление прокурора Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», вынесенного в отношении депутата Краснинской районной Думы ФИО2, сам ФИО2 не присутствовал, вопрос повестки дня был рассмотрен в его отсутствие, со ссылкой на то, что он надлежащим образом уведомлен о времени заседания (л.д.49).

Из протокола очередного заседания Краснинской районной Думы пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, так и из пояснений, данных в суде представителем административного ответчика, на котором было принято решение , которым в связи с утратой доверия досрочно прекращены полномочия депутата Краснинской районной Думы пятого созыва ФИО2 <данные изъяты>, ФИО2 не присутствовал (л.д.50-51).

Представитель административного ответчика в подтверждение своего довода о том, что ФИО2 был надлежащим образом уведомлен как о заседании постоянной депутатской комиссии по законности, правопорядку и контролю органов местного самоуправления Краснинской районной Думы пятого созыва, проходившем ДД.ММ.ГГГГ, так и об очередном заседании Краснинской районной Думы ДД.ММ.ГГГГ, был надлежащим образом уведомлен, ссылался на то, что ФИО2 были направлены смс-сообщения (о заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ - л.д.145), и письменные уведомления (о заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ и о заседании Думы ДД.ММ.ГГГГ - л.д.66,67).

Однако, с учетом того, что сам административный истец ФИО2 отрицал тот факт, что он получил вышеуказанные сообщения, суд не может согласиться с позицией представителя административного истца, поскольку из текста как смс-сообщений, так и письменных уведомлений, направленных ФИО2, не усматривается какой именно вопрос будет рассматриваться ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии и какой вопрос предстоит решить на очередном заседании Краснинской районной Думы ДД.ММ.ГГГГ.

Из чего суд приходит к выводу, что те сообщения, которые были направлены в адрес ФИО2, не могут быть признаны судом надлежащим его уведомлением, с учетом отсутствия данных о получении этих сообщений самим ФИО2 в срок, позволяющий прибыть как на комиссию, так и на заседание Думы (почтовые уведомления отсутствуют, поскольку направлялись они простыми почтовыми отправлениями).

По мнению суда, должных мер по надлежащему извещению ФИО2 Краснинской районной Думой предпринято не было.

На основании изложенного, при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Краснинской районной Думой была нарушена процедура принятия ДД.ММ.ГГГГ решения о досрочном прекращении полномочий депутата Краснинской районной Думы ФИО2 в связи с утратой доверия, в связи с чем административный иск ФИО2 в части признания решения Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении его полномочий как депутата Краснинской районной Думы пятого созыва в связи с утратой доверия ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, подлежит удовлетворению.

Также удовлетворению подлежит и требование ФИО2 о том, чтобы ответчик опубликовал в районной газете «Краснинский край» и разместил на официальном сайте администрации муниципального образования Краснинский район Смоленской области резолютивную часть решения по настоящему административному иску в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного акта, в силу того, что информация о решении Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в связи с утратой доверия, была опубликована как в газете «Краснинский Край», так была размещена и на сайте администрации муниципального образования Краснинский район Смоленской области.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать решение Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного представления полномочий (освобождения от должности) депутата Краснинской районной Думы пятого созыва ФИО2 <данные изъяты> в связи с утратой доверия ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать Краснинскую районную Думу опубликовать в районной газете «Краснинский край» и разместить на официальном сайте Администрации муниципального образования Краснинский район Смоленской области резолютивную часть решения по настоящему административному иску в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного акта.

В удовлетворении иска в части признания незаконным представления прокурора Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», вынесенное в отношении депутата Краснинской районной Думы пятого созыва по пятимандатному избирательному округу ФИО2 <данные изъяты>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.И. Вдовина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ