ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2870/18 от 06.11.2018 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2а -2870/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 ноября 2018 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Рогозиной В.А.,

при секретаре Кузьминой А.С.,

с участием административного истца прокурора Краснооктябрьского района Волгограда Колесникова Р.Ю.,

рассмотрев административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации <адрес> Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Волгограда обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации <адрес> Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права. В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> на основании публикаций: «Мусор ползет в овраг»: поселок в <адрес> Волгограда задыхается из-за старой свалки», размещенной ДД.ММ.ГГГГ на сайте информационного агентства «Vl.ru»; «Доска позора: В Волгограде из-за мусорного коллапса ТОС посылают «SOS», размещенной ДД.ММ.ГГГГ на сайте информационного агентства «Высота 102.0» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обращений ФИО3 и ФИО4, поступивших в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (соответственно), проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности и об обращении с отходами производства и потребления в деятельности администрации <адрес> Волгограда, расположенной по адресу: <адрес>, пр. им. ФИО5, <адрес>. государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Аналогичные положения содержатся в п. 23 ст. 5 Устава города-героя Волгограда (далее - Устав), утвержденного постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 17, 20, 241 ч. 5 ст. 39 Устава администрация Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды обладает следующими полномочиями: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа Волгоград от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского округа Волгоград. Как следует из п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения об администрациях ионов Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее - «Положение...»), администрация <адрес> в соответствии с планами проведения работ по благоустройству производит благоустройство и уборку территорий района, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим лицам и хозяйствующим субъектам на праве собственности или ином вещном праве, а также организует уборку прилегающих территорий и несет ответственность за качество и своевременность выполненной работы в пределах полномочий, установленных решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Волгоград»; осуществляет работы по благоустройству и содержанию территорий района, не закрепленных за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, на неиспользуемых и не осваиваемых длительное время территориях, а также на территориях после сноса строений. Кроме того, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Помимо этого, запрет на устройство свалок горючих отходов на территориях общего пользования городских округов, установлен п. 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства администрация Волгограда и администрация <адрес>-Волгограда обязаны организовывать мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории <адрес>. Между тем, результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что вышеприведенные требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации мер по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок администрацией Волгограда и администрацией <адрес> Волгограда соблюдаются ненадлежащим образом. Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенного прокуратурой района совместно с сотрудниками ОНДиПР по Дзержинскому, Краснооктябрьскому и <адрес>м ОНДиПР по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> и регионального отделения ООО «Зеленый патруль» осмотра территорий общего пользования <адрес> установлены следующие места несанкционированного размещения бытовых отходов:

- на правом и левом склонах балки, в которой протекает <адрес>, между домом по <адрес> и гаражными кооперативами (на склонах балки (как со стороны <адрес>, так и со стороны гаражных кооперативов) размещены предметы бывшей в употреблении мебели, обрезанные ветки деревьев, пластиковая тара, строительный мусор и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив домов №, 59, 68 по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

-напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- около <адрес>А по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи),

- <адрес>, напротив магазина «Магнит» (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи).

Вышеприведенные обстоятельства, свидетельствующие о бездействии администрации Волгограда и администрации <адрес> по надлежащей реализации предоставленных действующим законодательством полномочий в сфере обращения с отходами, подтверждаются материалами дела об административном правонарушении , nor, результатам рассмотрения которого постановлением ОНДиПР по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации <адрес> Волгограда ФИО6 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи» в виде штрафа в размере 6 000 руб. (ДД.ММ.ГГГГ штраф оплачен в полном объеме; постановление вступило в законную силу). Основанием для привлечения виновного должностного лица к административной ответственности послужило нарушение запрета на устройство свалок горючих отходов на территориях общего пользования городских округов, установленного п. 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2, 1.3 «Положения...» администрация <адрес> Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории <адрес>; администрация района руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами <адрес>, Уставом города-героя Волгограда, муниципальными правовыми актами Волгограда, настоящим Положением; администрация района является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба города-героя Волгограда и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые ей в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации, муниципальное имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления. Статьёй 322 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях общего пользования подлежит возложению как на администрацию Волгограда, являющуюся органом местного самоуправления, так и на ее территориальное структурное подразделение (орган) — администрацию <адрес> Волгограда. Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Данное исковое заявление предъявляется прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц в связи с тем, что невыполнение названных мероприятий может послужить основанием для возникновения чрезвычайных ситуаций в виде пожара, что, в свою очередь, может повлечь уничтожение имущества и поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Вышеприведенный круг лиц, проживающих либо находящихся на территории <адрес>, права и законные интересы которых поставлены под угрозу бездействием органа местного самоуправления по надлежащей реализации полномочий в сфере обращения с отходами, невозможно точно конкретизировать, идентифицировать каждого из данных лиц. Следовательно, этот круг лиц является неопределенным.

В соответствии со ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием. Наличие на территории <адрес> значительного количества несанкционированных свалок, содержащих горючие и легковоспламеняющиеся отходы, создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, проживающих на прилегающей территории, в связи с чем имеются основания для приведения решения суда к немедленному исполнению.

Просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, юридический адрес: <адрес>) и администрации <адрес> Волгограда (ОГРН 1033400170286, ИНН 3442026353, юридический адрес: <адрес>, пр. им. ФИО5, <адрес>) по непринятию мер по благоустройству территории <адрес>, в части ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных по следующим адресам на территориях общего пользования:

- на правом и левом склонах балки, в которой протекает <адрес>, между домом по <адрес> и гаражными кооперативами (на склонах балки (как со стороны <адрес>, так и со стороны гаражных кооперативов) размещены предметы бывшей в употреблении мебели, обрезанные ветки деревьев, пластиковая тара, строительный мусор и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив домов №, 59, 68 по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

-около <адрес>А по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи),

- <адрес>, напротив магазина «Магнит» (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи).

Обязать администрацию Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, юридический адрес: <адрес>) и администрацию <адрес> Волгограда (ОГРН 1033400170286, I1HH 3442026353, юридический адрес: <адрес>, пр. им. ФИО5, <адрес>) солидарно принять меры по благоустройству территории <адрес>, в части ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных по следующим адресам:

- на правом и левом склонах балки, в которой протекает <адрес>, между домом по <адрес> и гаражными кооперативами (на склонах балки (как со стороны <адрес>, так и со стороны гаражных кооперативов) размещены предметы бывшей в употреблении мебели, обрезанные ветки деревьев, пластиковая тара, строительный мусор и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив домов №, 59, 68 по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

-около <адрес>А по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи),

- <адрес>, напротив магазина «Магнит» (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи).

В судебном заседании представитель административного истца прокурор <адрес> Волгограда ФИО7 поддержал требования административного иска.

Представитель ответчиков администрации Волгограда, администрации <адрес>ФИО8, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в случае их удовлетворения просила увеличить срок исполнения решения суда.

Представитель заинтересованного лица Департамента финансов администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, считает административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также природоохранная деятельность).

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 22 Федерального закона закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Примечанием к данному пункту установлено, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Вышеуказанные земельные участки, на которых образованы несанкционированные свалки находятся в неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которыми обладает орган местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 16 от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Устав города-героя Волгограда администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, которая в силу ст. 39 Устава уполномочена на осуществление организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Положению об администрации <адрес> Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010г. , администрация <адрес> Волгограда, участвует в подготовке предложений по реализации природоохранных мероприятий на территории района для включения в муниципальные программы по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, планы социально-экономического развития (ДД.ММ.ГГГГ), информирует уполномоченные органы о действиях организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании (ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с планами проведения работ по благоустройству производит благоустройство и уборку территорий района, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим лицам и хозяйствующим субъектам на праве собственности или ином вещном праве, а также организует уборку прилегающих территорий и несет ответственность за качество и своевременность выполненной работы в пределах полномочий, установленных решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 34/1091 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Волгоград" (ДД.ММ.ГГГГ), осуществляет работы по благоустройству и содержанию территорий района, не закрепленных за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, на неиспользуемых и не осваиваемых длительное время территориях, а также на территориях после сноса строений (ДД.ММ.ГГГГ), участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района. Обеспечивает выбор мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов (ДД.ММ.ГГГГ), организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района (ДД.ММ.ГГГГ), на основании поступивших письменных уведомлений организует работу по определению принадлежности брошенного или разукомплектованного транспортного средства на территории района. При выявлении собственника брошенного или разукомплектованного транспортного средства в течение 3 дней направляет ему извещение о необходимости вывоза транспортного средства (ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> на основании публикаций: «Мусор ползет в овраг»: поселок в <адрес> Волгограда задыхается из-за старой свалки», размещенной ДД.ММ.ГГГГ на сайте информационного агентства «Vl.ru»; «Доска позора: В Волгограде из-за мусорного коллапса ТОС посылают «SOS», размещенной ДД.ММ.ГГГГ на сайте информационного агентства «Высота 102.0» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обращений ФИО3 и ФИО4, поступивших в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (соответственно), проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности и об обращении с отходами производства и потребления в деятельности администрации <адрес> Волгограда, расположенной по адресу: <адрес>, пр. им. ФИО5, <адрес>.

В рамках проведенного осмотра территории <адрес> выявлены следующие несанкционированные места размещения отходов:

- на правом и левом склонах балки, в которой протекает <адрес>, между домом по <адрес> и гаражными кооперативами (на склонах балки (как со стороны <адрес>, так и со стороны гаражных кооперативов) размещены предметы бывшей в употреблении мебели, обрезанные ветки деревьев, пластиковая тара, строительный мусор и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив домов №, 59, 68 по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

-около <адрес>А по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи),

- <адрес>, напротив магазина «Магнит» (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи).

Данные факты подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15) и фототаблицей к нему (л.д. 16-26). Доказательств обратного суду не предоставлено.

Факт того, что данные свалки не ликвидированы до настоящего времени подтвержден представителем административных ответчиков в судебном заседании, а также письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя департамента финансов администрации Волгограда (л.д. 42).

Судом установлено, что администрация <адрес> Волгограда является структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории <адрес> Волгограда (решение Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 40/1252 «Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда»).

Довод административного ответчика о том, что он обращался в администрацию Волгограда для выделения денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, суд считает несостоятельным и не являющимся основанием к отказу в иске.

Таким образом, администрация <адрес> и администрация Волгограда обязаны принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок. Вместе с тем, выявленные прокуратурой <адрес> несанкционированные свалки до настоящего времени не ликвидированы.

Судом установлено, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, со стороны органа местного самоуправления администрации <адрес> - имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц.

На основании изложенного, администрация <адрес> и администрация Волгограда нарушают права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11ФЗ «Об охране окружающей среды».

Руководствуясь вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации <адрес> Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права и считает необходимым признать незаконным бездействие администрации <адрес>, администрации Волгограда выразившееся в непринятии мер по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории <адрес>; обязать администрацию <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки:

- на правом и левом склонах балки, в которой протекает <адрес>, между домом по <адрес> и гаражными кооперативами (на склонах балки (как со стороны <адрес>, так и со стороны гаражных кооперативов) размещены предметы бывшей в употреблении мебели, обрезанные ветки деревьев, пластиковая тара, строительный мусор и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив домов №, 59, 68 по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

-около <адрес>А по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи),

- <адрес>, напротив магазина «Магнит» (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи).

Учитывая, что в соответствии с действующим федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ответчикам требуется совершить ряд мероприятий, требующих значительных временных затрат ввиду длительности процедуры организации работ и трудоемкости работ по ликвидации скопления отходов производства и потребления, сгораемого бытового мусора (свалки отходов), суд считает требования прокурора <адрес> об обращении суда в части обязания администрации Волгограда и администрации <адрес> Волгограда принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов к немедленному исполнению необъективными.

Суд считает также правомерным отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора к администрации Волгограда, поскольку в соответствии с действующим законодательством полномочия по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района возложены на администрацию <адрес> Волгограда (п. ДД.ММ.ГГГГ решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда»).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации <адрес> Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права, – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории <адрес>, расположенных по адресам:

- на правом и левом склонах балки, в которой протекает <адрес>, между домом по <адрес> и гаражными кооперативами (на склонах балки (как со стороны <адрес>, так и со стороны гаражных кооперативов) размещены предметы бывшей в употреблении мебели, обрезанные ветки деревьев, пластиковая тара, строительный мусор и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив домов №, 59, 68 по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

-около <адрес>А по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи),

- <адрес>, напротив магазина «Магнит» (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи).

Обязать администрацию <адрес> принять меры по благоустройству территории <адрес> в части ликвидации несанкционированных бытовых отходов, расположенных по следующим адресам:

- на правом и левом склонах балки, в которой протекает <адрес>, между домом по <адрес> и гаражными кооперативами (на склонах балки (как со стороны <адрес>, так и со стороны гаражных кооперативов) размещены предметы бывшей в употреблении мебели, обрезанные ветки деревьев, пластиковая тара, строительный мусор и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив домов №, 59, 68 по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого дома по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

-около <адрес>А по <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи);

- напротив жилого <адрес> (на открытой территории размещены бытовые отходы, обрезанные ветки деревьев, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи),

- <адрес>, напротив магазина «Магнит» (на открытой территории размещены бытовые отходы, предметы бывшей в употреблении мебели, пластиковая тара и иные, непригодные для эксплуатации вещи).

Обязать <адрес> в течение одного месяца с даты окончания исполнения обязательства сообщить об исполнении решения суда <адрес> и в Краснооктябрьский районный суд <адрес>.

В удовлетворении требований прокурора <адрес> об обращении решения суда в части обязания администрации <адрес> Волгограда принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов к немедленному исполнению – отказать.

В удовлетворении требований прокурора <адрес> к Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский суд через Краснооктябрьский районный суд Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Рогозина В.А.

Справка: мотивированный текст решения суда изготовлен 12 ноября 2018 года.

Судья Рогозина В.А.