ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2873/17 от 11.09.2017 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Гражданское дело № 2а-2873/17 публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 11 сентября 2017 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Арсаговой С.И.,

при секретаре Руснак А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское административное дело по административному иску Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Дом дружбы народов» к Западно-Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Дом дружбы народов» (далее также «Учреждение») обратилось с административным иском к Западно-Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также «Ростехнадзор») о признании незаконным и отмене предписания, мотивируя требования тем, что <дата> главным государственным инспектором отдела энергетического надзора по Удмуртской Республике Западно-Уральского управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 выдано предписание э-17 (далее – также «Предписание»), которым на учреждение возложена обязанность в срок до <дата> устранить следующие нарушения:

- не проведены обязательные формы работы с ФИО5, принятым на работу по обслуживанию тепловых энергоустановок слесарем-ремонтником, а именно: не проведена противоаварийная тренировка перед допуском его к самостоятельной работе;

- на отключенных трубопроводах температура теплоносителя в которых более 45 С не установлены заглушки, толщина которых должна соответствовать параметрам рабочей среды, которые должны иметь хорошо видимые хвостовики;

- не обеспечен планово-предупредительный характер технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок; ремонтная документация не ведется.

С Предписанием Учреждение не согласно ввиду следующего.

1. По мнению должностного лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора, ФИО5, принятый на работу по обслуживанию тепловых энергоустановок слесарем-ремонтником, является оперативно-ремонтным персоналом, в связи с чем, перед допуском его к самостоятельной работе он должен был пройти противоаварийную тренировку.В свою очередь, согласно должностной инструкции слесаря-ремонтника производственного отдела от <дата>, действовавшей на дату принятия ФИО5 на работу (<дата>), слесарь-ремонтник обязанвыполнять следующие виды работ:

- поддерживать в исправном состоянии, безаварийную и надежную работу обслуживаемых устройств;

- обеспечивать правильную эксплуатацию, техническое обслуживание, своевременный качественный ремонт оборудования в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию, действующими техническими условиями и нормами, осуществлять их монтаж и регулировку;

- выявлять причины износа, принимать меры по их предупреждению и устранению.

В соответствии с п. 2.9 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации ремонтным персоналом является категория работников, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом, наладкой и испытанием энергоустановок. Таким образом, исходя из определения ремонтного персонала, а также из характера функциональных обязанностей, выполняемых слесарем-ремонтником, указанный работник относится к числу ремонтного персонала. ФИО5 не может быть отнесен к числу оперативно-ремонтного персонала и с ним не должна проводиться противоаварийная тренировка перед допуском его к самостоятельной работе. О том, что ФИО5 относится к числу ремонтного персонала свидетельствует и тот факт, что после обучения и проверки знаний, ему было выдано удостоверение о допуске к работам по обслуживанию теплового пункта в качестве ремонтного персонала от <дата> По этому поводу, <дата> БУ УР «Дом Дружбы народов» в адрес Западно-Уральского управления Ростехнадзора были направлены возражения. В ответе на возражения от <дата> главный государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора по Удмуртской <адрес> управления Ростехнадзора ФИО1 снова указала, что слесарь-ремонтник относится к числу оперативно-ремонтного персонала, при этом она сослалась на производственную инструкцию для слесарей-сантехников при эксплуатации ИТП и Венткамер и «Дома Дружбы народов».Вместе с тем, в соответствии с названием данной инструкции, она разработана для слесарей-сантехников. В отношении слесаря-ремонтника данная инструкция не применяется. В предписании от <дата>э-17 указаны нарушения при допуске к самостоятельной работе только в отношении слесаря-ремонтника, а не слесаря-сантехника. Поскольку в предписании от <дата>э-17 указано требование провести противоаварийную тренировку со слесарем-ремонтником (форму работы, которая не предусмотрена для ремонтного персонала), данное требование считается необоснованным.

2. Исходя их буквального толкования п. <дата> Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденных Госэнергонадзором России <дата>, в целях создания именно безопасных условий при работе людей внутри теплопотребляющих установок ремонтируемое оборудование должно быть отделено от действующего с помощью заглушек, которые должны иметь хорошо видимые хвостовики и толщину, соответствующую параметрам рабочей среды. Поэтому, можно сделать вывод о том, что данная норма применима только в случаях осуществления ремонта теплового оборудования.Между тем, в БУ УР «Дом Дружбы народов» система вентиляции выведена из эксплуатации, трубопровод заглушён. Врезки на систему вентиляции отключены (демонтированы), их ремонт осуществляться не будет, так как они выведены ООО «Удмуртские коммунальные системы» из тепловой нагрузки потребляемой зданием в связи с производственной необходимостью, о чем имеется акт от <дата>.Поэтому, ввиду отсутствия ремонтируемого оборудования, не проведения во время проверки и в последующий период ремонтных работ, требование об установлении хвостовиков на заглушках противоречит действующему законодательству РФ.

3. Буквальное толкование п. 2.7.3 ПТЭТЭ свидетельствует, что использование термина «план (график)» во множественном числе относится исключительно к его разновидностям по степени периодичности (годовые, сезонные, месячные), а не к количеству видов такого оборудования. В целях исполнения данного пункта Правил в БУ УР «Дом Дружбы народов» составлен годовой план-график планово предупредительного ремонта теплоэнергоустановок на 2017 год, который утвержден директором учреждения. Кроме того, имеются акты промывки тепловых энергоустановок, систем теплоснабжения и акты гидравлических испытаний систем теплоснабжении.В целях исполнения п. 2.4 предписания э-17 копии указанного выше плана (графика) и актов предоставлялась в Западно-Уральское управление Ростехнадзора письмом от <дата>.Учреждение самостоятельно может производить ремонт следующих имеющихся в здании учреждения тепловых энергоустановок: системы вентиляции, отопления. В 2016 году система вентиляции не ремонтировалась, ее ремонтне запланирован и в 2017 году, ввиду того, что данная система вентилирования введена в эксплуатацию недавно, является относительно новой, сбоев в работе не наблюдалось. Производится только техническое обслуживание системы вентиляции в соответствии с годовым план-графиком планово предупредительного ремонта теплоэнергоустановок. Так как ремонт системы вентиляции в БУ УР «Дом Дружбы народов» производить пока не планируется и осуществляется только ее техническое обслуживание, в учреждении ведется документация именно технического обслуживания системы вентиляции (годовой план-график планово предупредительного ремонта теплоэнергоустановок на 2017 год), которая ранее представлялась письмом от <дата>.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами БУ УР «Дом Дружбы народов» «<дата> г. в адрес Западно-Уральского управления Ростехнадзора направлены возражения с просьбой отменить предписание от <дата>э-17, которые были уставлены без удовлетворения. Между тем, на основании вышеперечисленного, Учреждение считает, что предписание от <дата> было вынесено при отсутствии на то оснований. Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N по делу N изложены выработанные судебной практикой требования к предписанию органов государственного контроля (надзора), где в частности указано, что предписание должно быть исполнимым. То есть, должны быть указаны конкретные действия, которые необходимо совершить в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений законодательства РФ. Выданное Западно-Уральским управлением Ростехнадзора предписание в адрес БУ УР «Дом Дружбы народов» вышеуказанным требованиям не соответствует, в частности неясно, какие действия необходимо предпринять учреждению в целях устранения выявленных нарушений законодательства РФ, а перечислены лишь выявленные должностным лицом Западно-Уральского управления Ростехнадзора нарушения. Между тем, выявленные в ходе проведения проверки нарушения уже указаны в акте проверки от <дата>.На основании изложенного административный истец просил признать незаконным и отменить вынесенное в адрес Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Дом Дружбы народов» предписание главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора по Удмуртской <адрес> управления Ростехнадзора от <дата>.

Определением от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО1 ФИО16.

В судебном заседании:

Представитель административного истца (Бюджетного учреждения «Дом дружбы народов») - Копылова Э.Н., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы иска. Дополнительно пояснила, что в своих возражениях административный ответчик сослался на то, что необходимо дублирование. Нарушение выявлено в отношении ремонтника, спутаны должности. Должностная инструкция утверждена после первого предписания Ростехнадзора. Производственную инструкцию для слесарей –сантехников сделали во исполнение первого предписания. Ее приложили в качестве того, что должности перепутаны. ФИО5 устроился на работу в 2016 г., относился к категории ремонтный персонал. В соответствии с предписанием ФИО1 административный истец сделал новую инструкцию, она распространяется на новых работников. ФИО5 не принимался, не увольнялся, на него не распространяется.

В судебное заседание <дата> надлежащим образом извещенные о нем административный ответчик, заинтересованное лицо ФИО1 не явились. На основании ч.1 ст. 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика (Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), заинтересованного лица ФИО1, так как о дате, времени и месте судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом.

Ранее административным ответчиком – Ростенадзором - заявлялось письменное ходатайство о передаче дела по подведомственности в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Исходя из характера спора, отсутствия сведений о том, что оспариваемое предписание выдано именно в связи с осуществлением административным истцом экономической деятельности, в удовлетворении ходатайства судом было отказано.

В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 административный иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление (исх. от <дата>), согласно которого: в период<дата> по<дата> на основании распоряжения заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО7 от <дата> проведена внеплановая выездная проверка вотношении Бюджетного УчрежденияУдмуртской Республики «Дом Дружбынародов», с целью проверки выполнения учреждением пунктовпредписания от<дата>, ранее выданного Ростехнадзором, срок исполнения которых установлен <дата>. По результатам внеплановой выездной проверки выявлен факт неисполнения пунктов1.4, 2.3, 2.4 предписания от <дата>, ранее выданного должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор -Ростехнадзором, и установлены новые сроки для выполнения указанных пунктов - <дата>. В соответствии с п. 1 части 2 ст. 10, ст. 17 Федерального закона от<дата> №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании распоряжения заместителя руководителя Ростехнадзора ФИО7 от<дата>, в период с<дата> по<дата> проведена внеплановая выездная проверка по контролю выполнения Учреждением пунктовпредписанияэ-17 от<дата>, срок исполнения которых был установлен <дата>. В ходе проведенной внеплановой проверки проведен осмотр энергоустановок, рассмотрены и проанализированы документы, представленные БУ УР «Дом Дружбы народов», и установлено следующее:

1) выполнены вполномобъеметребованияпунктов1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 6.2, 6.3, 6.4предписания э-17 от<дата>, ранее выданного Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, срок исполнения которых установлен <дата>;

2) невыполнены требованияпункта1.4 (частично не выполнен), пунктов2.3, 2.4 предписания от <дата>, ранее выданного Ростехнадзором, срок исполнения которых установлен <дата>. Соответственно, для устранения указанных нарушений в предписании от <дата> по результатам внеплановой проверки установлены новые сроки -до <дата>, а именно предписано устранить следующие нарушения:

1) не проведены обязательные формы работы с ФИО17., принятым на работу по обслуживанию тепловых энергоустановок слесарем-ремонтником, а именно: не проведена противоаварийная тренировка перед допуском его к самостоятельной работе (невыполнение пункта 1.4 предписания от<дата>). Факт невыполнения, а именно непроведенияпротивоаварийнойтренировкипереддопускомУстюжанинаС.В. к самостоятельной работе подтверждается отсутствием программы проведения дублирования, отсутствием программы проведения контрольной противоаварийной тренировки, отсутствием записей о проведенной тренировке в журнале учета противоаварийных тренировок;

2) допущены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в части эксплуатации тепловых энергоустановок в соответствии с требованиями Правил, а именно: на отключенных трубопроводах, температура теплоносителя в которых более 45 град.С, не установлены заглушки, толщина которых должна соответствовать параметрам рабочей среды, которые должны иметь хорошо видимые хвостовики (невыполнениепункта2.3 предписания от<дата>);

3) не обеспечен планово-предупредительный характер технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок; ремонтная документация не ведется (невыполнение пункта 2.4 предписания от<дата>).

ФИО5 принят на работу по обслуживанию тепловых энергоустановок слесарем-ремонтником <дата>, является оперативно-ремонтным персоналом. Обязанности слесаря-ремонтника определены должностной инструкцией, утвержденной директором БУ УР«Дом Дружбы народов» ФИО3. Как указано в исковом заявлении, в должностной инструкции слесаря-ремонтника производственного отдела от <дата>, действовавшей на дату принятия ФИО5 на работу, слесарь-ремонтник обязан:

-поддерживать в исправном состоянии безаварийную и надежную работу обслуживаемых устройств;

-обеспечивать правильную эксплуатацию, техническое обслуживание, своевременный качественный ремонт оборудования в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию, действующими техническими условиями и нормами, осуществлять их монтаж и регулировку;

- выявлять причины износа, принимать меры по их предупреждению и устранению.

В уведомлении подтверждающих документах БУ УР «Дом дружбы народов» от <дата> по выполнению пунктов предписания Ростекнадзора от <дата> представлена копия должностной инструкции слесаря-ремонтника производственного отдела, утвержденной директором БУ УР «Дом Дружбы народов» ФИО3 в 2017 году, в которой также прописаны все перечисленные выше обязанности слесаря-ремонтника.

Кроме того, в п. 1.5 указанной должностной инструкции прописано, что перед допуском к самостоятельной работе со слесарем-ремонтником должны быть проведены обязательные формы работы, в числе которых в том числе «дублирование продолжительностью от 2 до 12 смен, в процессе дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных тренировках».

В представленной копии должностной инструкции слесаря-сантехника, утвержденной директором Учреждения ФИО3 в 2017 году, также прописано, что перед допуском к самостоятельной работе со слесарем-сантехником должны быть проведены обязательные формы работы, в числе которых в том числе «дублирование продолжительностью от 2 до 12 смен, в процессе дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в специальном журнале».

В производственной инструкции при эксплуатации ИТП и Венткамер и «Дома дружбы народов», утвержденной директором по ОВБУУР «Дом дружбы народов» ФИО9<дата> сказано, что вобязанностиперсоналавходитподдержаниепараметровводывсоответствиис температурным графиком, запись параметров в оперативный журнал два раза–утром и вечером, проверка наличия смазки, состояния сальников у всех задвижек, также прописан порядок обслуживания, в т.ч. запуск и останов систем отопления и вентиляции, порядок действий в случае аварийных отключений. Это действия оперативно-ремонтного персонала.

Исполняя предписание, директор Учреждения Т.А. ФИО3 приказом от <дата> назначила ФИО19 дублирование 12 смен. Таким образом, специалисты Учреждения не выполнили указаний директора и допустили нарушения требований п. 2.3.8.4, <дата>, <дата> ПТЭТЭ, а именно: не провели противоаварийную тренировку перед допуском ФИО18 к самостоятельной работе по обслуживанию тепловых энергоустановок.

Упоминание в исковом заявлении о ссылке на производственную инструкцию для слесарей-сантехников имело место по той причине, что в переписке БУУР«Дом Дружбы народов» профессию ФИО5 стали называть «слесарь-сантехник»(административный ответчик полагает, что путаются в споре и вводят в заблуждение).

На момент плановой проверки были представлены документы о принятии ФИО5 на работу по профессии «Слесарь-ремонтник», о чем в Журнале регистрации инструктажей сделана запись о проведении <дата> первичного инструктажа со слесарем-ремонтником ФИО5, а также выпиской из Штатного расписания работников Учреждения на<дата>. Кроме того, ФИО5 на полставки занимал должность слесаря-сантехника. Обязанности, определенные должностной инструкцией, похожи.

Следовательно, позиция Учреждения по определению категории персонала ФИО5 по профессии слесарь-ремонтник, как «ремонтный персонал», является ошибочной, соблюдение требований правил о проведении противоаварийной тренировки перед допуском к самостоятельной работе обязательно.

В отношении пункта 2 предписания от <дата> поясняет следующее. На основании визуального осмотра, проведенного <дата>, а также фотографии, направленной с письменным уведомлением Учреждения <дата>, установлено, что трубопроводы обрезаны, заварены, подтверждается отсутствие установленной заглушки, толщина которой должна соответствовать параметрам рабочей среды, которая должны иметь хорошо видимые хвостовики. Указанный факт является невыполнением пункта 2.3 предписания от<дата>, срок устранения был установлен <дата>. В предписании от <дата> установлен новый срок для устранения – до <дата>.

Трубопровод теплоснабжения после вводной задвижки в ИТП (назовем его общий подающий) после узла учета и регулирующих устройств распределяет теплоноситель на отдельные теплопотребляющие системы (на отопление в разных направлениях, на разные системы приточной вентиляции и кондиционирования). На каждом ответвлении имеется запорная арматура, посредством которой, открыв ее, можно подавать теплоноситель на системы. Отработанный в каждой системе теплоноситель по другим трубопроводам также через запорную арматуру на каждом ответвлении попадает в общий трубопровод теплоснабжения и несет весь его объема к выходящей задвижке из ИТП (назовем его общий обратный).

На одном из ответвлений от действующего общего подающего трубопровода к трубопроводу теплоснабжения системы вентиляции после запорной фланцевой задвижки с одной стороны труба заварена, т.е. отключена с применением сварки. В нарушение правил во фланцевом соединении этой отключающей задвижки не установлена заглушка (металлическая пластина определенной толщины), толщина которой должна быть рассчитана и соответствовать параметрам рабочей среды. Речь не идет о неработающей системе вентиляции. Установка заглушки должна обеспечить невозможность прорыва горячей воды из действующего общего подающего и общего обратного трубопровода, и исключить вероятность нанесения ожогов обслуживающему персоналу.

Обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах -задача руководителя, контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации энергоустановок – функция надзорного органа. Факт невыполнения пункта предписания подтверждается визуальным осмотром инспектора <дата>, а также фотографией, направленной с письменным уведомлением БУУР «Дом Дружбы народов» от<дата>.

В отношении пункта 3 предписания от <дата> поясняет следующее.

Пункт2.4 ранее выданного предписания от<дата> не выполнен.

Акты, записи в ремонтном журнале и другой ремонтной документации о проведенных работах отсутствуют. Указанный факт является невыполнением пункта 2.4 предписания от <дата>, и предписан вновь для устранения в предписании от<дата> с новым сроком – до<дата> с учетом того, чтоб в межотопительный период провести ремонты тепловых энергоустановок учреждения (системы кондиционирования, системы отопления, системы горячего водоснабжения) и оформить документацию о проведенных ремонтах. Ремонты не ограничиваются только испытаниями, о которых копии актов представлены. Испытания можно провести и неремонтируемых тепловых установок. В пояснениях к протоколу Учреждением от <дата> подтверждается представление плана (графика)планово-предупредительного ремонта, актов испытаний и промывки систем теплоснабжения. И прописано, что ремонты систем вентиляции не проводились. По всем ремонтным работам на системах теплоснабжения Учреждения, указанным в плане (графике) планово-предупредительного ремонта, ремонтная документация, подтверждающая подготовку к ремонту, вывод в ремонт и производство ремонта, а также приемку и оценку качества ремонта тепловых энергоустановок в соответствии с нормативно-технической документацией, разработанной в организации на основании Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и требований заводов изготовителей, не представлена.

На основании изложенного, административный ответчик считает, что предписание от <дата> выдано законно и обоснованно.

В предыдущем судебном заседании заинтересованное лицо ФИО1 указала, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, Предписание выдано заинтересованным лицом законно. Правила технической эксплуатации теплоэнергоустановок содержат требования энергобезопасности и направлен на предотвращение аварий и несчастных случаев. Исходя из должностной инструкции ФИО5 осуществляет воздействие на органы управления – запорную арматуру, регулирующую арматуру, предохранительную арматуру, таким образом, осуществляет полномочия, предусмотренные п.<дата> Правил. Таким образом, ФИО5 относится функционально к оперативно-ремонтному персоналу. Ремонтный персонал вообще не допускается в тепловые пункты, только оперативный или ремонтно-оперативный. Приказом руководителя Учреждения ФИО5 было назначено дублирование, но тренировка с ним не была проведена. Свидетель ФИО11 не может быть одновременно на 1 и 3 этаже для контроля заполнения системы отопления при ее запуске, указанные функции выполняются группой не менее 3 человек в соответствии с правилами охраны труда по нарядной системе. По п.2 Предписания: часть системы трубопроводов здания, куда с внешнего источника поступает теплоноситель до 95 градусов при давлении 4-6 атмосфер – заварена (отрезана подача на калорифер), но указанный теплоноситель может поступить в указанную трубу, так как находится в единой системе трубопроводов. То есть, есть 1 общий вход теплоносителя с наружных сетей, а часть внутреннего трубопровода - ответвление на вентиляцию отключено запорной арматурой, а с другой стороны этот отрезок трубы присоединен к действующему трубопроводу. Поэтому, только заваривания недостаточно. Рассчитать и установить заглушку – это требование Правил, в целях исключения случайного выброса теплоносителя через неплотности. Так как запорная аппаратура коррозирует, может пропускать, возможен выброс теплоносителя. Глушка – это металлическая пластинка, которая вставляется во фланцевое соединение запорной арматуры через паранитовые прокладки, что обеспечивает плотность отключения от действующего трубопровода. Хвостовик - это хвост у металлической прокладки, чтобы видимо показать, что прокладка стоит. Правила предусматривают обязательное проведение планово-предупредительного ремонта. То есть ремонты осуществляются планово, независимо от того, хочется или нет, требуется или нет, есть сроки проведения ремонтов – ремонты должны быть проведены. После проведения ремонта должен быть составлен акт. Гидравлические испытания – это не ремонт, испытания проводятся как до ремонта, так и после.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО11 суду пояснил, что работает у истца с 2011 г. в должности инженера-энергетика, в обязанности входит следить за тепловыми установками: приточные и вытяжные системы, калориферы. Проводят ремонт только систем отопления. Делают плановые осмотры всех приточных систем, кондиционирование делать не могут, их отдельная компания обслуживает. Все включения делает он сам, персонал делает только то, что он говорит, все проходит под его руководством. Все аварии проходят в его присутствии. Проводят так же техническое обслуживание теплоэнергоустановок. Все заглушки ревизируются. Проводятся гидравлические испытания, промывку. ФИО5 занимается очисткой канализации, ливневой канализацией. После отопительного сезона делает ревизию системы отопления. Монтаж и регулировку по факту не осуществляет. Обходы делает ФИО5, в ИТП заходит, но под контролем свидетеля. Каждый год проводятся испытания. Заглушка после получения Предписания установлена, но без хвостовика. Полагает, что заглушка по правилам устанавливается временно, на ремонтируемом оборудовании. Часть оборудования демонтирована, а не ремонтируется. Хвостовик не ставили, трубы сплющили и заварили. Расчеты не нашли, как рассчитать заглушку не знают. Трубопровод в Учреждении работающий – 5-6 атмосфер, температура 80 гр. - от наружных систем. Видно, что заглушка стоит. Приказ руководства нужен только на сложное переключение. Имеется график ремонта, если вычеркнуто крестом, значит сделано. Совместно с представителем УКС принимают ИТП. Документов о ремонте нет. Планово-предупредительный ремонт – это значит, что проводится тех. обслуживание, решается, нужен ремонт или нет. Ремонтный персонал занимается обслуживанием канализации. Ремонт плановый делают по окончании отопительного сезона: делают задвижки, сальники, проводят гидравлические испытания, промывку. Все актируется. По теплоустановкам: все работы проводятся при свидетеле, все включения и отключения проводит он сам. Инструкция по вентиляционным камерам – была, по ней не работают. Наверно утверждена. Руководствуются только Правилами. Все просто – задвижка на вводе, задвижка на разводе. Приточная камера запаяна. Калорифер должен подогревать воздух. ФИО5 – просто ремонтный персонал, он слесарь-ремонтник. Свидетель его руководитель, ФИО5 ему подчиняется. Свидетель инженер-энергетик, подчиняется начальнику отдела. ФИО5 как ремонтник помогает по сантехнике, может радиатор отрегулировать. Он и слесарь-ремонтник, и слесарь-сантехник. Сделали дублирование – как по предписанию. Просто переписали Правила. Оперативный персонал дежурит сутками. Оперативно-ремонтного персонала у Учреждения нет. Ремонт теплоэнергоустановок проводится раз в год, после окончания отопительного сезона. Имеется разработанная документация, Учреждение такую не ведет, но фактически ремонт ведется. Акты испытаний делаются до ремонта. На задвижку ремонтная документация не нужна, это мелкий ремонт.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

БУ УР «Дом Дружбы народов» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного акционера от <дата>, согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от <дата>-р.

Приказом и.о. министра национальной политики Удмуртской Республики от <дата> на должность директора БУ УР «Дом Дружбы народов» назначена ФИО3 сроком на 5 лет.

Западно-Уральское управление Ростехнадзора является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору, являющейся органом федерального государственного энергетического надзора; осуществляет деятельность на основании Положения о Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору, утвержденном приказом Ростехнадзора от <дата>. Ростехнадзор осуществляет контрольно-надзорную деятельность в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Западно-Уральским управлением Ростехнадзора на 2017 год, утвержденным приказом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от<дата>-пр, согласованным с Прокуратурой по Приволжскому федеральному округу, размещенным на официальном сайте Западно-Уральского управления Ростехнадзора http:// www.zural.gosnadzor.ru.

Во исполнение п. 476 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Западно-Уральским управлением Ростехнадзора на 2017 год, на основании распоряжения заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора от<дата>-рп/у была проведена плановая выездная проверка в отношении Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Дом Дружбы народов», на предмет соблюдения обязательных требований энергетической безопасности при эксплуатации энергоустановок, установленных федеральными законами, нормативно-правовыми актами, нормативными техническими документами.

В результате указанной плановой проверки было выявлено 30 нарушений обязательных требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами, нормативно-правовыми актами и нормативными техническими документами в части эксплуатации тепловых и электрических энергоустановок.

Законному представителю юридического лица - директору БУ УР «Дом Дружбы народов» ФИО3 выданы акт проверки от <дата> и предписание э-17 от <дата>. Сроки устранения нарушений в предписании установлены следующие:

по 26 пунктам предписания - <дата>, по 4 пунктам предписания - <дата>.

В ходе проводимой с <дата> по <дата> на основании распоряжения заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО7 от <дата>-рп/у внеплановой проверки по контролю выполнения БУ УР «Дом дружбы народов» пунктов предписания э-17 от <дата>, срок исполнения которых был установлен <дата>, проведены осмотр энергоустановок, рассмотрены и проанализированы документы, представленные БУ УР «Дом Дружбы народов», и установлено:

1) выполнены требования пунктов 1.1,1.2,1.3,1.5,2.2,3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.1,4.2,4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 6.2, 6.3, 6.4 предписания от <дата>, ранее выданного Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, срок исполнения которых установлен <дата> (т.е. выполнены 23 пункта предписания);

2) не выполнены требования пунктов 1.4,2.3,2.4 предписания от <дата>, ранее выданного Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, срок исполнения которых установлен <дата> (т.е. невыполнены 3 пункта предписания), а именно:

не проведены обязательные формы работы с ФИО5, принятым на работу по обслуживанию тепловых энергоустановок слесарем-ремонтником, а именно; не проведена противоаварийная тренировка перед допуском его к самостоятельной работе (невыполнение пункта 1.4 предписания от <дата> (срок устранения <дата>);

Допущены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в части эксплуатации тепловых энергоустановок в соответствии с требованиями Правил, а именно: на отключенных трубопроводах, температура теплоносителя в которых более 45 град. С, не установлены заглушки, толщина которых должна соответствовать параметрам рабочей среды, которые должны иметь хорошо видимые хвостовики (невыполнение п. 2.3 предписания от <дата> (срок устранения <дата>);

не обеспечен планово-предупредительный характер технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок, ремонтная документация не ведется Невыполнение пункта 2.4 предписания от <дата> (срок устранения <дата>).

Указанное явилось основанием для вынесения оспариваемого Предписания от <дата>.

Акт проверки Западно-уральским Управлением Ростехнадзора БУ УР «Дом Дружбы народов№ от <дата> (далее – Акт проверки) с приложенным Предписанием получен представителем Учреждения по доверенности ФИО6<дата>.

<дата> Учреждение направило в Ростехнадзор возражения в отношении Акта проверки и выданного Предписания.

<дата> Ростехнадзором направлен мотивированный ответ на поступившие возражения, с указанием об отклонении возражений.

Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в суд <дата>.

Указанные обстоятельства следуют из текста искового заявления и отзыва административного ответчика на иск, пояснений представителей сторон и заинтересованного лица в судебных заседаниях выписки из ЕГРЮЛ от <дата>, предписания от <дата>, Акта проверки , возражений Учреждения в отношении Акта проверки и Предписания от <дата>, ответа Ростехнадзора на возражения от <дата> за .

Настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», поскольку заявителем оспаривается решение органа государственной власти, осуществляющего надзорные функции в отношении административного истца –Ростехнадзора.

В соответствии ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из административного искового заявления, расписки на акте проверки о получении указанного акта с приложенным к нему Предписанием, административный истец узнал о нарушении своих прав <дата>. Рассматриваемое административное исковое заявление согласно штампу входящей корреспонденции приемной суда подано учреждением в суд <дата>, то есть в установленный законом 3-месячный срок.

Оценивая доводы и доказательства сторон, представленные ими в обоснование своей позиции по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.

Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Оценивая доводы и доказательства сторон, представленные ими в обоснование своей позиции по делу, суд приходит к следующему.

1. Из текста административного искового заявления следует, что ФИО5 принят в Учреждение на должность слесаря-ремонтника производственного отдела <дата>. согласно выписки из штатного расписания Учреждения от <дата>ФИО5 является слесарем сантехником на 0.5 ставки и слесарем ремонтником на 1,0 ставки.

В соответствии с должностными инструкциями от <дата> по должностям слесаря-ремонтника и слесаря-сантехника (с которыми ФИО5 ознакомлен), а также должностной инструкции от 2017 года по должности «слесарь-ремонтник» (представлена Учреждением административному ответчику при проведении проверки исполнения предписания э-17 от <дата> в мае 2017 года) слесарь-ремонтник Учреждения обязан:

-поддерживать в исправном состоянии безаварийную и надежную работу обслуживаемых устройств;

-обеспечивать правильную эксплуатацию, техническое обслуживание, своевременный качественный ремонт оборудования в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию, действующими техническими условиями и нормами, осуществлять их монтаж и регулировку;

-выявлять причины износа, принимать меры по их предупреждению и устранению.

Из должностной инструкции слесаря-сантехника от 2017 года(представлена Учреждением административному ответчику при проведении проверки исполнения предписания от <дата> в <дата> года) следует, что слесарь-сантехник Учреждения обязан:

-поддерживать в исправном состоянии, безаварийную и надежную работу обслуживаемых устройств;

-обеспечивать правильную эксплуатацию, техническое обслуживание, своевременный и качественный ремонт узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию, действующими техническими условиями и нормами, осуществлять их монтаж и регулировку;

- выявлять причины износа, принимать меры по их предупреждению и устранению.

Кроме того, из должностных инструкций по должностям «слесарь-сантехник», «слесарь-ремонтник», утвержденных директором Учреждения ФИО3, и представленных Учреждением административному ответчику при проведении проверки исполнения предписания от <дата> в мае 2017 года следует, что перед допуском к самостоятельной работе с указанными работниками должны быть проведены подготовка с обучением на рабочем месте, продолжительностью от 2 до 14 смен, а в последующем, дублирование, продолжительностью от 2 до 12 смен, при этом, в процессе дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в соответствующих журналах.

В соответствии с приказом директора Учреждения ФИО3 от <дата> в период с <дата> по <дата> (12 смен) со слесарем-сантехником производственного отдела ФИО5 должно было быть проведено дублирование после стажировки с проверкой теоретических и практических знаний и умений комиссией Учреждения; ответственным лицом за дублирование назначен ФИО11; при положительных результатах проверки на КушаковаАСс. возложена обязанность подготовить проект приказа о допуске ФИО5 к работе.

Из копии выписки из Журнала регистрации инструктажей следует, что с ФИО5<дата> проведен первичный инструктаж, как с лицом, замещающим должность слесаря-ремонтника

Из копии удостоверения от <дата>, выданной заместителем директора Учреждения ФИО9 следует, что ФИО5, являющийся слесарем-ремонтником, допущен к работам по обслуживанию теплового пункта.

Приказом Минэнерго РФ от <дата> N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – ПТЭТЭ).

В силу раздела «Понятия» указанного приказа под теплоэнергоустановкой понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя; под эксплуатацией теплоэнергоустановки понимается период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.

«Тепловой пункт» - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более); "техническое обслуживание" - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (установки) при использовании его (ее) по назначению, хранении или транспортировке; ("МДК 4-02.2001. Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (утв. приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285)

В соответствии с п. 2.3.2. ПТЭТЭ в соответствии с принятой структурой в организации персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки, подразделяется:

- руководящие работники;

- руководители структурного подразделения;

- управленческий персонал и специалисты;

- оперативные руководители, оперативный и оперативно-ремонтный;

- ремонтный.

Приказом Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 утверждены Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации" далее – Правила работы с персоналом)

В силу п.2.6,2.8,2.9 Правил работы с персоналом:

"Оперативный персонал" - категория работников, непосредственно воздействующих на органы управления энергоустановок и осуществляющих управление и обслуживание энергоустановок в смене.

"Оперативно - ремонтный персонал" - категория работников из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления технологического оборудования.

"Ремонтный персонал" - категория работников, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом, наладкой и испытанием энергоустановок.)

Пунктом 2.16 Правил работы с персоналом установлено, что «дублированием» является управление энергоустановкой или несение других функций на рабочем месте, исполняемых под наблюдением лица, ответственного за подготовку дублера.

В соответствии с ПТЭТЭ:

2.7.1. При эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию.

9.1.1. В тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется:

- преобразование вида теплоносителя или его параметров;

- контроль параметров теплоносителя;

- регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты;

- отключение систем потребления теплоты;

- защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя;

- заполнение и подпитка систем потребления теплоты;

- учет тепловых потоков и расходов теплоносителя и конденсата;

- сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества;

- аккумулирование теплоты;

- водоподготовка для систем горячего водоснабжения.

В тепловом пункте в зависимости от его назначения и конкретных условий присоединения потребителей могут осуществляться все перечисленные функции или только их часть.

9.1.2. Устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании независимо от наличия центрального теплового пункта, при этом в индивидуальных тепловых пунктах предусматриваются только те функции, которые необходимы для присоединения систем потребления теплоты данного здания и не предусмотрены в центральном тепловом пункте.

9.1.3. При теплоснабжении от внешних источников теплоты и числе зданий более одного устройство центрального теплового пункта является обязательным.

9.1.52. Основными задачами эксплуатации являются:

- обеспечение требуемого расхода теплоносителя для каждого теплового пункта при соответствующих параметрах;

- снижение тепловых потерь и утечек теплоносителя;

- обеспечение надежной и экономичной работы всего оборудования теплового пункта.

9.1.53. При эксплуатации тепловых пунктов в системах теплопотребления осуществляется:

- включение и отключение систем теплопотребления, подключенных на тепловом пункте;

- контроль за работой оборудования;

- обеспечение требуемых режимными картами расходов пара и сетевой воды;

- обеспечение требуемых инструкциями по эксплуатации и режимными картами параметров пара и сетевой воды, поступающих на теплопотребляющие энергоустановки, конденсата и обратной сетевой воды, возвращаемых ими в тепловую сеть;

- регулирование отпуска тепловой энергии на отопительно-вентиляционные нужды в зависимости от метеоусловий, а также на нужды горячего водоснабжения в соответствии с санитарными и технологическими нормами;

- снижение удельных расходов сетевой воды и утечек ее из системы, сокращение технологических потерь тепловой энергии;

- обеспечение надежной и экономичной работы всего оборудования теплового пункта;

- поддержание в работоспособном состоянии средств контроля, учета и регулирования.

9.1.54. Эксплуатация тепловых пунктов осуществляется оперативным или оперативно-ремонтным персоналом.

Необходимость дежурства персонала на тепловом пункте и его продолжительность устанавливаются руководством организации в зависимости от местных условий.

9.1.55. Тепловые пункты периодически не реже 1 раза в неделю осматриваются управленческим персоналом и специалистами организации. Результаты осмотра отражаются в оперативном журнале.

В силу пунктов 2.3.8.4, 2.3.26-2.3.31 ПТЭТЭ с оперативными руководителями, оперативным и оперативно-ремонтным персоналом проводятся в том числе дублирование и контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки. Дублирование проходит оперативный, оперативно-ремонтный персонал и оперативные руководители после первичной проверки знаний настоящих Правил, длительного (более 6 месяцев) перерыва в работе или в других случаях по усмотрению руководителя организации или структурного подразделения. Допуск к дублированию оформляется распорядительным документом руководителя организации или структурного подразделения. В этом документе указывается срок дублирования и лицо, ответственное за подготовку дублера. Минимальная продолжительность дублирования после проверки знаний составляет для профессий, не относящихся к оперативным руководителям, старшим операторам, операторам и обходчикам тепловых энергоустановок, персоналу по обслуживанию автоматики и средств измерений - от 2 до 12 рабочих смен. В период дублирования, после проверки знаний, работник принимает участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в журнале противоаварийных тренировок.

Поскольку п.9.1.54 ПТЭТЭ прямо предусматривается, что эксплуатация тепловых пунктов осуществляется оперативным или оперативно-ремонтным персоналом, а из указанных выше правовых норм следует, что обслуживание является частью эксплуатации теплоэнергоустановок, при этом, в соответствии удостоверением ФИО5 допущен к работам по обслуживанию теплового пункта, и согласно имеющихся в деле должностных инструкций по всем занимаемым ФИО5 должностям («слесарь-сантехник», «слесарь-ремонтник») обязан осуществлять функции обеспечению правильной эксплуатации, техническому обслуживанию оборудования в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию, действующими техническими условиями и нормами осуществлять их монтаж и регулировку, то есть осуществлять воздействие в том числе на органы управления теплоэнергоустановками, суд приходит к выводу, что административным органом правильно определена категория персонала, к которой относится ФИО5 – как оперативно-ремонтный персонал. В связи с чем, на основании приведенных требований ПТЭТЭ перед допуском его к самостоятельной работе необходимо было проведение противоаварийной тренировки.

Ссылку административного истца на производственную инструкцию , как применяющуюся только для слесарей-сантехников суд отвергает, так как представленная в материалы дела производственная инструкция для слесарей-сантехников при эксплуатации ИТП и Венткамер и никем не утверждена, при этом, согласно уже упоминавшегося удостоверения ФИО5 допущен к обслуживанию теплового пункта Учреждения, данные о распределении функций по обслуживанию теплового пункта между указанными должностями (слесарь-ремонтник и слесарь–сантехник ), а также сведения в чем заключается функция обслуживания ФИО12 как слесарем–ремонтником теплового пункта суду не представлены; доказательства исключения из указанной функции ФИО5 воздействий на органы управления теплоэнергоустановкой (с учетом того, что в должностной инструкции ФИО5 указывается на необходимость регулировки оборудования, что само по себе подразумевает производство соответствующих работ на работающей теплоэнергоустновке) суду не предъявлялись. Кроме того, из представленных суду должностных инструкций инженера (энергетика) производственного отдела, начальника производственного отдела, не следует, что указанные функции воздействия на органы управления теплоэнергоустановок осуществляются данными лицами.

2. Вотношениип. 2 Предписания суд отмечает следующее.

В судебном заседании установлено, что теплоснабжение Учреждения осуществляется от внешнего источника (подача теплоносителя ООО «УКС»), при этом, теплоноситель подается с температурой до 95 градусов при давлении, превышающем атмосферное (5-6 атмосфер) через единый вход, в последующем, в тепловом пункте учреждения, с помощью системы трубопроводов производится распределение теплоносителя по теплоэнергоустановкам. Одна из теплоэнерго установок учреждения (калорифер) отключена в связи с большим энергопотреблением. Поэтому подающий на данную установку трубопровод обрезан и заварен со стороны общей системы трубопроводов. Таким образом, калорифер отрезан от подачи теплоносителя и попадание теплоносителя туда невозможно, в то же время, труба, которая ведет к калориферу с одного конца заварена, а другим концом включена в общую систему трубопроводов системы отопления Учреждения.

В силу п.9.2.6 ПТЭТЭ узловые точки внутрицеховых теплопроводов оборудуются секционными задвижками (вентилями) для отключения отдельных участков от системы.

Согласно п. 3.8.12 Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей (утв. Госэнергонадзором от 07.05.1992)при работе людей внутри теплопотребляющих установок, а также при недостаточной плотности отключающей фланцевой арматуры ремонтируемое оборудование должно быть отделено от действующего с помощью заглушек, толщина которых должна соответствовать параметрам рабочей среды. Заглушки должны иметь хорошо видимые хвостовики. Разрешается отключать одной задвижкой (без заглушек) теплопотребляющие установки по тем потокам, в которых рабочее давление не выше атмосферного и температура теплоносителя не более 45 град C.

Из акта от 13.10.2016, составленного Учреждением с участием представителя ресурсоснабжающей организации, следует, что в учреждении врезка в систему вентиляции отключена (демонтирована) с видимымм разрывом.

Таким образом, ни из показаний представителя административного ситца и свидетеля ФИО11, являющегося инженером-энергетиком Учреждения, ни из указанного акта не следует, что теплоэнергоустановка вентиляции (калорифер) демонтирована (демонтирована именно врезка – то есть отрезан подающий трубопровод). Указанный вывод также подтверждается и текстом административного искового заявления, из которого следует, что отключены (демонтированы) врезки на систему вентиляции, в связи с чем система выведена ООО «УКС» из тепловой нагрузки, потребляемой зданием.

Кроме того, из показаний свидетеля ФИО13 и заинтересованного лица ФИО2 однозначно следует, что температура теплоносителя в системе трубопроводов отопления Учреждения значительно превышает 45 градусов С, и подается под давлением в несколько раз выше атмосферного.

В соответствии с разделом «Понятия» ПТЭТЭ под консервацией теплоэнергоустановки понимается комплекс мероприятий по обеспечению определенного технической документацией срока хранения или временного бездействия тепловых энергоустановок и сетей (оборудования, запасных частей, материалов и др.) путем предохранения от коррозии, механических и других воздействий человека и внешней среды; эксплуатация теплоэнергоустановки - период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.

В соответствии с пунктами 2.7.15-2.7.17 2.7.15. консервация тепловых энергоустановок в целях предотвращения коррозии металла проводится как при режимных остановах (вывод в резерв на определенный и неопределенный сроки, вывод в текущий и капитальный ремонт, аварийный останов), так и при остановах в продолжительный резерв или ремонт (реконструкцию) на срок не менее шести месяцев. В каждой организации на основании действующих нормативно-технических документов разрабатываются и утверждаются техническое решение и технологическая схема по проведению консервации конкретного оборудования тепловых энергоустановок, определяющие способы консервации при различных видах остановов и продолжительности простоя. В соответствии с принятым техническим решением составляется и утверждается инструкция по консервации оборудования с указаниями по подготовительным операциям, технологией консервации и расконсервации, а также по мерам безопасности при проведении консервации.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку надлежащим образом теплоэнергоустановка «калорифер» не демонтирована и не законсервирована (не переведена в режим бездействия) произведенный разрез трубопровода, подающего теплоноситель на калорифер, фактически должен быть расценен как разновидность ремонтного воздействия.

Иное толкования произведенного воздействия, повлекшего, по сути, изменение системы отопления Учреждения без наличия соответствующего проектного решения свидетельствовало бы о возможности произвольного, вне детально регламентированного законодательно процесса эксплуатации теплоэнергоустановок изменения источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ - имеющийся трубопровод содержит в себе теплоноситель с температурой и давлением, представляющими опасность для окружающих, именно поэтому, деятельность по эксплуатации теплоэнергоустановок так тщательно регламентирована законодателем).

При этом, суд отмечает, что согласно акта проверки Ростехнадзором Учреждения от <дата>, что система теплоснабжения здания выполнена про проекту ЗАО «Удмуртгражданпроект», прошедшему Главгосэкспертизу по УР <дата>.

Обязательность проектирования теплоснабжения зданий предусматривается«СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов», «СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов».

Согласно материалов дела на одном из ответвлений от действующего общего подающего трубопровода к трубопроводу теплоснабжения системы вентиляции после запорной фланцевой задвижки с одной стороны труба заварена, т.е. отключена с применением сварки. Таким образом, в нарушение правил во фланцевом соединении этой отключающей задвижки не установлена заглушка (металлическая пластина определенной толщины), толщина которой должна быть рассчитана и соответствовать параметрам рабочей среды. Установка заглушки должна обеспечить невозможность прорыва горячей воды из действующего общего подающего и общего обратного трубопровода, и исключить вероятность нанесения ожогов обслуживающему персоналу. Поскольку контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации энергоустановок является функцией надзорного органа - суд приходит к выводу, о том, что п.2 предписания также соответствует требованиям закона.

При этом, суд также отмечает, что из пояснений свидетеля ФИО11 следует, что после получения Предписания, заглушка установлена, но без хвостовика.

Кроме того, как следует из Акта проверки Ростехнадзором Учреждения от <дата>, реконструкция системы теплоснабжения здания Учреждения проведена на основании проекта «Удмуртгражданпроекта», заключение о соответствии (ЗОС) исполненной системы проекту получено <дата>.Фланец - это способ соединения труб, задвижек, насосов и другого оборудования, для формирования системы трубопроводов; фланцевое соединение состоит из закрепленных с помощью болтов двух фланцев и прокладки между ними, для обеспечения герметичности. В силу п.<дата> ПТЭТЭ в процессе эксплуатации систем отопления должна производиться замена уплотняющих прокладок фланцевых соединений не реже 1 раза в 5 лет. Согласно Акта от <дата> врезка на систему вентиляции отключена <дата>. То есть уже по состоянию на дату отключения, фланцевое соединения трубопровода было в эксплуатации более 5 лет (и находится в эксплуатации и в настоящее время, что подтверждается фотографией места среза трубы). При этом, Актом проверки также выявлено, что ремонтная документация в Учреждении не ведется, что нашло свое подтверждение в судебном заседании (п.3). Таким образом, в отсутствие доказательств того, что указанная прокладка менялась в установленные сроки, оснований для вывода о том, что плотность отключающей фланцевой арматуры достаточна, не имеется.

3. Относительно п.3 оспариваемого Предписания суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктами 2.7.1-2.7.3, 2.7.7-2.7.14 ПТЭТЭ при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией. Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации. Объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния. Система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации. При планировании технического обслуживания и ремонта проводится расчет трудоемкости ремонта, его продолжительности (время простоя в ремонте), потребности в персонале, а также в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях. При техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, контроль за соблюдением эксплуатационных инструкций, испытания и оценки технического состояния) и некоторые технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладку, очистку, смазку, замену вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов). Основными видами ремонтов тепловых энергоустановок и тепловых сетей являются капитальный и текущий. В системе технического обслуживания и ремонта предусматриваются:

- подготовка технического обслуживания и ремонтов;

- вывод оборудования в ремонт;

- оценка технического состояния тепловых энергоустановок и составление дефектной ведомости;

- проведение технического обслуживания и ремонта;

- приемка оборудования из ремонта;

- консервация тепловых энергоустановок;

- контроль и отчетность о выполнении технического обслуживания, ремонта и консервации тепловых энергоустановок.

Периодичность и продолжительность всех видов ремонта устанавливаются нормативно-техническими документами на ремонт данного вида тепловых энергоустановок. Организация ремонтного производства, разработка ремонтной документации, планирование и подготовка к ремонту, вывод в ремонт и производство ремонта, а также приемка и оценка качества ремонта тепловых энергоустановок осуществляются в соответствии с нормативно-технической документацией, разработанной в организации на основании настоящих Правил и требований заводов-изготовителей.

Приемка тепловых энергоустановок из капитального ремонта производится рабочей комиссией, назначенной распорядительным документом по организации. Приемка из текущего ремонта производится лицами, ответственными за ремонт, исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

При приемке оборудования из ремонта производится оценка качества ремонта, которая включает оценку:

- качества отремонтированного оборудования;

- качества выполненных ремонтных работ.

Оценки качества устанавливаются:

- предварительно - по окончании испытаний отдельных элементов тепловой энергоустановки и в целом;

- окончательно - по результатам месячной подконтрольной эксплуатации, в течение которой должна быть закончена проверка работы оборудования на всех режимах, проведены испытания и наладка всех систем.

Работы, выполняемые при капитальном ремонте тепловых энергоустановок, принимаются по акту. К акту приемки прилагается вся техническая документация по выполненному ремонту (эскизы, акты промежуточных приемок по отдельным узлам и протоколы промежуточных испытаний, исполнительная документация и др.).

Акты приемки тепловых энергоустановок из ремонта со всеми документами хранятся вместе с техническими паспортами установок. Все изменения, выявленные и произведенные во время ремонта, вносятся в технические паспорта тепловых энергоустановок, схемы и чертежи.

На основании пункта 6.2.26ПТЭТЭ для контроля состояния оборудования тепловых сетей и тепловой изоляции, режимов их работы регулярно по графику проводится обход теплопроводов и тепловых пунктов. График обхода предусматривает осуществление контроля состояния оборудования как слесарями-обходчиками, так и мастером. Частота обходов устанавливается в зависимости от типа оборудования и его состояния, но не реже 1 раза в неделю в течение отопительного сезона и одного раза в месяц в межотопительный период. Тепловые камеры необходимо осматривать не реже одного раза в месяц; камеры с дренажными насосами - не реже двух раз в неделю. Проверка работоспособности дренажных насосов и автоматики их включения обязательна при каждом обходе. Результаты осмотра заносятся в журнал дефектов тепловых сетей. Дефекты, угрожающие аварией и инцидентом, устраняются немедленно. Сведения о дефектах, которые не представляют опасности с точки зрения надежности эксплуатации тепловой сети, но которые нельзя устранить без отключения трубопроводов, заносятся в журнал обхода и осмотра тепловых сетей, а для ликвидации этих дефектов при ближайшем отключении трубопроводов или при ремонте - в журнал текущих ремонтов. Контроль может осуществляться дистанционными методами.

В силу п.13.1-13.2 ПТЭТЭ для обеспечения безопасной работы тепловых энергоустановок и предотвращения повреждений, которые могут быть вызваны дефектами изготовления деталей, а также развитием процессов эрозии, коррозии, снижением прочностных и пластических характеристик при эксплуатации, должен быть организован контроль за состоянием основного и наплавленного металла; контроль за металлом проводится по планам, утвержденным техническим руководителем, в сроки и объемах, предусмотренных нормативно-техническими документами, как правило, неразрушающими методами контроля. В нормативно-технических документах содержатся требования по входному контролю и контролю за металлом в пределах нормативного ресурса. Техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводится специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу.

В соответствии с п.9.3.22 ПТЭТЭ 9.3.22. в процессе эксплуатации систем отопления следует:

- осматривать элементы систем, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов на чердаках, в подвалах и каналах), не реже 1 раза в месяц;

- осматривать наиболее ответственные элементы системы (насосы, запорную арматуру, контрольно-измерительные приборы и автоматические устройства) не реже 1 раза в неделю;

- удалять периодически воздух из системы отопления согласно инструкции по эксплуатации;

- очищать наружную поверхность нагревательных приборов от пыли и грязи не реже 1 раза в неделю;

- промывать фильтры. Сроки промывки фильтров (грязевиков) устанавливаются в зависимости от степени загрязнения, которая определяется по разности показаний манометров до и после грязевика;

- вести ежедневный контроль за параметрами теплоносителя (давление, температура, расход), прогревом отопительных приборов и температурой внутри помещений в контрольных точках с записью в оперативном журнале, а также за утеплением отапливаемых помещений (состояние фрамуг, окон, дверей, ворот, ограждающих конструкций и др.);

- проверять исправность запорно-регулирующей арматуры в соответствии с утвержденным графиком ремонта, а снятие задвижек для их внутреннего осмотра и ремонта - не реже 1 раза в 3 года, проверка плотности закрытия и смену сальниковых уплотнений регулировочных кранов на нагревательных приборах - не реже 1 раза в год;

- проверять 2 раза в месяц закрытием до отказа с последующим открытием регулирующие органы задвижек и вентилей;

- производить замену уплотняющих прокладок фланцевых соединений - не реже 1 раза в пять лет.

Таким образом, указанными положениями ПТЭТЭ прямо предусматривается планово-предупредительный характер ремонтов теплоэнергоустановок; обязательность оформления документации по проведению ремонта.

Из изложенных правил следует, что не требуется фактическое наличие поломки - ввиду повышенной опасности теплоэнергоустановок ремонтные работы носят предварительный (предупредительный) характер. Таким образом, доводы административного иска о том, что ремонт системы вентиляции Учреждения не производился в 2016 году и не планируется в 2017 году ввиду того, что данная система введена в эксплуатацию недавно и является относительно новой, сбои в ее работе не наблюдались, проводится только ее плановое обслуживание, подлежат отклонению.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что работы по проведению планово-предупредительного ремонта теплоэнергоустановок Учреждением на 2017 год запланированы, что подтверждается утвержденным директором Учреждения <дата> Годовым планом-графиком предупредительного ремонта теплоэнергоустановок. Как следует из пояснений свидетеля ФИО11 в судебном заседании, в учреждении проводится планово-предупредительный ремонт теплоэнергоустановок согласно указанного Годового плана-графика, проведение работ подтверждается вычеркиванием крестом на самом Годовом плане-графике соответствующего вида работ. В то же время, суд отмечает, что такое ведение документации не соответствует требованиям ПТЭТЭ, в связи с чем должностным лицом Ростехнадзора сделан правильный вывод о необеспечении планово-предупредительного характера технического обслуживания и ремонта теплоэнергоустановок, так как из представленного документа невозможно сделать вывод как, кем и в каком объеме, какие работы произведены, то есть сам факт проведения технического обслуживания и ремонта теплоэнергоустановок первичными документами в соответствии с вышеизложенными требованиями ПТЭТЭ не подтвержден: по всем ремонтнымработам на системах теплоснабжения Учреждения, указанным в Годовом плане-графике, ремонтная документация, подтверждающая подготовку к ремонту, вывод в ремонт и производство ремонта, а также приемку и оценку качества ремонта тепловых энергоустановок в соответствии с нормативно-технической документацией, разработанной в организации на основании ПТЭТЭ и требований заводов изготовителей отсутствует. Факт того, что соответствующая ремонтная документация не ведется, следует как из текста административного искового заявления, так и из пояснений свидетеля ФИО11

Относительно доводов о том, что в оспариваемом Предписании не указаны конкретные действия, которые Учреждение должно совершить в целях устранения выявленных нарушений, суд отмечает, Предписание содержит конкретные, не предусматривающие двоякого толкования сведения о выявленных нарушениях, с указанием того, каким конкретно правовым нормам должно соответствовать выполнение устранения соответствующего нарушения, а, следовательно, является исполнимым. Кроме того, по п. 3 Предписания, суд отмечает, что в данной части ПТЭТЭ содержат отсылочные и бланкетные нормы, требующие учета нормативов (как технических, так и в части установления сроков проведения соответствующих мероприятий) заводов-изготовителей соответствующего оборудования. Очевидно, что анализ указанных требований и разработка соответствующей требованиям ПТЭТЭ системы технического обслуживания и ремонта теплоэнергоустановок не относится к полномочиям надзорного органа.

С учетом вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу, что предписание от <дата> выдано законно и обоснованно, в связи с чем требования Бюджетного учреждения «Дом дружбы народов» к Западно-Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора по Удмуртской Республике Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от <дата>э17удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Бюджетного учреждения «Дом дружбы народов» к Западно-Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора по Удмуртской Республике Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от <дата>- отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда изготовлено 11.10.2017 г.

Судья - С.И. Арсагова