34RS0002-01-2019-002421-76 2а-2873/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2019 года г. Волгоград
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Абакумовой Е.А.
при секретаре судебного заседания Перевязко М.А.
с участием административного истца – ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Дзержинского района Волгограда о признании незаконным и отмене решения о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Дзержинского района Волгограда о признании незаконным и отмене решения, в обоснование предъявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ он уведомил администрацию Дзержинского района о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: Волгоград, <адрес> на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности. К уведомлению приложил все необходимые документы: заявление, схему, письмо, постановление, правоустанавливающие документы. По результатам рассмотрения, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Дзержинского района Волгограда было вынесено уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Уведомляя о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, административный ответчик указал, что на земельном участке отсутствует объект индивидуального жилищного строительства, планируемый к реконструкции. Полагая, что уполномоченный орган вправе отказать в соответствии планируемого строительства или реконструкции только в случаях, описанных в п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а начало проведения строительных работ к таковым основаниям не относится.
Полагая, что данное уведомление существенно нарушает его права, является незаконным и не позволяет приступить к строительству дома и оформлять необходимые для этого документы административный истец просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Обязать администрацию Дзержинского района Волгограда в установленном действующем законодательстве порядке рассмотреть вопрос о выдаче ФИО1 уведомление о соответствии указанным в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал, по основаниям изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что лишен возможности начать строительство дома на принадлежащем ему земельном участке, по причине получения оспариваемого уведомления. На протяжении нескольких лет он выдается собрать все необходимые разрешительные документы, чтобы начать строительство дома. При этом отмечал, что изначально планировалась реконструкция старого индивидуального жилого дома, располагавшегося на земельном участке, однако с затянувшейся процедурой сбора необходимых документов и разрешений, старый дом за ветхостью и угрозой разрушения пришлось снести. В настоящее время на земельном участке дом отсутствует. Полагает, что на указание в уведомлении, поданном им в качестве цели его подачи «реконструкция объекта индивидуального жилого дома» при том, что старый дом уже был снесен, не могло повлечь направление ему уведомления о несоответствии. Положения ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ такого основания для отказа не предусматривают.
Представитель административного ответчика – администрации Дзержинского района г.Волгограда ФИО2., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что поступившее от ФИО1 уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено в установленный срок и ДД.ММ.ГГГГ административному истцу вручено уведомление №/сн о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, по причине несоответствии я заявленной цели фактическим обстоятельствам, так как администрацией было установлено отсутствие на земельном участке объекта, планируемого к реконструкции. Поскольку данное уведомление не нарушат прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку не лишает его возможности обращения с соблюдением требований регламента и действующего законодательства, отсутствует совокупность условий для признания незаконным решения администрации Дзержинского района Волгограда предусмотренная ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии ч. 1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно положениям ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), помимо прочего должно содержать: 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются документы, указанные в части 3 названной статьи.
В соответствии с п. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 747 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг", руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 244 утвержден, административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке" (далее - административный регламент).
Судом по настоящему делу судом установлено.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Дзержинского района г.Волгограда ФИО1 бело подано уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, с приложением схематичного изображения планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, копия ответа на запрос в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства; правоустанавливающие документы.
В разделе 3. Сведения об объекта капитального строительства в п. 3.2 - цель подачи уведомления (строительство или реконструкция) указано: «реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства.
Административным ответчиком в ходе проверки сведений, изложенных ФИО1 в уведомлении проведен визуальный осмотр земельного участка по адресу: Волгоград, <адрес>, в ходе которого установлено что на земельном участке, расположенном на названному адресу отсутствует объект индивидуального жилищного строительства, планируемый к реконструкции, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.
По результатам рассмотрения уведомления ФИО1 администрацией Дзержинского района Волгограда подготовлено уведомление №/сн о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором ФИО1 уведомлялся о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по основаниям отсутствия объекта индивидуального жилищного строительства, планируемого к реконструкции на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Волгоград, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца ФИО1 направлено письмо о возможности получения результата рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции.
В судебном заседании административный истец указал, что изначально ранее существовавший на земельном участке по адресу: Волгоград, <адрес> планировался к реконструкции. Вместе с тем в связи с необходимостью согласования реконструкции с контролирующими органами, проведением публичных слушаний для получения разрешения на отклонение о предельно допустимых параметров реконструкции и строительства, названный индивидуальный жилой дом был снесен в связи с его ветхостью и угрозой саморазрушения. Поэтому в уведомлении в качестве цели его подачи указан реконструкция.
При этом административный истец полагает, что данные обстоятельства не относятся к случаям, указанным в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, являющимися основанием к уведомлению о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В качестве оснований для принятия решения и направлении уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствия объекта индивидуального жилищного строительства, планируемого к реконструкции на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Волгоград, <адрес>, как несоответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, что согласуется с положениями п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ.
При этом, суд учитывает, что административный истец не лишен права и возможности повторного обращения в администрация Дзержинского района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, с указанием достоверной цели в виде строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
Нарушение норм ст. 51.1 ГрК РФ, а также положений Регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке", утвержденного Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 244, в связи с чем правовые основания для признания полученного административным истцом уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ год о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке незаконным и возложении обязанности рассмотреть вопрос выдачи ФИО1 уведомления о соответствии у суда отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при рассмотрении административного дела, об оспаривании решения, действия (бездействия) администрации Дзержинского района, перечислены в п. 9 ч. 2 ст.226 КАС РФ, согласно которому, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из толкования во взаимосвязи названных норм следует, что критерием признания судом решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным, является неисполнение обязанностей, возложенных на него нормативными актами, закрепляющими полномочия этого должностного лица и необходимость восстановления прав гражданина, нарушенных допущенным решением, действием (бездействием) данного должностного лица.
Между тем, в рассматриваемом административном споре, отсутствует предусмотренная ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупность условий для признания незаконным и отмене решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и возложении обязанности на администрацию Дзержинского района Волгограда рассмотреть вопрос о выдаче административному истцу уведомления о соответствии указанном в уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке незаконным.
С учетом установленного несоответствия цели подачи уведомления обстоятельствам, сложившимся на момент его подачи, а также отсутствием доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного ответчика, наличием у ФИО3 права на обращение к административному ответчику с уведомлением, содержащим достоверные сведения об объекта планируемом к строительству, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению административного иска ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Дзержинского района Волгограда о признании незаконным решения о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности на администрацию Дзержинского района Волгограда рассмотреть вопрос о выдаче ФИО1 В.Б. уведомления о соответствии указанным в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства устрановленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Абакумова