ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2873/2021 от 24.06.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело <номер>а-2873/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 24 июня 2021 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Эркеновой Ю.Б., при секретаре Купиной В.М., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе Республики Марий Эл ФИО2, администрации Главы Республики Марий Эл о признании Указа Главы Республики Марий Эл от <дата><номер> «О министре сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл» незаконным с момента его принятия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к Главе Республики Марий Эл ФИО2, администрации Главы Республики Марий Эл о признании незаконным Указа Главы Республики Марий Эл от <дата><номер> «О министре сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл» с момента его принятия.

В обоснование исковых требований указано, что <дата> на интернет-портале Главы Республики Марий Эл размещен Указ Главы Республики Марий Эл ФИО2 <номер> «О министре сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл». С <дата> на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл назначен ФИО3 Данная процедура осуществлена Главой Республики Марий Эл с нарушением установленного порядка согласования с Государственным Собранием Республики Марий Эл. Принимая Указ о назначении на должность министра сельского хозяйства и продовольствия с <дата> ФИО3, Глава Республики Марий Эл нарушил права и законные интересы депутатов, а также порядок назначения членов Правительства Республики Марий Эл. Незаконные действия Главы нарушают право депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл на принятия решения по выбору кандидатуры на должность члена правительства, конституционное право на участие в формировании исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл. Оспариваемый Указ Главы Республики Марий Эл нарушает установленный порядок назначения должностных лиц Правительства Республики Марий Эл, является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебное заседание - <дата> явился административный истец ФИО1, после возвращения председательствующего из совещательной комнаты, где разрешался вопрос об отводе судьи Эркеновой Ю.Б., административный истец ФИО1 в зал судебного заседания не явился. Ходатайство административного истца об отложении судебного заседания отклонено судом.

Административный ответчик Глава Республики Марий Эл ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков Главы Республики Марий Эл ФИО2, администрации Главы Республики Марий Эл ФИО4, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, указав, что оспариваемый ненормативный акт принят Главой в соответствии с установленным порядком согласования, по итогам которого Государственным Собранием Республики Марий Эл назначение данного должностного лица было одобрено.

Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседаниипросила в удовлетворении административного искового требования отказать, пояснила по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, указав, что требования регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл при рассмотрении вопроса согласования назначения ФИО3 на должность министра сельского хозяйства и продовольствиябыли выполнены.

Заинтересованное лицо – министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, представил отзыв на административное исковое заявление, которым просил в удовлетворении требований отказать.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Янгабышева С.Г., который просил в удовлетворении требований отказать, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Республики Марий Эл.

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл формирует высший исполнительный орган государственной власти - Правительство Республики Марий Эл.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от <дата><номер> «О Правительстве Республики Марий Эл» назначение на должность первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, министров Республики Марий Эл, руководящих сферами финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, осуществляется Главой Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Обязанность по формированию Правительства Республики Марий Эл, а также внесения в его состав изменений является одним из полномочий Главы Республики Марий Эл. Выбор представляемых Государственному Собранию Республики Марий Эл кандидатур членов Правительства Республики Марий Эл является прерогативой Главы Республики Марий Эл. Закон, не ограничивая данное право, позволяет Главе Республики Марий Эл самому определять вариант его реализации.

Из Указа Президента Российской Федерации от <дата><номер> «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» следует, что должности первого заместителя, заместителя высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, члена высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены к государственным должностям субъектов Российской Федерации.

В целях реализации названных норм законодательства Российской Федерации Указом Президента Республики Марий Эл от <дата><номер> «О Реестре государственных должностей Республики Марий Эл» утвержден Реестр государственных должностей Республики Марий Эл, в соответствии с которым должность министра Республики Марий Эл является государственной должностью Республики Марий Эл.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от <дата><номер> «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 73, пунктом «и» статьи 79, частью 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл, в том числе, относится согласование по представлению Главы Республики Марий Эл назначения членов Правительства Республики Марий Эл. Глава Республики МарийЭл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл, и соответственно, вносит в его состав изменения. Компетенция, структура, порядок формирования Правительства Республики Марий Эл и перечень членов Правительства Республики Марий Эл, подлежащих согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл при назначении на должность, определяются законом.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от <дата><номер> «О Правительстве Республики Марий Эл» кандидатура министра сельского хозяйства Республики Марий Эл при его назначении на должность вносится для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл.

Согласование Государственным Собранием Республики Марий Эл назначения членов Правительства Республики Марий Эл, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от <дата><номер>-П «О Регламенте Государственного Собрания Республики Марий Эл».

ФИО1 является депутатом Государственного собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.

В силу статьи 6 Закона Республики Марий Эл от <дата><номер>-III «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл», одними из форм осуществления депутатской деятельности являются: участие в заседаниях Государственного Собрания Республики Марий Эл в порядке, установленном Регламентом; участие в работе комитетов Государственного Собрания Республики Марий Эл, комиссий, согласительных комиссий Государственного Собрания Республики Марий Эл; участие в заседаниях Президиума Государственного Собрания Республики Марий Эл; участие в выполнении поручений Государственного Собрания Республики Марий Эл и его органов.

Таким образом, административный истец, обратившийся с настоящим иском, являясь депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва и в порядке статьи 218 КАС РФ вправе оспаривать ненормативный правовой акт, принятый Главой Республики Марий Эл, если при принятии этого ненормативного правового акта были нарушены его права как депутата.

<дата> Главой Республики Марий Эл издан Указ <номер> «О министре сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл» о назначении ФИО3 с <дата> Министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.

<дата> Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл были направлены материалы для согласования назначения ФИО3 на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, которые были приняты Государственным Собранием Республики Марий Эл в тот же день.

Судом установлено, что <дата> состоялась семнадцатая сессия Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва, на рассмотрение было поставлено представление о согласовании назначения ФИО3 на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Государственным Собранием, по результатам которого большинством голосов от числа избранных депутатов принято постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл <номер>-П «О согласовании ФИО3 для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл».

Указанное постановление размещено на официальном сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Законодательством Российской Федерации и действующим нормативно-правовым законодательством Республики Марий Эл не определен срок, в течение которого кандидатура на государственную должность может быть рассмотрена законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Также нет указаний на срок, в течение которого Главой Республики Марий Эл может быть направлено представление (материалы) в Государственное Собрание Республики Марий Эл для согласования нового члена Правительства Республики Марий Эл.

Конституцией Республики Марий Эл установлен срок формирования Правительства Республики Марий Эл только в случае формирования нового Правительства Республики Марий Эл в полном составе (часть 4 статьи 85 Конституции Республики Марий Эл:Глава Республики Марий Эл в течение двух месяцев с момента отставки Правительства Республики Марий Эл обязан сформировать новое Правительство Республики Марий Эл).

Доводы административного истца о том, что с изданием оспариваемого Указа Главы Республики Марий Эл были нарушены права депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл, в том числе и его как депутата, на принятие решения и свободного волеизъявления по выбору кандидатуры на должность члена Правительства Республики Марий Эл до его назначения на должность, а также установленное конституционное право на участие в формировании исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл являются необоснованными по следующим основаниям.

Подпунктом «д» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»предусмотрено, что одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации закреплен принцип сбалансированности полномочий исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из смысла норм федерального законодательства, участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в утверждении или согласовании назначения его отдельных должностных лиц не может затрагивать прерогативу высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в конечном счете самостоятельно решать данный вопрос, а использование законодателем субъекта предусмотренных Федеральным законом №184-ФЗсогласительных процедур, во всяком случае, не должно парализовать деятельность входящих в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лишать их самостоятельности при осуществлении принадлежащих им полномочий в конституционно- правовой системе разделения властей (абзац 3 пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от <дата><номер>).

При буквальном толковании положений части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от <дата><номер>-З внесение на согласование Государственное Собрание Республики Марий Эл того или иного члена Правительства Республики Марий Эл, определенного частью 4 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от <дата><номер>, возможно при одновременном назначении Главой Республики Марий Эл его на ту или иную государственную должность Республики Марий Эл и направлении на согласование в Государственное Собрание Республики Марий Эл соответствующих материалов (представления), что и имело место в данном случае.

Таким образом, издание Главой Республики Марий Эл Указа от <дата><номер> и внесение Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл представления для согласования назначения ФИО3 на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл осуществлено в соответствии с положениями Конституции Республики Марий Эл и Законом Республики Марий Эл от <дата><номер>.

В силу статьи 84 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Вопросы применения норм права и их толкования при рассмотрении конкретных споров отнесены к компетенции судов.

Лингвистическая экспертиза текста - это регламентированное лингвистическое исследование устного и/или письменного текста. Итог экспертизы - заключение по вопросам, разрешение которых требует применения специальных познаний в языкознании.

В данном случае дело об оспаривании ненормативного правового акта носит публично-правовой характер, предметом судебного разбирательства является исключительно правовой конфликт в сфере нормотворчества, где суд осуществляет функции нормоконтроля, именно судом при проверке законности ненормативного акта дается оценка оспариваемому акту на предмет соответствия его действующему законодательству, в силу чего в данном случае каких-либо специальных познаний в области лингвистики не требуется.

Учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заключение Центра лингвистических экспертиз и редактирования ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова, представленное стороной административного истца, не относится к рассматриваемому делу.

С учетом анализа норм вышеприведенного законодательства, а также пояснений сторон, суд приходит к выводу, что принятие оспариваемого ненормативного правового акта не может рассматриваться как ограничение свободы волеизъявления ФИО1 как депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл при принятии решения о согласовании назначения должностного лица на должность министра сельского хозяйства и продовльствия Республики Марий Эл, так как депутат свободен впринятии решения голосовать «за» или «против» представленной Главой Республики Марий Эл кандидатуры.

Как следует из пояснениялиц, участвующих в деле и материалов дела, ФИО1 при принятии решения путем голосования по данному вопросу участия не принимал, по своей воле и по своей инициативе покинув сессию, выразив отказ от выражения своего мнения по данному вопросу, что является одной из форм реализации права на свободу волеизъявления. Препятствий по исполнению депутатом своих обязанностей судом не установлено.

Оснований полагать, что в данном случае имело место нарушение прав ФИО1 как гражданина, у суда также не имеется.

Таким образом, судом не установлено нарушений прав административного истца как депутата представительного органа при принятии оспариваемого Указа Главы Республики Марий Эл о назначении министром сельского хозяйстваи продовольствия Республики Марий Эл ФИО3

В ходе рассмотрения дела установлено, что Главой Республики Марий Эл после издания Указа направлены материалы в Государственное Собрание Республики Марий Эл для согласования назначения ФИО3, Государственным Собранием Республики Марий Эл данное представление поставлено на обсуждение, созданы соответствующие условия для выполнения депутатами своих функций по согласованию назначения данной государственной должности в рамках проведения семнадцатой сессии,ФИО1 участвовал в данной сессии.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ условий для удовлетворения административного иска об оспаривании ненормативного правового акта Главы Республики Марий Эл, поскольку нарушений норм законодательства, а также прав и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков Главы Республики Марий Эл и администрации Главы Республики Марий Эл не допущено.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Марий Эл от <дата><номер> «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» правовые акты Главы Республики Марий Эл, не имеющие нормативный характер, вступают в силу со дня их подписания.

С учетом даты подписания оспариваемого ненормативного правового акта <дата> и даты обращения с административным иском в суд <дата>, трехмесячный срок, установленный статьей 219 КАС РФ, является соблюденным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Главе Республике Марий Эл ФИО2, администрации главы Республики Марий Эл о признании Указа Главы Республики Марий Эл от <дата><номер> «О министре сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл» незаконным с момента его принятия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Б.Эркенова

Мотивированное решение

составлено 1 июля 2021 года